Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения. Комплекс оживления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительной постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, тот мир, где ему предстоит из беспомощного существа вырасти в разумную личность.

Содержание

Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения. Комплекс оживления
Рефлексы новорожденного
Общение ведущий вид деятельности малыша
Движение и действия младенца
Развитие познавательных процессов в младенческом возрасте
Предпосылки развития личности в младенческом возрасте. Кризис 1 года
Литература

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

 

Ребенок, который  начал ходить, не сразу перестает  ползать. Есть период, когда ползать  ему легче, и, чтобы приблизиться к отдаленному предмету, он опускается на четвереньки и ползет. Но поддерживаемый взрослыми новый вид передвижения скоро окончательно торжествует. Это происходит, как правило, уже за порогом младенчества.

 

Хватание. Развитие хватания начинается на третьем –  четвертом месяце жизни. Ребенок, лежа в кроватке или манеже, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает одной рукой другую, захватывает и перебирает пальчиками попавший в руку угол пеленки. Кажется, что ребенок ощупывает то, на что натыкается его рука. (Но эти движения только внешне похожи на ощупывание. Подлинное ощупывание, т. е. Выяснение свойств предмета путем осязания, как показывают исследования, становится возможным к концу дошкольного возраста).

 

Если взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке, хотя в течение некоторого времени он часто промахивается, а если и достает игрушку, то лишь задевает ее, а захватить не может. Только в четыре с половиной – пять месяцев дети обычно свободно достают, захватывают и удерживают висящую игрушку, а вскоре (к шести месяцам) уже могут достать ее одной рукой. Но это не значит, что ребенок полностью овладел хватанием. Оно еще очень несовершенно. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, по дуге, часто отклоняясь в сторону от нужного направления. Все предметы ребенок пытается хватать одинаково, прижимая пальцами к ладони.

 

Во втором полугодии  первого года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания: во – первых, уточняется движение руки к предмету и, во – вторых, развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами. Последовательное приближение руки к предмету складывается примерно к восьми месяцам, но прямым, без отклонений, оно становится только к концу года. Схватывание и удерживание предмета пальцами формируется на седьмом – восьмом месяце жизни и продолжает совершенствоваться до конца года. Расположение пальцев на предмете все больше зависит от того, какой предмет берет ребенок: мяч берет растопыренными пальцами, шнурок – кончиками большого, указательного и среднего пальцев, при удерживании кубика пальцы располагаются по его граням.

 

Манипулирование. Как только ребенок оказывается  в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Первые манипуляции очень просты. Младенец схватывает предмет и, подержав некоторое время, выпускает, затем снова схватывает. Если перед ним находятся два предмета, он может схватить один из них, затем выпустить и схватить другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке, ребенок подносить его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.

 

Но вскоре манипуляции  с предметом усложняются. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предмета) вызывают тот или иной результат – перемещение игрушки  в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание погремушкой, поиск резиновой куколки. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводить.

 

Лоран (3 месяца и 29 дней) схватил нож для разрезания бумаги. Мгновение смотрел, затем  начал раскачивать, держа в левой руке. В ходе этих движений предмет случайно коснулся прутьев колыбели. Лоран стал энергично махать рукой, ожидая воспроизведения звука.

 

 

Лоран (4 месяца и 3 дня) размахивает ножом и при  этом смотрит на предмет.

 

В 4 месяца и 6 дней движения преднамеренные. Лоран проводит ножом по прутьям колыбели. (Из наблюдений Ж. Пиаже).

 

К концу первого  – началу второго полугодия в  манипуляциях ребенка проявляется  устойчивая направленность на результат, на те изменения, которые возникают  при действиях ребенка с предметом.

 

Мила (6 месяцев  и 14 дней), лежа на животике, держа в  руке кольцо и глядя на него, многократно  сгибала и разгибала руку в  кисти. Отодвинула от себя кисть так, чтобы удобнее было смотреть на кольцо, которым продолжала двигать.

 

Юра (6 месяцев  и 26 дней), получив в обе руки по одинаковой с виду металлической погремушке, из которых одна бренчала, помахал сначала обеими погремушками, а затем продолжал размахивать только той, которая бренчала. Как только погремушку заменили другой, он перестал играть ею. (Из наблюдений Р.Я. Лехтман – Абрамович).

 

Дальнейшее  развитие манипулирования состоит  в том, что младенец начинает действовать  не с одним, а одновременно с двумя  предметами. Простейший пример такого действия – постукивание одной погремушкой  о другую. Направленность на результат при этом становится особенно явной: малыш упорно старается приблизить один предмет к другому, положить, поставить или нанизать один на другой, всунуть или вложить один в другой. Таким образом, результатом, к которому ведет действие, теперь становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение. Добившись однажды подобного результата, ребенок, повторяя действие, получает его вновь и вновь.

 

К концу первого  года жизни в манипуляциях ребенка с предметами появляется новая важная особенность. По внешнему виду действия в основном остаются такими же, как и раньше. Это укладывание, вкладывание, нанизывание, открывание и т. п., только выполняются они более точно. Если раньше ребенок производил действие одним (как правило, показанным ету взрослым) способом и на данных ему для этого предметах, то теперь он пытается повторить знакомое действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя само действие в зависимости от особенностей этих предметов.

 

В этот же период развития дети начинают замечать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий и пытаются, повторяя действия, снова их воспроизвести.

 

Кирилка (9 месяцев  и 22 дня – 10 месяцев) ухватил конец  бельевой веревки. Случайно сильно дернув конец, он обратил внимание, как подскочило белье на веревке, натянутой под потолком. Смотрит на прыгающее белье, пока оно не перестало колыхаться.

 

Играет концом веревки. Снова случайно дернул. Все  белье заколыхалось. И тут –  то он начал непрерывно с силой дергать веревку, наслаждаясь результатом.

 

Кирюша (10 месяцев) и Андрюша (11 месяцев) пускают в  тазу с водой игрушечных рыбок. От воды на стену падает яркий блик. Как только дети сунули ручки в  воду, блик разбился на десятки солнечных зайчиков. Малыши вдруг увидели на стене и потолке прыгающие световые пятна. Они недоуменно смотрят на движущиеся световые пятна, пока те не останавливаются. Дети возвращаются к игре, суют ручки в воду, и опять их внимание привлекает движение на стене и потолке. Они снова смотрят на движущиеся пятнышки. Как и в первый раз, пятнышки перестают двигаться, и ребята теряют к ним интерес.

 

Когда малыши в  третий раз вернулись к игре и  дотронулись до поверхности воды ручками, то они снова обратили внимание на начавших скакать солнечных зайчиков. На этот раз оба начали приводить в движение воду и, подняв голову к потолку, радостно наблюдали прыжки солнечных зайчиков. (Из дневника В. С. Мухиной).

 

Итак, развитие манипулирования  состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов. Вначале это перемещение или изменение, вызывающее проявление скрытого свойства (например, звучания) одного предмета, затем придание определенного взаимного положения двум предметам, наконец, получение знакомых изменений на новых предметах или получение изменений, не прямо, а косвенно связанных с действием.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Немов Р.С.  Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003.

2) Смирнова Е.О. Детская  психология. М., ВЛАДОС, 2006.

3) Валитова И.Е. Психология  развития ребенка дошкольного  возраста. Минск, 1997.

4) Валлон А. Психическое  развитие ребенка. - М., 1967.

5) Обухова Л.Ф. Детская  психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995;

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения. Комплекс оживления