Характеристика психологических особенностей лиц старческого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение и изучение психологических особенностей, психологических задач развития людей пожилого возраста.
Задачи работы:
1.Изучить теоретический материал о психологических и физиологических изменениях в организме пожилого человека.
2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилого человека.
3. Анализируя различные источники определить наиболее травмирующие события в поздней взрослости.

Содержание

Елец 2011 г.

Содержание.
Введение. 3
Глава 1. Процесс старения и возрастные изменения в организме. 6
1.1. Понятие психического старения. 6
1.2. Изменения человека как индивида, происходящие………………………… в старческом возрасте. 9
1.3. Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения. 14
Глава 2. Психологические изменения в личности старого человека и профилактика старения. 20
2.1. Психологическое развитие и особенности личности в старческом возрасте. 20
2.2. Типы приспособления личности к старости. 27
2.3. Здоровый образ жизни как фактор долголетия. 30
Заключение. 36
Список литературы. 38

Работа содержит 1 файл

СерегинаКУРСОВАЯ.doc

— 183.00 Кб (Скачать)


 

 

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Характеристика психологических особенностей лиц старческого возраста»

 

 

 

 

 

 

Автор: студентка заочной формы обучения

Серегина М.Г.

Научный руководитель:

Николаева Л.П.

 

 

 

 

 

 

Елец 2011 г.


Содержание.

Введение.

Глава 1. Процесс старения и возрастные изменения в организме.

1.1.  Понятие психического старения.

1.2. Изменения человека как индивида, происходящие…………………………  в старческом возрасте.

1.3.  Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения.

Глава 2. Психологические изменения в личности старого человека и профилактика старения.

2.1. Психологическое развитие и особенности личности в старческом возрасте.

2.2.  Типы приспособления личности к старости.

2.3. Здоровый образ жизни как фактор долголетия.

Заключение.

Список литературы.


Введение.

  В настоящее время в высокоразвитых странах возросла продолжительность жизни людей, удлинился период старости, который занимает около трёх десятилетий. Однако в психологической науке этот период изучен несравненно меньше, чем первая треть жизни человека. И всё же за последние два десятилетия психологи создали значительный материал, выявляющий характеристики психологического облика пожилого человека.

  Один из демографических признаков  на планете Земля - это постарение  ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется   многими факторами, основным из которых является   отчетливая тенденция   к сокращению рождаемости  в развитых странах. Канули в лету представления   о возрасте 50-60 лет как о возрасте  старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в начале XXI века, упала по сравнению с концом XVIII века в четыре  раза; смертность среди  70-летних  в последнее время  уменьшилась вдвое. Для современного человека  после выхода  на пенсию  реальность прожить  в среднем  еще  15-20 лет стала вполне очевидна.[6, с.8]

  Что же может представлять  собою  жизнь  человека  в этот период? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности  и т.п.? Или же  напротив, возможность вести полноценную  (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру  своих  сил, стараться   быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость  как очередной этап  жизни, в котором  есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих  этапах жизни)?

Сегодня два поколения  наиболее остро чувствуют   на себе последствия  социально-экономических  преобразований: это люди зрелого и пожилого  возраста.  Экономические неурядицы  выступают для них   в очень конкретном  облике царя   голода, о котором   в свое время писал Н.Некрасов. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям   пожилого  возраста, нужны знания и навыки для налаживания   социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в  себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокая глубинная работа над собой. Образцы необычайной  работоспособности  и творчества  демонстрируют  люди весьма  преклонного возраста. После  70 лет успешно  работали  многие  известные  ученые П.Ламарк, М.Эйлер, К.Лаплас, Г.Галилей, Им. Кант  и др. А. Гумбольт писал «Космос»  с 76 до 89 лет, И.П. Павлов создал «Двадцатилетний  опыт»  в 73 года, а « Лекции  о работе  больших полушарий  головного мозга» - в 77 лет.

Но жизнь свидетельствует и о том, что в пожилом  и позднем возрасте  человек  может быть глубоко  несчастным, одиноким, быть «обузой»  для  близких, «досадой»   для молодых  и даже испытывать  жестокое  к себе  обращение  как в семье,  так и в  государственном  социальном  учреждении.

