Характеристика проблемных форм межличностных отношений старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 15:27, реферат

Описание работы

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Работа содержит 1 файл

3 Характеристика проблемных форм межличностных отношений старших дошкольников.docx

— 21.61 Кб (Скачать)

.3 Характеристика проблемных  форм межличностных  отношений старших  дошкольников

Межличностные отношения  зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок  живёт среди людей и неизбежно  вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Несмотря на то, что  в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение с взрослыми являются решающими факторами развития личности и психики ребенка, нельзя недооценивать  и роль межличностных отношений  ребенка со сверстниками. Именно в  дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит  своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального  развития. А создает наиболее благоприятные  условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников. Так дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в  жизни испытывают трудности во взаимоотношениях.

В нашей стране проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась в основном в  рамках социально-психологических  исследований, такими авторами как  Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Киричук, В.С. Мухина, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива. В этих исследованиях было показано, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива, изменяется содержание и обоснование выборов детей, а также установлено, что эмоциональное самочувствие детей во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками. Позже появились работы, посвященные практическим контактам детей и изучающие их влияние на становление детских отношений. Среди них выделяются два основных теоретических подхода: [57. С. 58]:

- концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А.В. Петровский);

- концепция генезиса  общения, где взаимоотношения  детей рассматривались как продукт  деятельности общения (М.И. Лисина). [28. С. 170]

По мнению Е.О. Смирновой наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников можно считать социометрический [57. С. 58]. Этот же метод выделяет и Коломенский, указывая на то, что основная идея социометрии состоит в том, что испытуемые высказывают, в той или иной форме, свои предпочтения другим членам группы. Проанализировав работу Е.О. Смирновой «Межличностные отношения дошкольников», мы выяснили, что межличностные отношения рассматриваются при данном подходе как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. А в многочисленных исследованиях таких авторов, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, B.C. Мухина было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Было установлено, что содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Веракса Н.Е. говорит о том, что специфику межличностного восприятия детей и оценивание сверстников с точки зрения наличия положительных и отрицательных качеств во многом определяется полоролевыми особенностями. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики склонны к большему количеству отрицательных взаимооценок [57. С. 46].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: в исследованиях  психологов показано, что в группах  детей дошкольного возраста выделяется особая структура межличностных  отношений. Установлено, что есть дети, которые очень популярны и  с ними хотят вместе играть и дружить  многие дошкольники, что обусловлено  их умением придумывать и разворачивать  разнообразные сюжеты. Они выступают  в качестве лидеров детских игровых  объединений и занимают ведущие, самые интересные роли. Наряду с  популярными детьми выделяется категория  непопулярных дошкольников, которые  не привлекают сверстников и в  связи с этим оказываются изолированными в свободной деятельности.

Практически в каждой группе детей дошкольного возраста разворачивается сложная и порой  драматическая картина межличностных  отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу  разнообразных эмоций. Эмоциональная  напряженность и конфликтность  в сфере детских отношений  значительно выше, чем в сфере  общения с взрослым.

Взрослые иногда и  не подозревают о той широкой  гамме чувств и отношений, которую  переживают дети, не придают особого  значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений  со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения  человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений  эмоциональной сферы можно по следующим признакам (рис. 2):

- Нарушение, какой  либо сферы личности, психики  ребёнка всегда оказывает негативное  воздействие на другие сферы,  в результате чего те деградируют,  либо замедляют своё развитие.

- Нарушение - проявляется  в поведении, его можно опознать  при наблюдении: трудновоспитуемость,  непослушание, агрессия, капризность,  упрямство, проявляющиеся не в  критические возрастные периоды.

- Психические нарушения  приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать.

- Психические нарушения  оказываются барьером на пути  воспитательных воздействий. Задача  устранения нарушений оказывается  первичной, по отношению к собственно  воспитанию.

- Нарушения психики  и личности часто приводят  к психосоматическим заболеваниям [51. С. 377].

Рисунок 2 - Гармония или  дисгармония эмоционально-мотивационной  и волевой сферы определяет всю  жизнь ребёнка

Отклонения в личностном развитии можно проследить на рис. 3.

Рисунок 3 - Отклонения в личностном развитии

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в  общении, может приводить к различным  типам поведения.

