Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:47, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучить теоретическое обоснование проблемы стресса в психологии и провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Задачи нашей курсовой работы: 
	раскрыть понятие стресса; 
	рассмотреть теории и модели психологического стресса;
	выявить уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин; 
	провести обработку результатов полученных в ходе исследования;
	сделать выводы по поведенной работе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………….. 6
1.1.  МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СТРЕСС»…………………….... 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МОДЕЛИ СТРЕССА……………………..  13
1.3. СИМПТОМЫ СТРЕССА………………………………………………  16
1.3.1.ФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ………………………………………. 17
1.3.2.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ.…………………………..  19
1.3.3.ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ СИМПТОМЫ……………. 20
1.4.ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ РЕАКЦИЙ НА СТРЕСС………………. 21
1.5.ВЫВОДЫ…………………………………………………………………. 25
2.    ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ РЕАГИРОВАНИЯ  НА СТРЕСС…………………………………………... 27
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………..  27
2.3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ……………………………….. 30
2.3. ВЫВОДЫ………………………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 34
ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 36
 
База исследования. Исследование проводилось на базе Читинской энергосбытовой компании и имело своей целью изучить характер стрессоустойчивости сотрудников и выявить различия в источниках психосоциального стресса, если таковые имеются.
Читинская энергосбытовая компания является специализированным бюджетным учреждением при правительстве Российской Федерации.
Выборку составил коллектив компании – 40 человек (20 женщин и 20 мужчин). Возрастной диапазон испытуемых составляет 28 – 52 года.
Методы исследования. При решении задач исследования использовались методы:
В качестве основного инструмента исследования нами использовалась Методика экспресс диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя шкалу психосоциального стресса Л. Ридера.1
Исследователи относят ПЭН к классу эмоциональных явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН является формой представленности в сознании личностного смысла происходящих в жизни человека событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей.
Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием. По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями.
Методика включает в себя опросник «Ваше самочувствие», в который в свою очередь входят методы экспресс диагностики ПЭН и связанных с ним факторов:
1. самооценка здоровья;
Цель данной методики: комплексное исследование уровня психосоциального напряжения человека и измерение его различных аспектов.
Опросник «Ваше самочувствие» рассчитан на самостоятельные ответы испытуемых. Время психологического обследования одного человека составляет в среднем 20 – 30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых.
Поэтапность исследования. Наше исследование проходило в пять этапов.
На первом этапе мы провели теоретический анализ по проблеме изучения стресса и стрессорных реакций. В ходе данного исследования нами были рассмотрены основные трактовки понятия «стресс», модели и теории стресса, а также его стадии и симптомы (физические и психологические). Были представлены гендорные различия реагирования на стресс мужчин и женщин.
Вторым этапом исследования явилось знакомство с базой исследования, которое включало в себя: беседу с руководителем предприятия, знакомство со спецификой его работы, а также знакомство и беседа с трудовым коллективом.
Третий этап – диагностическая работа, в ходе которой был выявлен средний балл психосоциального стресса у представителей мужского и женского пола, а также были выявлены источники психосоциального стресса и степень их выраженности у испытуемых.
Четвертый этап – обработка полученных данных.
    Пятый 
этап – заключительный – написание 
психологических заключений и рекомендаций. 
 
 
 
 
 
Для оценки уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин использовалась методика экспресс диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя шкалу психосоциального стресса Л. Ридера, которая позволяет определить его показатель.
    Полученные 
результаты  по шкале психосоциального 
стресса Л. Ридера представлены  в графике 
(рисунок 1). 
    Рис. 
1. Результаты методики экспресс диагностики 
уровня психосоциального стресса Л. 
Ридера 
В зависимости от показателей испытуемых можно разделить по группам: с высоким, средним и низким уровнем психосоциального стресса. Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин представлены в таблице 1.
 
