Характеристики малых групп в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 21:09, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение малой группы, ее численности и классификаций. Также я обращу внимание на описание малых групп (состав группы, структура, динамика групповых процессов) и положение индивида в малой группе с точки зрения статуса и роли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 стр.
Понятие малой группы,ее численность………………………………………….4 стр.
Классификация малых групп……………………………………………………..5 стр.
Параметры описания малых групп……………………………………………….7 стр.
Положение индивида в малой группе: статус и роль………………………….13 стр.
Заключение……………………………………………………………………….16 стр.
Литература………………………………………………………………………..16 стр.

Работа содержит 1 файл

социальная психология.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      

      г) цепная д) круговая е) полная

      Рис.1. Типы и варианты внутригрупповых структур коммуникаций 

      Отличительная особенность централизованной иерархической структуры коммуникаций (в) состоит в том, что здесь имеется несколько, не менее двух, уровней соподчинения участников, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение каждого при этом ограничено, и коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности. На рис. 1, где показана схема такой структуры коммуникаций, у индивида 1, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник 2, которому, свою очередь, подчинены три остальных участника. Индивид 1 взаимодействует с индивидом 2, который имеет возможность общаться с теми, кто находится на ступени 3.

      Типичные  варианты децентрализованных структур коммуникаций, основное отличие которых  от централизованных заключается в  коммуникативном равенстве всех участников, представлены на рисунке под знаком Б. Понятие "коммуникативное равенство" в данном случае означает, что каждый из членов группы внутри этих струк тур обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию, вступая в открытое, неограниченное общение с товарищами по группе.

      Цепной  вариант этой структуры коммуникаций (г) представляет собой такую систему общения, в пределах которой. межличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников, за исключением двух крайних, здесь взаимодействует с двумя соседями, а те, кто занимает крайние позиции, только с одним. Эта структура общения характерна, например, для конвейерной работы, получившей широкое распространение в промышленности.

      Круговая структура коммуникаций (д) отличается от цепной. Во-первых, здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Во-вторых, имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В-третьих, находясь лицом к лицу, участники такой структуры коммуникаций могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

      Все обсуждавшиеся нами варианты структур коммуникаций группе в той или  иной степени ограничены. В них каждый из участников располагает или неравными возможностями вступления в непосредственное общение с остальными, или равными, но тем не менее ограниченными. Наряду с рассмотренными структурами коммуникаций существует еще одна, которая называется полной или неограниченной (е). В ней никаких препятствий для свободного межличностного общения участников не возникает и каждый из членов группы может совершенно свободно взаимодействовать со всеми другими.

      Выбор на практике той или другой структуры  коммуникаций определяется целями и задачами, стоящими перед группой. Если, например, практическая задача заключается в совершенствовании системы общения в данной группе (например, при использований на уроке групповых форм работы), то основное внимание должно быть обращено на каналы коммуникаций. При необходимости быстро и оперативно решить возложенные на группу задачи прежде всего определяют ее оптимальную композицию. Иногда педагога может заинтересовать положение отдельных детей в системе межличностного общения, то, как они сами представляют свое место во взаимоотношениях со сверстниками. В таком случае полезным может оказаться анализ структуры ученического коллектива или какой-либо другой детской группы с позиций ролей и внутренних установок.

      4. Подструктуру функциональных отношений – совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.

      Группа  представляет собой чрезвычайно  сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально - и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.

СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ

      

Подструктуры
       
КОМПОЗИЦИОННАЯ       
       
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ПРЕДПОЧТЕНИЙ

       
КОММУНИКАТИВНАЯ       
       
ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ 

ОТНОШЕНИЙ

       
Подструктуры
       
СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ       
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Положение индивида в малой группе: статус и роль

     В малых группах люди знают друг друга. Они общаются продолжительное время. Попадая, например, в производственную бригаду случайным образом, работник постепенно вступает в тесные отношения с коллегами. Между ними устанавливаются не только деловые, но и эмоциональные отношения. Они делятся друг с другом своими переживаниями, надеждами, разочарованиями и огорчениями.

     Каждый  участник контактной группы оценивает  других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливаются устойчивые отношения симпатий и отвержения. Проявляются отношения доминирования и подчинения в группах. Отношения доминирования в ряде малых групп (формальных) задаются изначально. В неформальных они устанавливаются в силу возраста, степени влияния и авторитета отдельных членов группы.

     Для описания положение индивида в системе взаимоотношений малой группы используются понятия "роль" и "статус". Воспользуемся материалом "Психологического словаря/ Под ред А.В. Петровского и М.Г. Яолшевского.

     Роль (от франц. role) означает "социальную функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений". Это понятие ввел в социальную психологию Д. Мид (представитель интеракционизма).

     Т. Шибутани дает определение роли как предписанного шаблона поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим. Каждый человек имеет некоторое представление о том, что составляет подобающую линию поведения как для него самого, так и для других. Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга, наблюдая ролевое поведение окружающих.

     Диапазон  и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов  деятельности и отношений, в которые  включена личность, ее потребностями  и интересами. . Индивидуальное исполнение человеком роли имеет определенную "личностную окраску", зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

     Различают следующие типы ролей:

     роли  социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические и др.), и

     роли  межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.)

     В западной социологии и психологии получили распространение различные ролевые концепции личности. В этих концепциях личность предстает как набор не связанных между собою разрозненных ролевых масок, определяющих ее внешнее поведение безотносительно к ее внутреннему миру, причем игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность

     Другое  понятие, характеризующее положение  индивиду в группе – статус.

     Статус  определяется как положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности  и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусах, которые приобретает индивид в группах, различаются по уровню группового развития, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и т.д. Статус экспериментально выявляется путем применения различных социально-психологических методов. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида.

     Т. Шибутани, автор "Социальной психологии", вводит различение социального и личностного статуса. Социальный статус, по его мнению, относится к позиции человека в обществе: уважением, которым он пользуется, и его престиж основывается на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в преобладающей системе социальной стратификации. Человек сохраняет свой статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой категории.

     Личный  статус, по Т. Шибутани, - это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в группе в качестве ее члена. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах. Сохранение личиночного статуса, следовательно, состоит в том, чтобы действовать так. Чтобы обеспечить продолжение этих взаимоотношений.

     Социальный  статус влияет на то, как человек  оценивает себя. Его представления о себе поддерживаются преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Чувство гордости, скромности или неполноценности, - отчасти зависит от социального статуса, но еще больше от оценок, которые он получает от значимых других.

 

Заключение

 

      Я считаю, что я справился со своей  целью, так как мною были рассмотрен термин «малая группа» с точки  зрения Б.Д.Парыгина и В.Г.Крысько. Обратил  внимание на численность малой группы, где сделал вывод, что обычно оптимальным  является состав группы из 5-9 человек. Далее я рассмотрел классификацию малых групп, где выделил основные: 1) первичные и вторичные ; 2) формальные и неформальные; 3) референтные и неферентные; 4) слаборазвитые и высокоразвитые; 5) диффузные группы и коллектив.Также мною предложены определения этих групп.

      Я считаю, что очень важным было описание индивида в малой группе. Для описания положение индивида в системе взаимоотношений малой группы используются понятия "роль" и "статус".

Литература

 
  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. М., 2005.
  2. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и таблицах. М., 2003.
  3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003.
  4. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1999.
  5. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999.

Информация о работе Характеристики малых групп в социальной психологии