Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 17:23, курсовая работа
Цель  исследования: изучение гендерных особенностей реагирования на фрустрирующую ситуацию
     Задачи  исследования:
Изучить литературу по теме исследования. 
Раскрыть понятие фрустрации как одного из видов психических состояний. 
Проанализировать различия в поведении мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. 
Изучить гендерные особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА  I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА ФРУСТРИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ……………...6
1   Фрустрация как состояние……………………………………………6 
2   Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях…………………………………………………………………11 
 
 
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИАОВАНИЯ НА ФРУСТРИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ……………………………………………………………………..15
2.  1.  Краткая характеристика исследования……………………………15
   2. 2. Обработка и интерпретация результатов изучения гендерных особенностей реагирования на фрустрирующую ситуацию……………...17
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25 
  
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………27 
  
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты (Р. А. Березовская, 2001; И. В. Грошев, 1996).
С. Нолен-Хоксма (S. Noelen-Hoeksema, 1990) показано, что женщины, испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция «тщательно обдумать» приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины, наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом, например осуществляя физическую активность, чтобы таким способом разрядить возникшее негативное напряжение. [ 11 c. 190 ]
      И. 
В. Грошев (1996) тоже выявил, что мужчины 
и женщины по-разному 
М. А. Круглова (1999), изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия и миролюбие) минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие у них выражено значительно меньше, чем у женщин.
[ 13 c. 315 ]
По данным И. М. Никольской (2001), сравнивавшей копинг-стратегии мальчиков и девочек 1-5-х классов в трудных и неприятных для них ситуациях, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии «борюсь, дерусь» и в 1,5 раза чаще — к стратегии «дразню кого-нибудь». Таким образом, и эти данные подтверждают, что мальчики чаще склонны прибегать к стратегии, связанной с проявлением агрессии. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу». Это указывает на их большую потребность в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия. Несколько иные данные получены Ю. М. Чуйковой (2001): при преодолении конфликтов у мужчин больше выражены, чем у женщин, соперничество и особенно компромиссы, а у женщин — приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания, по ее данным, была выражена у мужчин и женщин одинаково. [ 14 с. 250 ]
          
Во время ссоры, как отмечает 
И. В. Грошев, женщины чаще вспоминают 
старые грехи и ошибки, допущенные 
супругом в прошлом. Мужчины 
же больше придерживаются 
Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева, их большей конформностью. Отсюда при разрешении конфликта с участием женщин велика роль посредника. Поэтому, пишет Р. А. Березовская, женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь снять психическое напряжение путем разговора. При этом, как показано И. В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым и статусным параметрам, а женщины придают значение и его внешности. И. М. Никольская (2001) отмечает, что женщины в трудную минуту больше нуждаются не только в какой-то реальной значимой фигуре, но и в «воображаемой» (в том числе и Бога), чтобы опереться на ее силу и мощь и вступить с ней в разные формы вербального и невербального взаимодействия. Например, девочки, как отмечает И. М. Никольская, часто используют такие приемы, как «говорю сама с собой», «молюсь». Это объясняет, как мне кажется, большую религиозность женщин, а также мужчин с выраженным фемининным личностным профилем.
Л. Френсис и П. Пирсонс (L. Francis, P. Pearsons, 1993) выявили, например, что у регулярно посещающих церковь мужчин «фемининный» личностный профиль обнаруживается значительно чаще, чем у других мужчин, и пришли к выводу, что религиозность мужчин более гармонично сочетается с «фемининным мировоззрением». [ 15 c. 230 ]
      <Мужчины 
всегда правы, а женщины 
Половые различия в производственных конфликтах, по данным И. В. Грошева, выражаются в следующем. Мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с трудовой деятельностью. Для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов в связи с их личными потребностями. По данным Р. А. Березовской (2001), мужчины значимо чаще используют такие стратегии, как анализ ситуации и систематизация рабочего времени.
Изучение типов и направленности фрустрации в группах мужчин и женщин И. А. Юровым (1981) показало, что в частоте проявления типов реакций (O-D — с фиксацией на препятствии, N-P — с фиксацией на удовлетворении потребностей, E-D — с фиксацией на самозащите) особых различий нет, а по направленности реакций у мужчин несколько чаще встречается вариант E (внешнеобвинительные реакции), а у женщин — вариант M.
Средние значения типов и направленности фрустрированности мужчин и женщин, процент случаев
  | |||||||||||||||||||||||||||
      В 
социально-фрустрирующей 
Выводы
        
Склонность личности к 
       
Так, от поведения мужчин в 
фрустрирующей  ситуации 
ГЛАВА 
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 
ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 
РЕАГИРОВАНИЯ НА ФРУСТРИРУЮЩУЮ 
СИТУАЦИЮ 
Для выполнения всех запланированных задач и осуществления цели данной работы нам предстояла исследовательская деятельность, этапами которой выступили:
Исследование проблемы гендерных особенностей реагирования на фрустрирующую ситуацию является весьма актуальным в наше время, так как ученые часто выделяют фрустрацию как синонимом психического состояния нереализованных побуждений. При наличии мотивов внешней или внутренней активности, личность в силу разных причин, не может их осуществить. В связи с этим возникает особое состояние эмоционального напряжения. Постоянно фрустрированные личности характеризуются, прежде всего, состоянием стресса. Фактически фрустрация и есть одна из форм стресса. Фрустрационная реакция порождает целую гамму негативных эмоций: раздражение, гнев, чувство вины. [ 18 ]
     Стимулирующая 
ситуация методики экспериментально-
В исследовании участвовали 10 девушек и 10 парней. Для сбора данных применялся метод теста.
Для того чтобы достичь поставленной цели, нужно было осуществить запланированное исследование. Подготовительный этап включал в себя приведение иструментария в рабочее состояние, подготовку бланков опроса, представление стимульных ситуаций, вызывающих фрустрацию и даже стресс у ипытуемых. В начале опроса мы:
Пояснение 
инструкции происходило до начала выполнения 
теста. [ 20 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Обработка и интерпретация результатов изучения гендерных особенностей реагирования на фрустрирующую ситуацию
Обработка тестовых данных идет следующим образом: каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.
     По 
направлению реакции 
По типу реакции делятся на:
     Для 
обозначения направления 
Типы реакций обозначаются следующими символами:
Информация о работе Гендерные особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию