Автор: Евгения Павловская, 10 Октября 2010 в 13:07, контрольная работа
Гуманистическая психология была названа А.Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчеркивался характер ее противостояния бихевиоризму и психоанализу.
Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.  Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную. Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание. В центр внимания Г.Олпорта попала, прежде всего, устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса – укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.
1.Какова  философская основа гуманистической ориентации?
   2.Назовите  основных представителей гуманистической  ориентации и проблематику их  работ.
   3.Перечислите  основные принципы гуманистической  психологии.
   4.Дайте  развернутое определение личности, группы, мотивации в гуманистической психологии.
   5.На  основании прочитанных работ  сформулируйте и запишите следующие  определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический  подход.
   6.Раскрой  смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.
   7.В  чём отличие идеографического подхода Г.Олпорта от господствовавшего в психодиагностике номотетического подхода.
   8.Дайте  характеристику феноменологическому  подходу Р.Мэя.
   9.Сравнительно  проанализируйте Я-концепции З.Фрейда, Э.Берна, Ф.Перлса.
   10.Охарактеризуйте  концепцию манипулирования Э.Шострома и приведите примеры манипуляций в различных сферах жизни.
   11.Вчём  гуманизм психоанализа Э.Фромма?
   12.Дайте  характеристику основным методам  исследования в гуманистической  ориентации.
   13. В чем заключается гуманизм  гуманистической психологии?
   14.Каковы  типичные для гуманистической  ориентации методы оказания психологической  помощи?
   15. Подробно осветите методы групповой  работы в гуманистической ориентации. В чем суть клиентоцентрированного  подхода в групповой работе?
   16. В чём достижения и недостатки гуманистической ориентации в социальной психологии?
   17.Какие  современные теории, созданные в  рамках гуманистической парадигмы,  Вы знаете?
   18.Проанализируйте  в рамках гуманистической парадигмы  проблемы: одиночества, заниженной  самооценки, непослушания детей,  не складывающихся отношений с лицами противоположного пола: причины, проявления, способы коррекции.