Таблица 1
Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин
| Уровень стресса | Средний балл | |
| Мужчины | Женщины | |
| Высокий | 2,00 – 3,00 | 2,18 – 3,00 | 
| Средний | 1,00 – 1,99 | 1,18 – 2,17 | 
| Низкий | 0,00 – 0,99 | 0,00 – 1,17 | 
Сопоставив данные и переведя баллы в проценты испытуемых можно разделить на три группы:
Первая группа (35% мужчин и 25% женщин) – испытуемые с низким уровнем психосоциального стресса;
    Вторая 
группа (45% мужчин и 40% женщин) – испытуемые 
со средним уровнем 
    Третья 
группа (20% мужчин и 35% женщин) – испытуемые 
с высоким уровнем 
Далее мы подсчитали по t критерию Стьюдента уровень психосоциального стресса мужской и женской выборки, что позволило отклонить нулевую гипотезу (различия стремятся к 0) и принять альтернативную гипотезу, свидетельствующую о существующих различиях в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.
Распределение возможных источников психосоциального стресса по степени выраженности у испытуемых представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение источников психосоциального стресса по степени выраженности у испытуемых
| Источники психосоциального стресса | Среднегрупповая оценка, в баллах | |
| мужчины | женщины | |
| Беспокойство о работе | 4,6 | 3,7 | 
| Чувство нервозности | 2 | 4,2 | 
| Напряжение от повседневной деятельности | 3,3 | 3,6 | 
| Нервное напряжение от общения с людьми | 2,2 | 3,4 | 
| Чувство физического и психического истощения | 1,8 | 4,8 | 
| Нервное напряжение от смены семейных отношений | 3,9 | 4,4 | 
    На 
основании таблицы 2 были построены 
круговые диаграммы           
(рисунок 2, 3), которые наглядно отображают 
распределение источников психосоциального 
стресса у мужчин и женщин.  
Рис. 2. Степень 
выраженности источников психосоциального 
стресса у мужчин  
Рис. 3. 
Степень выраженности источников психосоциального 
стресса у женщин 
    Из 
рисунков 2 и 3 видно, что у мужчин 
на первое место выходит беспокойство 
о работе и нервное напряжение от смены 
семейных отношений,  в то время как 
у женщин преобладает чувство физического 
и психического истощения, и также как 
у мужчин чувство нервного напряжения 
от смены семейных отношений. 
В результате исследования нами были выявлены гендерные различия в определении выраженных источников психосоциального стресса у мужчин и женщин. При этом у мужчин в большей степени выражена тенденция к «беспокойству о работе», тогда как у женщин преобладает «чувство физического и психического истощения».
А также в ходе исследования по t критерию Стьюдента нами был подсчитан уровень психосоциального стресса мужской и женской выборки, где были выявлены значимые различия между мужской и женской выборкой в оценке уровня психосоциального стресса, что позволило отклонить нулевую гипотезу (различия стремятся к 0) и принять альтернативную гипотезу, свидетельствующую о существующих различиях в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.
     Таким 
образом гипотеза нашей курсовой 
работы потвердилась. 
 
 
 
 
 
 
Изучив основные теоретические обоснования проблемы стресса, рассмотрев его симптоматику и модели, мы пришли к заключению, что стресс это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
Г. Селье считал, что полная свобода от стрессов означает смерть. Это вытекает из адаптивной природы стресс реакции. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и при ее повторении или длительном действии способствует эффективному запуску специфических более экономных адаптивных реакций.
Повторные и умеренные стрессы, совершенствуют стресс лимитирующие системы, повышают устойчивость организма к повреждениям, обычно вызываемым чрезмерными стрессами. Умеренные стрессы способствуют повышению настроения и увеличивают работоспособность.
    Влияние 
почти всех факторов на здоровье человека 
выражается                    
Неблагоприятному влиянию стрессов могут способствовать:
а) безысходность ситуации или неопределенность, к которой трудно приспособиться;
    б) 
высокая интенсивность или 
в) личностные или биологические особенности организма, определенная слабость антистрессорной защиты.
Неблагоприятным влиянием на здоровье человека обладают, в основном, психоэмоциональные стрессы. Стрессы, связанные с отрицательными эмоциями, чаще дают неблагоприятный эффект. При этом наступают изменения нервной системы, крови, иммунитета и внутренних органов, которые становятся более значительными, когда человек старается ограничить внешнее проявление эмоций, т.е. всегда лучше «отреагировать», а не таить в себе. «Неотреагированные» острые стрессы имеют тенденцию накапливаться в организме и переходить в хронический стресс, ускоряя наступление фазы истощения.
    Устойчивость 
к стрессорным повреждениям можно 
специально выработать путем предварительной 
адаптации к повторным 
    Устойчивость 
или повышенная чувствительность к 
стрессам представляет собой индивидуальные 
качества и может быть врожденной. Женщины 
легче, чем мужчины переносят стрессы, 
они адаптируются к стресс-факторам более 
экономно физиологически, но при этом 
испытывают больший психический дискомфорт, 
чем мужчины, женщины чаще страдают неврозами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Информация о работе Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин