Функциональная структура поведенческого акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Функциональная асимметрия полушарий – это характеристика распределения психических функций между правым и левам полушариями головного мозга.

Содержание

I. Функциональная асимметрия полушарий. 1/Виды функциональной асимметрии…………………………………………...3
2.Специализация полушарий головного мозга………………………………….3
3. Краткая история исследований функциональной асимметрии полушарий..4
4. Проявление и значение функциональной асимметрии специализации полушарий мозга………………………………………………………………….6
а). Асимметрия полушарий и эмоции…………………………………………...6
в). Асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности…………..7
5. Взаимоотношение полушарий и творческая деятельность………………….9
II. Функциональная структура поведенческого акта. 12
1. Функциональная структура. 12
2. Стадии поведенческого акта. 13
Список литературы………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИОЛОГИИ.docx

— 38.58 Кб (Скачать)

б) Асимметрия мозга  и особенности мыслительной деятельности.

Использование методик, с помощью которых можно избирательно воздействовать только на одно полушарие, позволило исследователям продемонстрировать значительные различия в умственных способностях двух полушарий. Полагают, что: Левое полушарие участвует  в основном в аналитических процессах; это полушарие – база для логического  мышления. Преимущественно оно обеспечивает речевую деятельность – ее понимание  и построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов осуществляется в нем, по-видимому, последовательно. Правое полушарие  обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в  обращении с пространственными  сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом.

Правое полушарие  лучше, чем левое, справляется с  различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных каналов, глубины в стереоскопических  изображениях. Однако левое полушарие  обнаруживает большие способности  в отношении других аспектов зрительно-пространственного  восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются  только одной чертой. Правое полушарие  лучше различает их, когда они  отличаются не одной, а многими чертами. Предполагают, что левое полушарие  превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные  конфигурации. Это различие согласуется  с клиническими данными. При патологиях правого полушария рисунки больных  утрачивают целостность общей конфигурации. При поражении левого полушария  основная конфигурация объекта обычно воспроизводится, но рисунок обеднен  деталями. "Пространственное" правое и "временное" левое полушарие  вносят каждое важный вклад в большинство  видов когнитивной деятельности. По-видимому, у левого полушария  больше возможностей во временной и слуховой областях, а у правого – в пространственной и зрительной.

Следует отметить, что  каждое полушарие, функционируя изолированно, предпочитает формировать целостное  изображение. Это особенно очевидно у больных с "расщепленным мозгом". Когда такому больному, фиксирующему точку на экране, предъявляли рисунки-химеры (изображения, составленные из половинок  двух разных объектов) и спрашивали, что он видит, он называл объект, соответствующий правой части химерного  рисунка, проецирующейся в левое  полушарие. Неудивительно, что он называл  правый "полуобъект", так как  у подавляющего большинства правшей  за речь ответственно левое полушарие. Однако "говорящее" левое полушарие  совершенно "не осознавало", что  ему предъявляется только половина стимула. Когда же после этого  опыта испытуемому в условиях свободного зрения (без фиксации определенной точки) предъявляли целые изображения  тех же объектов и просили показать, какой из них он видел раньше, он почти всегда выбирал тот предмет, который раньше находился слева  и воспринимался правым полушарием (Леви Д., 1995). Не умея "говорить", правое полушарие без слов демонстрировало, что воспринимает половину стимула  как целый объект.

Нормальные люди в этих условиях сразу видят необычную, составную природу рисунков. При  выполнении других тестов – с абстрактными фигурами, цветовыми стимулами –  получены аналогичные результаты: у  человека с "расщепленным мозгом" объект воспринимается одним полушарием и всегда нерасчлененным.

Таким образом, другое полушарие в этих экспериментах  ведет себя так, как будто оно "ничего не видит". С каким полушарием это может произойти, зависит  от решаемой задачи. При этом неполнота  стимула не означает такой же неполноты  восприятия. Отвечающее полушарие (как  левое, так и правое) интерпретирует изображение как целое, хотя предъявляется  только его половина. Мозг строит модели целостного мира, и когда нет полной информации, как у больных с "расщепленным мозгом", они создаются на основе интеграции сенсорных данных с информацией, извлекаемой из памяти, со знаниями, которые не позволят объекту расщепляться на две половинки.

Существует точка  зрения, согласно которой в функциях различных полушарий представлены различные способы познания. Функции  левого полушария отождествляются  с осознанными, логическими процессами мышления, функция правого полушария – это интуитивное мышление. По мнению Р. Орнстейна (R. Ornstein), сегодня принятая система образования строится исключительно на развитии у детей способностей левого полушария, т.е. языкового и логического мышления, а функции правого полушария специально не развиваются. Невербальному интеллекту не уделяется должного внимания.

 Связь левого  полушария с определенными типами  движений хорошо известна в  клинике. Рука, соответствующая полушарию  с речевым центром (чаще правая), обнаруживает большие способности  к тонким движениям, чем рука, связанная с недоминантным полушарием. Больные с повреждением левого  полушария без правостороннего  паралича, тем не менее, испытывают  затруднения в воспроизведении  сложной последовательности движении  рук и сложных позиций пальцев.  У глухонемых поражение левого  полушария сопровождается распадом  языка жестов, что сходно с  распадом речи у нормально  говорящих людей.

Д. Кимура полагает, что в эволюционном плане именно развитие руки как органа языка жестов, ее манипулятивных способностей и привело  к формированию особых функций левого полушария. Способность руки к тонким манипуляциям была передана артикуляционным  органам. 

5. Взаимоотношение  полушарий и творческая деятельность. 

Стремление понять, в чем состоит своеобразие взаимоотношений двух половин мозга в процессе творческой деятельности побудило ученых к изучению особенностей организации полушарий у людей искусства. Была высказана гипотеза о повышении способности творческих личностей к интеграции функций обоих полушарий (Леви Д., 1995). Исследования действительно подтвердили, что для обычных людей характерна более строгая латерализация функций полушарий при большей их билатеральности у художников. У художников-профессионалов на протяжении творческой жизни каждая половина мозга (а не только правая) развивает структуры, формы и методы, необходимые для художественного творчества. Поэтому в случае повреждения одного полушарий в зрелом возрасте второе сохраняет как свои врожденные художественные способности, так и приобретенные на основе взаимодействия с другим полушарием.

Исследование музыкантов тоже наводит на мысль о более двустороннем представительстве у них функций, важных для музыкальных способностей, по сравнению с не столь одаренными людьми. Восприятие мелодии включает образное представление громкости и высоты тонов, специфического звучания аккордов, темпа и ритма. Доминирование того или другого полушария зависит от того, какому аспекту мелодии уделяется больше внимания. Так, хорошо знакомые мелодии могут кодироваться в виде целостного образа (гештальта), тогда как незнакомые мелодии требуют аналитического подхода. Установлено, что локализация активации в полушарии при прослушивании музыкальных произведений зависит от музыкальной грамотности слушателя. Более образованные в музыкальном отношении испытуемые, использовавшие аналитическую стратегию и умеющие обнаруживать сходство и различие звуков в аккордах, по данным ПЭТ, показывают большее потребление глюкозы левым полушарием. У лиц, не имеющих музыкального образования, прослушивание музыки усиливало метаболическую активацию (по глюкозе), особенно в теменных и затылочно-височных областях правого полушария.

Вместе с тем  у одаренных музыкантов двустороннее представительство музыкальных  способностей встречалось чаще, чем  обычно бывает у менее талантливых  музыкантов. Сведения о музыкантах с односторонним поражением мозга  подтверждают, что у них, так же как у художников, соответствующие  способности сохраняются лучше, чем у обычных людей. Известны случаи, когда после левостороннего инсульта композиторы продолжали успешно  заниматься своей профессиональной деятельностью. Русский композитор В.Я. Шебалин успешно сочинял музыку и после левостороннего инсульта, вызвавшего у него тяжелую форму  афазии. У обыкновенных людей различные  аспекты их музыкальных способностей связаны с разными полушариями  и неодинаково страдают при одностороннем  поражении мозга. Немузыканты склонны  воспринимать мелодии "глобально", т.е. в основном правым полушарием.

Музыканты-профессионалы, по-видимому, различаются между собой  по степени использования способностей правого и левого полушарий, однако асимметрия в восприятии тонов, силы звука, аккордов, темпа и ритма  у них, похоже, значительно меньше, чем у обычных людей. Накопленный  у людей искусства творческий опыт усиливает структурно-функциональное сходство и взаимодействие их полушарий.

Сознание человека базируется на совместной деятельности двух полушарий, хотя одно из них является доминантным.

Индивидуальность  зависит от типа функциональной асимметрии полушарий а также от уровня их интегрального взаимодействия.

 Правое полушарие  – узнавание предметов, цвет, форма, различение голосов. Правое  полушарие перерабатывает информацию  одновременно и целостно, не рассматривая  при этом отдельные части, элементы, входящие в состав предмета  или явления. Правое полушарие  следит за всеми изменениями  окружающей среды, за изменением  настроения, а левое анализирует  эти изменения, оно ответственно  за выбор цели, которую мы ставим  перед собой на будущее. В  правом полушарии объединяется  вся информация, приходящая из  соматосенсорной зоны, сообщающая  относительное положение тела  в пространстве. Она соединяется  с информацией, поступающей из  зрительных и слуховых зон  коры, благодаря чему мы имеем  точное представление о собственном  теле во время его передвижения  в пространстве.

Левое полушарие  отвечает за речь, письмо, чтение, счет, сознательное абстрактное мышление. Левое полушарие принимает переработанную информацию, аналитическую и последовательную с привлечением фактов, логики. В  левом полушарии информация, приходящая из соматосенсорной зоны соединяется  с памятью, что позволяет осмысленно интерпретировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения (сообщение  от рецепторов кожи, мышц, суставов) и  вырабатывать определенную линию поведения.

 

II. Функциональная  структура поведенческого акта  

1. Функциональная  система 

Взаимодействие человека и животных с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. Двигательный акт  как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. Ведущим системообразующим фактором целенаправленного поведения, так же как и отдельного двигательного акта, является полезный для жизнедеятельности организма приспособительный результат. С позиции принципа системного квантования процессов жизнедеятельности двигательный акт может быть соотнесен с отдельным квантом поведения. Это наиболее очевидно при иерархическом квантовании, когда удовлетворение ведущей потребности значительно отставлено во времени и для достижения конечного результата необходимо выполнить ряд предварительных действий. Например, при конструировании человеком определенного изделия, когда для создания конечного продукта необходимо решить ряд промежуточных задач со своими конкретными результатами.

Наиболее совершенная  модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974). Изучая физиологическую структуру поведенческого акта, П.К. Анохин пришел к выводу о  необходимости различать частные  механизмы интеграции, когда эти  частные механизмы вступают между  собой в сложное координированное взаимодействие. Они объединяются, интегрируются в систему более  высокого порядка, в целостную архитектуру  приспособительного, поведенческого акта. Этот принцип интегрирования частных  механизмов был им назван принципом  «функциональной системы». Определяя  функциональную систему как динамическую, саморегулирующуюся организацию, избирательно объединяющую структуры и процессы на основе нервных и гуморальных  механизмов регуляции для достижения полезных системе и организму  в целом приспособительных результатов, П.К. Анохин распространил содержание этого понятия на структуру любого целенаправленного поведения. С  этих позиций может быть рассмотрена  и структура отдельного двигательного  акта. Функциональная система имеет  разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий за счет присущих ей закономерностей как эффект гомеостаза, так и саморегуляции.

Выделяют два типа функциональных систем:

1. Функциональные  системы первого типа обеспечивают  постоянство определенных констант  внутренней среды за счет системы  саморегуляции, звенья которой  не выходят за пределы самого  организма. Примером может служить  функциональная система поддержания  постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п. Такая  система с помощью разнообразных  механизмов автоматически компенсирует  возникающие сдвиги во внутренней  среде.

2. Функциональные  системы второго типа используют  внешнее звено саморегуляции.  Они обеспечивают приспособительный  эффект благодаря выходу за  пределы организма через связь  с внешним миром, через изменения  поведения. Именно функциональные  системы второго типа лежат  в основе различных поведенческих  актов, различных типов поведения. 

2. Стадии поведенческого  акта

Центральная архитектоника  функциональных систем,определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий:

- афферентный синтез,

Информация о работе Функциональная структура поведенческого акта