Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:45, контрольная работа
Гештальт - это метод, позволяющий сделать жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Поэтому гештальт - это не просто психотерапевтический метод, а стиль жизни постепенно преображающий ее.
Введение…………………………………………………………………………3 
1. Групповая  гештальт терапия ………………………………………………...5
2 Принцип работы  гештальт-группы……………………………………….…. 8
   2.1 Основные принципы гештальткоррекции………………….…………... 10
  2.2 Виды работы в гештальт-группе………………………………………... 12
   2.3 Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп ……….…16
   2.4 Групповой феномен ………………………………………….…….……..20
3. Основные  процедуры характерные для групповой гештальт-терапии…26 
Вывод…………………………………………………………………………… 30
Литература …………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Групповая 
гештальт терапия …………………………………
2 Принцип работы 
гештальт-группы………………………………………
   2.1 Основные 
принципы гештальткоррекции………………….………….
   2.2 Виды работы 
в гештальт-группе………………………………………
2.3 Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп ……….…16
2.4 Групповой феномен ………………………………………….…….……..20
3. Основные 
процедуры характерные для групповой 
гештальт-терапии…26 
Вывод…………………………………………………………………
Литература …………………………………………………
                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                              
Слово Gestalt (гештальт) на русском языке звучит достаточно необычно и даже пугающе. Это слово немецкого происхождения. Гештальт в переводе с немецкого означает «образ», «фигура», «сущность», «завершенность», «конфигурация»...[3]
Гештальт - это метод, позволяющий сделать жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Поэтому гештальт - это не просто психотерапевтический метод, а стиль жизни постепенно преображающий ее. С позиции гештальт-подхода, человек является целостным многомерным существом – одновременно животным, психологическим, социальным и духовным. [3]
Гештальттерапия была разработана Ф. Перлзом и является оригинальным методом психотерапии и роста личности. Перлз был терапевтом с уникальной интуицией и чувствительностью, его яркая, незаурядная личность, а также вызывающий стиль в глазах многих людей носили отпечаток большой самонадеянности. В настоящее время руководители групп, занимаются ли они только гештальттерапией или заимствуют некоторые ее приемы, принимают те теоретические понятия гештальттерапии и используют те ее техники, которые в наибольшей степени соответствуют их стилю.
     Хотя 
Перлз был основателем 
     В 
последнее время 
     Гештальт-метод 
может слишком сильно воздействовать 
на членов группы, поэтому руководитель 
должен опираться на знание и понимание 
теоретических положений, а также обладать 
опытом в гештальт- и групповых процессах.  
                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                     
      1. Групповая 
гештальт терапия 
Для гештальт-терапевта пациентом является человек, который хронически препятствует самому себе в удовлетворении собственных потребностей и достижении своих целей. У него неадекватные представления о своих возможностях и особенностях, а его прежний опыт не развил в нем внутренний источник опоры, позволяющий эффективно преодолевать трудности. Процесс саморегуляции протекает у него неэффективно, поскольку его личность расщеплена на множество изолированных частей. Гештальттерапия с успехом применяется при работе с клиентами, имеющими психосоматические расстройства (включая мигрень, язвенный колит, спазмы шеи и спины), с супружескими парами, с клиентами, имеющими трудности во взаимодействии с авторитетными фигурами и широким спектром интрапсихических конфликтов. [2, C.439]
     Под 
гештальт-группой мы понимаем модель 
групповой работы разработанной 
Ф.Перлзом и активно 
Для начала, вкратце вспомним основные групповые феномены (далее мы рассмотрим их подробнее) и проанализируем их влияние на терапевтическую работу. Феномены жизни группы могут проявляться в любой последовательности. В самом начале группы, фазе ориентации и зависимости, преобладает интроективный способ регуляции границ контакта («Скажите, что нам делать?») и проективно-ретрофлексивный механизм («Безопасно ли здесь проявлять себя? Что у него (у них) на уме? Можно ли доверять руководителю и участникам?»). При этом за механизмами защиты стоят потребности в безопасности и принятии. При дальнейшем развитии группы на первый план выходит проективный способ регуляции границ, потребности в проявлении и утверждении себя. На третьей стадии (стадия сотрудничества) на первый план выходит конфлюентный механизм - формируется чувство Мы. Участники стремятся избегать проявления негативных чувств, избегать конфликтов. Однако если конфлюэнция становится чрезмерной, это приводит к трудностям выделения участниками себя из группы («Мы все вместе», “Мы все хорошие”). Высокая конфлюэнтность приводит к затруднению индивидуального самовыражения. Далее способы регуляции границ используемые участниками приобретают сбалансированный характер (стадия целенаправленной деятельности), в группе допускается выражение как теплых, так и агрессивных чувств, конфликты не замалчиваются, а обсуждаются.
