Характеристика процессов и воспроизведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:23, реферат

Описание работы

Объектом данной работы является изучения характеристики процессов запоминания и воспроизведения, а так же различие процессов сохранения и забывания.
В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических (действия, или действия памяти, направленные на запоминание образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений) действий, направленных на выделение и запечатление нужной информации ее удержание и восстановление.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
1. Характеристика процессов запоминания и воспроизведения.......................................…………………………….............4
2. Различие процессов забывание и сохранение ........………….…..............8
Заключение……………………………………………………….……..…….10
Список использованных источников и литературы....... ……….………….12

Работа содержит 1 файл

Процессы запоминания и воспроизведения.docx

— 33.46 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1. Характеристика процессов запоминания и воспроизведения.......................................…………………………….............4

2. Различие процессов забывание и сохранение ........………….…..............8

Заключение……………………………………………………….……..…….10

Список использованных источников и литературы....... ……….………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Объектом  данной работы является изучения характеристики процессов запоминания и воспроизведения, а так же различие процессов сохранения и забывания. 

      В памяти выделяются четыре взаимосвязанных  процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических (действия, или действия памяти, направленные на запоминание образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений) действий, направленных на выделение и запечатление нужной информации ее удержание и восстановление.

Рассмотрим  эти четыре понятия подробней:

      Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

      Сохранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

      Воспроизведение - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

      Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  процессов запоминания  и воспроизведения 

      Запоминание можно определить как процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это  необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и  формами поведения. Запоминание  всегда избирательно: в памяти сохраняется  далеко не все, что воздействует на наши

органы чувств.  

  Запоминание и действие. Доказано, что всякое запоминание, в том числе и непроизвольное, есть закономерный продукт действия субъекта с объектом, таким образом, запоминается то, с чем человек действует. Одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам запоминания у разных людей, так как эти условия всегда преломляются через прошлый опыт человека, его индивидуальные особенности. Но это лишь означает, что, говоря о зависимости запоминания от деятельности, необходимо рассматривать любое действие человека в личностном контексте, т.е. в связи с особенностями мотивов, целей и способов их достижения.

        Таким образом, можно сказать,  что характеристики запоминания  того или иного материала определяются  мотивами, целями и способами  деятельности личности. Кратко рассмотрим позиции характеристики процесса запоминания во всех его формах и на всех этапах формирования, в том числе и на самом начальном уровне, т.е. на уровне кратковременного запоминания.

      Кратковременное и долговременное запоминание. Если бы нам продиктовали несколько случайных  цифр, букв или слов и предложили сразу же повторить их, мы бы без  труда это сделали. Даже воспроизведение  ряда бессмысленных слогов не вызывало бы у нас больших затруднений (при условии, что в ряду не более пяти-семи элементов), но только немедленно вслед за тем, как он был произнесен. По истечении некоторого времени мы бы уже этого сделать не смогли. Это кратковременное запоминание.

      Для того же, чтобы запомнить надолго, нам потребовалось бы несколько  повторений, а может быть, и использование  каких-либо специальных (мнемотехнических) приемов запоминания и это было бы уже долговременное запоминание.

      Само  название “кратковременное запоминание” показывает, что в основу соответствующей  классификации с самого начала был  положен временной признак. Однако параметр времени, при всей его важности для понимания явлений памяти, сам по себе не позволяет исчерпывающе охарактеризовать кратковременное  запоминание.   

      В долговременную память поступает информация, приобретающая не тактическое, а  стратегическое значение для достижения жизненно важных целей деятельности личности. Долговременное запоминание, будучи закономерным продуктом деятельности человека, является не просто сопутствующим  “следовым” эффектом действий, а формируется  прежде всего как внутренне необходимое  условие его протекания. Иными  словами, запоминание любого материала - это продукт предшествующего  действия и вместе с тем условие, средство осуществления последующего. 
    Непроизвольное и произвольное запоминание. В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное. 
    Непроизвольное запоминание - это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Поскольку при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно.  
   Произвольное запоминание — это продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления.  
   Одно из важных средств запоминания - воспроизведение. Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, так как при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляем самоконтроль. Важно, чтобы воспроизведение не подменялось узнаванием. Узнать легче, чем припомнить. Но только возможность воспроизведения, припоминания создает необходимую уверенность в знаниях.

       Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. 
    Процесс актуализации (восстановление прежде усвоенного материала) может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от “автоматического” узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим, выделяя внутри процесса воспроизведения его различные виды, можно расположить их в следующем порядке: узнавание, собственно воспроизведение (которое может быть непроизвольным и произвольным) и припоминание. Особое место занимают воспоминания — историческая память личности.

      Непроизвольное  и произвольное воспроизведение. Собственно воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую  человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Такое  воспроизведение будет непроизвольным. Однако оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к непроизвольному  воспроизведению бывают восприятия предметов, представления, мысли, вызванные, в свою очередь, определенными внешними воздействиями. Непроизвольное воспроизведение  даже тогда, когда оно вызвано случайно воспринятыми объектами, может иметь не хаотический, а направленный характер.   

  Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано не случайно воспринятыми объектами, а содержанием определенной деятельности, которую человек выполняет в данный момент. Так, у человека под влиянием содержания прочитанной книги непроизвольное воспроизведение его прошлого опыта будет более направленным и организованным. Из этого вытекает, что непроизвольным воспроизведением, так же как и непроизвольным запоминанием, можно и нужно руководить.

     Произвольное воспроизведение вызывается непродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда весь материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, и тогда приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием. 
    Успешность припоминания зависит от того, какие используются приемы припоминания. Важнейшими будут следующие: составление плана припоминаемого материала, активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно. 
    Воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. При воспоминаниях мы не только воспроизводим объекты прошлого, но и относим их к определенному времени и месту, т.е. вспоминаем, где, когда, при каких обстоятельствах они воспринимались нами, связываем их с определенными периодами нашей жизни, осознаем их временную последовательность.
 
 

Различие процессов забывание и сохранение  

    Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала. Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание. Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо становится вообще невозможной.  Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Забывается конкретная, “фактическая” форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде. Как доказано опытами И.П. Павлова, угасшие рефлексы требуют для своего возобновления меньшего количества повторений, чем для их начального образования. Кроме того, угасшие рефлексы могут при определенных условиях растормаживаться. Этим объясняются отдельные факты неожиданного воспроизведения того, что казалось давно забытым.                                                                              В принципе забывание - явление целесообразное. То, что, включаясь в деятельность личности, остается значимым для нее, не забывается. Включение в деятельность - надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. Одним из приемов такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено.

      Разумеется, не все, что человек запоминает, сохраняется в его памяти. Очень многое исчезает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось.  Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что стоит помнить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности. 

   Сохранение в памяти прошлого оказывается тесно связанным с чувствами. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. То, что волновало, помнится много лучше того, что оставило безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера. Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясение, бурные эмоции способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в восприятии, сколько препятствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к забыванию того, что произошло.

      Нельзя  понимать сохранение буквально, как  простое хранение в «кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохраненные  связи перестраиваются, обобщаются, в чем-то обогащаются или обедняются. Они видоизменяются под влиянием последующей деятельности человека.

      Далеко  не все, что запоминается, сохраняется  в дальнейшем. То, что потеряло жизненное  значение, т.е. какое-то отношение к  естественным и культурным потребностям человека, существенным условиям его  деятельности, иногда бесследно исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная  часть впечатлений, выполнив свою роль при ориентировке в окружающей среде, забывается.

      К числу феноменов забывания и  сохранения материалов в памяти относится  зависимость между тем материалом, который запоминается, и тем, подносится для запоминания вскоре после  него.

      Один  из наиболее известных феноменов  забывания и сохранения в памяти получил название эффект илифеномен Зейгарникпо имени российского психолога Блюма Вульфовна Зейгарник, выяснившей достоверность предположения ее научного руководителя, известного немецкого психолога Курт Левина.

Информация о работе Характеристика процессов и воспроизведения