Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:15, реферат
Большое влияние  оказал персонализм и на возникшую  в середине XX века гуманистическую психологию.  
Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную  концепцию личности и ее развития.
Так в теорию 
Маслоу входят понятия идентификации 
и отчуждения, хотя полностью эти 
механизмы не были раскрыты. Однако 
общее направление его 
Ученый считал, 
что именно осознанные стремления и 
мотивы, а не бессознательные инстинкты 
составляют суть человеческой личности. 
Однако стремление к самоактуализации, 
к реализации своих способностей наталкивается 
на препятствия, на не понимание окружающих 
и собственные слабости. Многие люди отступают 
перед трудностями, что не проходит бесследно 
для личности, останавливает ее рост. Невротики 
– это люди с неразвитой или неосознанной 
потребностью в самоактуализации. Общество 
по самой своей сути не может не препятствовать 
стремлению человека к самоактуализации. 
Ведь любое общество стремится сделать 
чело века своим шаблонным представителем, 
отчуждает личность от ее сути, делает 
ее конформной.  
В то же время 
отчуждение, сохраняя "самость", индивидуальность 
личности, ставит ее в оппозицию 
к окружающему и также лишает 
ее возможности 
Оценивая теорию 
Маслоу, необходимо отметить, что он 
был едва ли не первым психологом, обратившим 
внимание не только на отклонения, трудности 
и негативные стороны личности. Одним 
из первых он исследовал достижения личного 
опыта, раскрыл пути для саморазвития 
и самосовершенствования любого человека.  
Карл Роджерс 
(1902-1987) окончил Висконсинский 
В своей теории 
личности Роджерс развернул определенную 
систему понятий, в которых люди 
мо гут создавать и изменять свои 
представления о себе, о своих 
близких. В этой же системе развертывается 
и терапия, помогающая человеку изменить 
себя и свои отношения с другими. Как и 
для других представителей гуманистической 
психологии, идея ценности и уникальности 
человеческой личности является центральной 
для Роджерса. Он считает, что тот опыт, 
который возникает у человека в процессе 
жизни, и который он называл "феноменальным 
полем", индивидуален и уникален. Этот 
мир, создаваемый человеком, может совпадать 
или не совпадать с реальной действительностью, 
так как не все предметы, входящие в окружающее, 
осознаются субъектом. Степень тождественности 
этого по ля реальной действительности 
Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая 
степень конгруэнтности означает: то, 
что человек сообщает другим, то, что происходит 
вокруг, и то, что он осознает в происходящем, 
более или менее совпадают между собой. 
Нарушение конгруэнтности приводит к 
росту напряженности, тревожности и, в 
конечном счете, к невротизации личности. 
К невротизации приводит и уход от своей 
индивидуальности, отказ от самоактуализации, 
которую Роджерс, как и Маслоу, считал 
одной из важнейших потребностей личности. 
Развивая основы своей терапии, ученый 
соединяет в ней идею конгруэнтности с 
самоактуализацией.  
Говоря о структуре 
Я, Роджерс особое значение придавал 
самооценке, в которой выражается 
сущность человека, его самость.  
Роджерс настаивал 
на том, что самооценка должна быть не 
только адекватной, но и гибкой, меняющейся 
в зависимости от ситуации. Это постоянное 
изменение, избирательность по отношению 
к окружающему и творческий подход к нему 
при отборе фактов для осознания, о котором 
писал Роджерс, доказывает связь его теории 
не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией 
"творческого Я" Адлера, повлиявшей 
на многие теории личности второй половины 
XX века. При этом Роджерс не только говорил 
о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки 
вал необходимость открытости навстречу 
опыту. В отличие от большинства других 
концепций личности, настаивающих на ценности 
будущего (Адлер) или влиянии прошлого 
(Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение 
настоящего. Люди должны научиться жить 
в настоящем, осознавать и ценить каждый 
момент своей жизни. Только тогда жизнь 
раскроется в своем истинном значении 
и только тогда можно говорить о полной 
реализации, или, как называл это Роджерс, 
о полном функционировании личности.  
У Роджерса, соответственно, 
был свой особый подход к психокоррекции. 
Он исходил из того, что психотерапевт 
должен не навязывать свое мнение пациенту, 
а подводить его к правильному решению, 
которое последний принимает самостоятельно. 
В процессе терапии пациент учится больше 
доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям 
и побуждениям. Начиная лучше понимать 
себя, он лучше понимает других. В результате 
и происходит то "озарение", которое 
помогает перестроить свою само оценку, 
"переструктурировать гештальт", 
как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность 
и дает возможность принять себя и окружающих, 
снижает тревожность и напряжение. Терапия 
происходит как встреча терапевта с клиентом 
или – в групповой терапии – как встреча 
терапевта и не скольких клиентов. Созданные 
Роджерсом "инкаунтер-группы", или 
группы встречи, являются од ной из самых 
распространенных в настоящее время технологий 
психокоррекции и обучения.  
Список литературы 
М.Г.Ярошевский. Гуманистическая психология