 При 
чрезмерной выраженности 
  Высокая 
конфлюэнтность во второй фазе 
приводит к затруднению 
           Следует сказать об особенностях динамики 
гештальт-группы. Поскольку она не фокусируется 
непосредственно на развитии внутригрупповых 
отношений, групповые потребности выражаются 
опосредованно в процессе индивидуальных 
сессий через идентификацию участников 
с работающим на “горячем стуле” и в процессе 
предоставления группой обратной связи. 
Индивидуальная терапевтическая динамика 
участников достигается   не только 
благодаря личной работе на “горячем 
стуле”, но и в связи с процессом идентификации, 
и в связи с приобретением опыта выражения 
чувств в промежутках между индивидуальными 
сессиями. Показателем хорошей динамики 
группы следует считать возрастание открытости 
участников, как тех, кто предъявляет свои 
проблемы, так и тех, кто дает обратную 
связь. Повышение открытости проявляется 
в предъявлении более интимных проблем, 
выражении более широкого спектра чувств 
и с большей интенсивностью их проявления. 
Преодоление неадекватных    способов 
регуляции границ мобилизует собственный 
терапевтический потенциал группы. На 
наш взгляд, терапевтическая роль участников 
гештальт-группы заключается в эмоциональном 
принятии предложившего свою проблему 
и в  предоставлении ему адекватной 
(точной и не наносящей неоправданных 
ран) обратной связи. Т.о. в задачи ведущего 
входит работа с защитными механизмами, 
препятствующими терапевтическому процессу 
и мобилизация   терапевтического потенциала 
группы. [1, С.63]
 
 
                
2 Принцип работы гештальт-группы 
Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживать члена группы на пути к полному функционированию и подлинности. Каждый раз, когда руководитель фокусирует внимание группы на сознавании процессов, принадлежащих внутренней и внешней зонам, способность членов группы адекватно взаимодействовать с окружением и с самими собой возрастает. По мере роста сознавания члены группы находят все лучшие способы использования естественных процессов для установления и прекращения контактов с окружением. Это позволяет выявлять незаконченные ситуации и завершать их. Гештальтподход сам по себе является гештальтом: каждый эксперимент имеет целью стимуляции организмических процессов и увеличение потенциала зрелости.
Руководитель группы отвечает за темп работы группы. Он может начать с серии групповых упражнений, которые фокусируют внимание на сознавании процессов установления и прекращения контактов, затем предложить добровольцу занять "горячее место". Доброволец должен придерживаться принципа "здесь и сейчас" и отдавать себе отчет о содержании своего сознания (Fagan, 1971). Руководитель не интерпретирует поведение добровольца и не направляет его на обсуждение конкретных вопросов. Он следует за рассказами добровольца и таким образом поддерживает его в попытках сознавать чувства и невербальные контакты. Они вместе, руководитель и доброволец, создают ситуацию "сознавания настоящего".
Для того чтобы достичь успеха, руководитель группы должен сам придерживаться принципа "здесь и сейчас", взаимодействовать с членами группы с позиции неподдельности, а также уметь творчески использовать гештальтэксперименты и выбирать те упражнения, которые наиболее соответствуют в данный момент потребностям членов группы. Каплан (Kaplan, 1978) описал пять направлений проведения группы ее руководителями. Из-за больших расхождений в стилях руководителей они применимы не ко всем типам гештальт-групп. [4]
Руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, т.е. сесть на так называемое «горячее место». Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на «горячем стуле». В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.
В современной групповой гештальт-терапии выделяют следующие понятия:
- незавершенный гештальт – это и есть проблема, а человек, находящийся «в проблеме» не способен осознать, а, следовательно, сделать правильный выбор, определить, какая из его потребностей доминирующая. Потому базовое понятие в современной гештальт-терапии – континуум осознания.
- континиум осознания в понимании современных гештальт-терапевтов - это свободно текущее формирование гештальта, при котором то, что представляет наибольший интерес для личности, отношения или группа, выходит на передний план, где с этим можно контактировать и справляться так, что затем оно может уйти на задний план и оставить передний план для следующего гештальта.
     Ключевыми 
понятиями гештальттерапии 
Основные формы работы гештальт-групп
1. Клиент-центрированная терапия.
2. Группо-центрированная терапия.
3. «Мастерская».
Принципы и технические процедуры, используемые в гештальткоррекции, связаны с настоящим. [2, C.431]
2.1 Основные принципы гештальткоррекции
1. Принцип «здесь и сейчас». Это функциональная концепция того, что делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас». «Живи сейчас, пусть тебя заботит настоящее, а не прошлое или будущее».
Гештальткоррекция исходит из того, что люди тратят свою энергию на сожаление о прошлом или на тревоги и опасения, связанные с будущим, вместо использования энергии для решения насущных задач. «Здесь и сейчас» выступает существеннейшим моментом психологического процесса, когда психолог побуждает клиента оставаться в потоке актуальных переживаний, не выходя из него и тем самым научаясь соотносить свое переживание ситуации с самой ситуацией. [2, C.431]