- Неуравновешенное, импульсивное  поведение, характерное для быстро  возбудимых детей. При возникновении  конфликтов со сверстниками эмоции  этих детей проявляются во  вспышках гнева, громком плаче,  отчаянной обиде. Негативные эмоции  детей в этом случае могут  быть вызваны как серьёзными  причинами, так и самыми незначительными.  Их эмоциональная несдержанность  и импульсивность приводят к  разрушению игры, к конфликтам  и дракам. Вспыльчивость - скорее  выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления  ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

- Повышенная агрессивность  детей, выступающая как устойчивое  качество личности. Исследования  и многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся  в детстве, остаётся устойчивой  и сохраняется на протяжении  дальнейшей жизни человека. Гнев  перерастает в нарушение при  постоянном, агрессивном поведении  родителей, которым подражает  ребёнок; проявлении нелюбви к  малышу, из-за чего формируется  враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных  эмоций. Среди причин, провоцирующих  агрессивность детей, выделяются  следующие:

- привлечение к  себе внимания сверстников;

- ущемление достоинств  другого с целью подчеркнуть своё превосходство;

- защита и месть;

- стремление быть  главным;

- необходимость овладения  желанным предметом.

Проявления выраженной склонности к агрессивности:

- высокая частота  агрессивных действий - в течение  часа наблюдений такие дети  демонстрируют не менее четырёх  актов, направленных на причинение  вреда сверстникам;

- преобладание прямой  физической агрессии;

- наличие враждебных  агрессивных действий, направленных  не на достижение какой-либо  цели, а на физическую боль  или страдание сверстников.

Среди психологических  особенностей, провоцирующих агрессивное  поведение, обычно выделяют недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку. Но главной  отличительной чертой агрессивных  детей является их отношение к  сверстнику. Другой ребёнок выступает  для них как противник, как  конкурент, как препятствие, которое  надо устранить. Агрессивный ребёнок  имеет предвзятое мнение о том, что  поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения  и пренебрежение к себе. Всех агрессивных  детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность  видеть и понимать их чувства.

Обидчивость - устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я». К этим ситуациям относятся следующие:

- игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его  стороны;

- отказ в чём-то  нужном и желанном;

- неуважительное отношение  со стороны других;

- успех и превосходство  окружающих, отсутствие похвалы.

Характерной особенностью обидчивых детей является яркая  установка на оценочное отношение  к себе и постоянное ожидание положительной  оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Всё это  приносит ребёнку острые болезненные  переживания и препятствует нормальному  развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать, как одну из конфликтных форм межличностных  отношений.

Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга  общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании  трудности установления новых социальных отношений. Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс, недостаток эмоционального общения, индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы. Замкнутость качественно отличается от застенчивости, но в поведенческом плане они бывают похожи. Особенности поведения застенчивых детей:

- избирательность  в контактах с людьми: предпочтение  общения с близкими и хорошо  знакомыми и отказ или затруднения  в общении с посторонними людьми, что вызывает эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в робости, неуверенности,  напряжении; страх любых публичных  выступлений;

- повышенная чувствительность  к оценке взрослого. Удача вдохновляет  и успокаивает, малейшее замечание  вызывает новый всплеск робости  и смущения;

- дисгармония в  общей самооценке. С одной стороны,  ребёнок имеет высокую общую  самооценку, а с другой - сомневается  в положительном отношении к  себе других людей, особенно  незнакомых.

Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Её коррекция заключается в обучении ребёнка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека.

Тревожность, патологический страх, которые препятствуют общению, развитию личности, психики, приводят к социальной дезадаптации. Среди «негативных» тактик воспитания ребёнка, вызывающих состояние тревоги, можно выделить три основных:

- отвержение (неприятие,  демонстрация недоброжелательного  отношения);

- сверхтребовательное отношение (чрезмерная критика, наказание за малейшую провинность);

- гиперопека (сверхзаботливое отношение, при котором ребёнок лишён возможности самостоятельно действовать).

Чем сильнее эмоциональное  неблагополучие ребёнка, тем вероятнее  возможность возникновения ситуаций, вызывающий трудности взаимодействия с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив.

Демонстративность как устойчивая личностная особенность.  
Такое поведение детей выражается в стремлении привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Отношения являются не целью, а средством самоутверждения. Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с другими. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой ребёнок постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе. Поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности и помочь ребёнку в её преодолении.

Таким образом, отношения  со сверстниками играют важнейшую роль в жизни дошкольника. Они являются условием формирования общественных качеств  личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений  детей. Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности  межличностных отношений в нем, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей все  это представляет исключительный интерес. 

Информация о работе Характеристика проблемных форм межличностных отношений старших дошкольников