Часто осознание своего возраста происходит только тогда, когда вас однажды называют стариком, и это осознание бывает неожиданным и мучительным. Затем наступает период, в течение которого необходимо примириться с очевидным и признать свою старость.

Старость иногда сравнивают с тяжелой болезнью, выделяя как общий признак нарушение нормального функционирования организма. Однако этот «биологический» подход односторонен, поскольку в психологическом состоянии, несмотря на ряд некоторых идентичных проявлений — ощущения отстраненности, «взгляда со стороны» на самого себя, чувства дискомфорта, неуверенности в своих силах, страха смерти, — отмечаются и значительные расхождения. Пожалуй, можно разместить старость «в середине», между болезнью и здоровьем.

Удивительным образом она оказывается «нормальной аномалией». Она нормальна с точки зрения соответствия биологическим законам угасания жизни. Она аномальна, проявляясь в самых нелепых формах: постоянных жалобах на недомогание при объективно хорошем самочувствии, отрицании старости и акцентировании своей дееспособности, ссылках на преклонный возраст для устранения от активной жизни и оправдания своей бездеятельности.

Актуальность проблем обусловлена тем, что на Земле с каждым годом становится все больше и больше людей пожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет примерно 23%. Ученые, занимающиеся проблемами народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будет продолжаться еще не одно десятилетие. Средний возраст населения становится все выше, а численность детей, подростков и молодых людей сокращается, что квалифицируется уже как "демографическая революция".

Объектом является старческий возраст

Предметом – психологические особенности людей старческого возраста.

Цель данной работы - рассмотрение и изучение психологических особенностей, психологических задач развития людей пожилого возраста.

Задачи работы:

1.Изучить теоретический материал о психологических и физиологических изменениях в организме пожилого человека.

2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилого человека.

3. Анализируя различные источники определить наиболее травмирующие события в поздней взрослости.

4. Изучить особенности самосознания старого человека.


Глава 1. Процесс старения и возрастные изменения

в организме.

1.1.  Понятие психического старения.

  Что можно сказать  об изменениях  в личности  старого человека? Что можно отнести  к типичным  проявлениям? Чаще всего называются  негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться   вот такой  психологический «портрет»  старого человека. Снижение самооценки, неуверенность  в себе, недовольство  собой; опасение  одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса  к новому отсюда  брюзжание, ворчливость; замыкание   интересов  на себе эгоистичность, эгоцентричность, повышенное  внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне- все это  делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.

  Фундаментальные исследования отечественных  и зарубежных ученых  свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе.

  К.И. Чуковский писал в своем дневнике: «…Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день мои  мысли  добрей и светлей». Исследователь  личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических   болезней, расстройств, считает, что «представление о психическом старении не может оказаться  полным  и цельным  без учета  благоприятных  случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее  только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают  их выгодное  положение в сравнении с другими  формами  психического старения». [28, с.19]

  Старость-это заключительная  фаза  в развитии человека, в которой  этот  процесс  происходит   по нисходящей   жизненной  кривой.  Иначе говоря, в жизни человека   с определенного возраста   проявляются   инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде   старого человека, уменьшении  его  жизненной активности, ограниченности физических возможностей.

  Старость может приближаться   к человеку  двумя путями:  через физиологическое ослабление  организма и путем  снижения   силы и  подвижности  психических процессов.

  В старости происходит естественное и  обязательное  снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы касаются   и психической деятельности, что выражается в разнообразных  психических состояниях, не сопровождающихся слабоумием, и тогда говорят о   психическом упадке.

  В своей  монографии «Психическое старение» Н.Ф. Шахматов определяет его, как   случай   естественного старения, при котором  отмечаются   снижение психической силы, сужение  объема  психической  жизни,  экономное  использование   имеющихся ресурсов. [28, с.38]

  Проявления физического  упадка  находят свое выражение   в ограничении круга   интересов, пассивности, психической вялости. Но время его проявления, скорость прогрессирования, тяжесть и глубина   различны.  Как указывает  Н.Ф. Шахматов, появление заметных   признаков   психического упадка можно   отнести преимущественно   ко времени завершения   жизни. [28, с29]

  Психическая слабость, снижение  силы и подвижности   психических процессов при   психическом упадке  в старости  находятся  в тесной  связи с фактором   физического здоровья. Укрепление   физического здоровья, излечение от соматических болезней   быстро ведут к оживлению   психической   жизни в старости.

