Характер и темперамент, их взаимосвязь

Автор: Ирина Трухачева, 18 Октября 2010 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Общее понятие о характере

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Общее понятие о характере
2.Формирование характера
3.Характер и темперамент
4.Акцентуации характера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

характер.doc

— 36.33 Кб (Скачать)

     Таким образом, темперамент характеризует  динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту, силу. Важнейшими критериями выделения свойств темперамента являются наследуемость, проявление в  раннем детстве, устойчивость проявления их в разных ситуациях, проявление их как у животных, так и у человека.

     В отечественной психологии сложилось  мнение о том, что темперамент  и характер очень близки, поскольку  особенности темперамента в той  или иной форме отражаются на характере  человека. Это связано с тем, что  основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается  формирование характера. Поэтому большинство  известных исследователей придерживается мнения, что характер развивается  на основе темперамента. Темперамент  определяет в характере такие  черты, как уравновешенность пли  неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в  новую ситуацию, подвижность или  инертность реакции и т. д. Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет  в том, что темперамент не предопределяет характер человека. У людей с одинаковыми  свойствами темперамента может быть совершенно различный характер.

     Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

     Характер  нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и  подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера  и темперамента можно выделить четыре основных:

         - отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А.Ружицкий) ;

         -противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;

     - признание темперамента элементом  характера, его ядром, неизменной  частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий) ;

     -признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

     Исходя  из материалистического понимания  человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и  темперамента, является зависимость  от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно  зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты  характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как  уравновешенность или трудность  вхождения в новую ситуацию, подвижность  или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми  свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности  темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

     Свойства  темперамента могут в какой-то степени  даже приходить в противоречие с  характером. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает  быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств  характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

     Черты темперамента и характера органически  связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его  индивидуальности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Акцетуации  характера

     Чрезмерную  выраженность отдельных черт характера  и их сочетаний, представляющую крайние  варианты нормы, называют акцентуациями характера. Акцентуации - это заострение черт характера, которое наблюдается, как правило, в подростковом возрасте. В дальнейшем, по-видимому, происходит их сглаживание или компенсация, возможен также переход явных акцентуаций в скрытые. Вместе с тем, по данным Леонгарда, доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет примерно 50%. В нашей стране получила распространение классификация акцентуаций характера Личко, в которой выделяются следующие типы акцентуаций: неустойчивый тип, конформный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, гипертимный, циклоидный, лабильный и смешанные типы.

     Неустойчивый тип. Главная черта - нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

     Конформный тип. Главная черта - конформность: ярко выраженное стремление быть “как все”. Это стремление распространяется на все - от стремления одеваться как все до сильной зависимости суждений, позиций и поведения от окружения. Становятся целиком продуктом своего окружения: в “хорошей” среде старательно учатся и работают, в “плохой” - усваивают достаточно быстро ее обычаи, привычки, манеру поведения. Некритичны к восприятию групповых эталонов поведения, установок, ценностей и любой информации вообще. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.

     Шизоидный тип. Главные черты - замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток чувствительности проявляется в неумении понять чужие переживания, в низкой эмпатии (способности к сопереживанию), в неумении понять желания и мысли партнера. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней, часто подчеркиваемой асексуальностью. Труднее всего переносят ситуации, где нужно установить неформальные эмоциональные контакты, а также вторжение посторонних во внутренний мир.

     Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Свойственны мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил (иногда не необходимых или даже в ущерб делу), приверженность к порядку, педантизм.

     Истероидный тип. Главными чертами являются мощный эгоцентризм, ярко выраженная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания. Все остальные особенности основаны на этом. Лживость и фантазирование целиком служат цели приукрашивания и привлечения внимания к своей личности. Свойственна театральность переживаний, склонность к позерству. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Смена увлечений и хобби также обусловлена стремлением найти такое дело, где можно быть на виду.

     Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность. Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу.

     Сенситивный тип. Имеют две главные особенности - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим “Я” (”образ тела”). Замкнутость, робость и застенчивость особенно выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны.

     Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее свое и своих близких), склонность к самоанализу. Черты характера обычно обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя и, особенно, за других, бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и случайностей служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется при необходимости сделать самостоятельный выбор.

     Гипертимный тип. Отличаются всегда хорошим, слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Высокий отклик на новое, но интересы неустойчивы. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.

     Циклоидный тип. Характерной особенностью является достаточно частая смена нерезко выраженных фаз гипертимности и подавленности (субдепрессии). В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы в это время тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности. Возможность провоцирования суицида. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Длительность каждой фазы обычно не велика. Между фазами часто имеет место достаточно длительный период неакцентуированного, “гармоничного” поведения.

     Лабильный тип. Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от часто незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависят активность, работоспособность, общительность. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. К лидерству не стремятся. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Отличаются умением адекватно оценить свой характер.

     Смешанные типы. Помимо явных акцентуаций встречаются случаи одновременного заострения двух черт. Это так называемые смешанные типы, которые составляют половину случаев явных акцентуаций.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог, следует отметить, что общее качество личности и совокупность ряда ее своеобразных черт — это и есть характер. Человек при взаимодействии с окружающей средой в своей деятельности формируется и проявляет различные индивидуально-психологические особенности.

     Некоторые из этих особенностей слишком малозначащи, чтобы о них говорить, другие кратковременные, третьи вообще не влияют на отношение  человека к окружающему и не сказываются  на его деятельности, однако существуют и устойчивые индивидуально-психологические  особенности, определяющие поведение  человека.

     Некоторые общие черты характера связаны  с развитием и особенностями  определенных психических процессов  человека. Чертами характера эти  особенности становятся лишь тогда, когда вместе с другими особенностями  личности начинают определять свойственный именно этому человеку образ действий и отношения к окружающему.

     Характер - это не просто суммирование отдельных особенностей личности. Каждый человек имеет много отдельных характерологических черт, и еще больше оттенков каждой из них. И чтобы изучить характер человека, нужно ответить на вопрос: что в нем главное?

     Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

     1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2000. -325с.

     2. Леонгард К. Акцентирование личности. М., 1992.- 185с.

     3. Левитов Н.Д. Психология характера. -М., 1989. -112с.

     4.Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара., 1997. 285с.

     5. Слободчиков В. И., Е. И. Исаев. Психология человека. М., 2005. – 314с.

     6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону., 1997. – 576с. 
 
 
 

Информация о работе Характер и темперамент, их взаимосвязь