   Другой крайней точки   придерживаются исследователи, склонные восхвалять  «очарование   преклонного возраста». У этих людей  физическое ослабление   компенсируется   высоким духовным подъемом. Поэтому  период, предшествовавший наступлению  старости  и старческого  недомогания, называют  «лучшими  годами». Именно  это  имеется в виду, когда  говорят   о счастливой старости.

  Счастливая  старость - это  особо  благоприятная  форма  старения. Счастливая старость- это удовлетворенность  новой  жизнью, своей ролью   в этой жизни. Это форма  благоприятного  психического старения, когда долгая    жизнь приносит  новые  положительные эмоции, которых   человек   не знал в прошлом. [24, с. 37]

  Л.Н. Толстой   говорил: «Я никогда  не думал, что старость  так привлекательна». [25, с.78]

  И, наконец, третья группа  исследователей  находит  в старости  как  отрицательные, так и положительные черты.

  Характеризуя  психическое старение, необходимо учитывать некоторые положительные сдвиги, которые   являются компенсаторными или приспособительными в новых  условиях жизни.  Так, одновременно  со снижением   уровня  психической деятельности отмечаются качественные изменения, способствующие  преодолению и уравновешиванию  этого снижения, достижение структурного единства дефицитарных  признаков старения с   позитивными или компенсаторными. Это свидетельствует  о возможности в старости адаптироваться   к новым условиям  жизни. При изучении   способностей   у старых людей  в возрасте  от 60 до  93 лет   установлено, что они  используют структуру  своего опыта, черпая  из него  элементы   для удержания   имеющихся  знаний  на должном  уровне  и для  переработки  их в новые  знания. Старые люди могут   в значительной   степени развивать   некоторые свои  способности  и даже проявлять новые.


1.2. Изменения человека как индивида, происходящие  в старческом возрасте.

  Процесс старения  представляет  собой  генетически  запрограммированный  процесс, сопровождающийся  определенными  возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит  постепенное ослабление  деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать  длительную  физическую  или нервную нагрузку; общий запас энергии  у них становится  все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них  содержания жидкости. В результате  такого обезвоживания  суставы пожилых людей  затвердевают. Если это происходит  в костных  сочленениях  грудной  клетки, то  затрудняется  дыхание. Возрастное обезвоживание  приводит  к иссушению  кожи, она становится  более  чувствительной  к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется  зуд, кожа теряет  матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою  очередь, препятствует  потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления  чуткости  нервной  системы пожилые и старые люди  замедленно   реагируют на изменения внешней   температуры и  поэтому   больше подвержены   неблагоприятному  воздействию жары и холода. Происходят  изменения  чувствительности  разных органов чувств, внешние проявления  которых  выражаются  в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более  яркой  освещенности  пространства  и т.д.  Вот некоторые примеры: людям  за 50 требуется  вдвое больше света, а за 80 - в три раза; у 20-летнего человека  рана заживает  в среднем  за 31 день, в 40 лет - за 55 дней, в 60 лет - за 100 дней и далее по нарастающей. [12, с.46]

  Многие исследования  свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной  и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах в организме в процессе  его  инволюции. Вместе  с тем  накапливаются  материалы, которые  приводят ученых   к пониманию старения, как чрезвычайно сложного, внутренне  противоречивого  процесса, для  которого  характерно  не только снижение , но и  усиление  активности  организма.

  Все  изменения  в организме  в период старения  носят индивидуальный  характер. Есть люди, которые до глубокой старости  сохраняют очень  высокий показатель латентного (скрытого)  времени  речевой реакции; разница  в сторону   лучше-хуже может быть двадцатикратной.

  Мужчина  в период  его увядания  подвержен   развивающемуся  у него атеросклерозу, что вызывает  общее ослабление (снижение) жизненной  активности. Нарушение обмена  веществ, вызванное  сокращением  количества гормонов, вырабатываемых  половыми  железами, приводит  к ослаблению мышц, что так характерно для мужчин   в этом возрасте. Это  нередко  сопровождается  общим одряхлением   и потерей интереса  к жизни.

Информация о работе Характеристика психологических особенностей лиц старческого возраста