Холотропная терапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 10:02, реферат

Описание работы

Холотропная терапия (от греч.: holos — целый и tropos — направление, поворот) — теория и практика психотерапии и самоисследования в измененных состояниях сознания, разработанная Станиславом и Кристиной Гроф. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки и работу с собственным телом.

Работа содержит 1 файл

Холотропная терапия.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

 

 Холотропная терапия (от греч.: holos — целый и tropos — направление, поворот) — теория и практика психотерапии и самоисследования в измененных состояниях сознания, разработанная Станиславом и Кристиной Гроф. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки и работу с собственным телом.    

 Главная цель холотропной терапии заключается в активизации бессознательного материала, разблокировании энергии, сдерживаемой в эмоциональных и психосоматических симптомах, и в обращении стационарного энергетического баланса в поток переживаний.     

 Пациентам, предлагается проследовать  за потоком энергии и опыта,  куда бы он ни вел, глубоко веря, что процесс сам найдет свой путь на благо пациента. При интенсивном дыхании и специально организованном музыкальном воздействии (музыка активизирует актуальные глубинные переживания, помогает полному включению пациента в терапевтический процесс, способствует непосредственному эмоциональному отреагированию), по мере нарастания напряжений и их постепенном исчезновении, полезно представлять усиление давления при каждом вдохе и освобождение на выдохе. В это время у пациента могут возникать разнообразные мощные переживания — повторное проживание важных биографических событий детства или более поздней жизни, различные аспекты памяти биологического рождения. В идеале не надо делать ничего, кроме поддержания определенной схемы дыхания и полного раскрытия всему, что бы ни происходило. В таких «очищающих» переживаниях происходит спонтанная и самопроизвольная интеграция проявившегося материала с сознанием, которая приводит, с точки  зрения С. Грофа, к глубокой трансформации личности за короткий срок. При этом пациент заканчивает процесс в полностью разрешившемся, релаксированном состоянии глубоко духовного характера.    

 В холотропной  терапии иногда применяется сфокусированная работа тела. Какова бы ни была природа и локализация проблемы, пациенту предлагают акцентуировать симптом. Остальным частям тела при этом позволяется выражать все, к чему есть спонтанная тенденция. Пациента следует поощрять к полной отдаче возникающим ощущениям и эмоциям, к поискам подходящего способа их выражения — звуками, движениями, позами, гримасами. Другой важный аспект работы тела в холотропной терапии — использование поддерживающего физического контакта.    

 В большинстве случаев холотропных  сеансов постепенно нарастают  эмоциональное и физическое проявления, достигают своей высшей точки и неожиданно ослабляются (разрешаются). После разрешения дыхание становится замедленным. Следует полежать спокойно некоторое время, пока все не придет в норму. На этом сеанс оканчивается.    

 Являясь методом сильного  эмоционального высвобождения, холотропная терапияподвержена известной критике, относящейся к любым техникам, опирающимся на теорию катарсиса. Серьезную проблему для холотропной терапии, с одной стороны, представляет теоретическое подкрепление тезиса о спонтанной целительной деятельности бессознательного в измененных состояниях сознания. С другой стороны, несмотря на стремление к самопроизвольному катарсису, холотропная терапия включает ряд психотехнических факторов, которые могут программировать внутренний опыт субъекта.    

 В целом холотропная терапия обладает не только высоким психотерапевтическим потенциалом, но и направлена на самопознание, духовный рост личности. Трансперсональные переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, значительно обогащают внутренний опыт человека, способствуют его духовной трансформации и личностному развитию. 

Типы  видений  
 
Первый тип — это различные картины необыкновенных сооружений, джунглей, архитектурных и цветовых композиций. По-видимому, этот опыт выражает эстетические представления людей.  
 
Второй тип видений связан с событиями индивидуальной жизни человека. Это уровень биографических воспоминаний и индивидуального бессознательного. Фиксируемые здесь переживания связаны со значимыми событиями и обстоятельствами жизни пациента от рождения до самого эксперимента. Неразрешенный конфликт, вытесненное или неинтегрированное воспоминание, некий психологический образ — все это может всплыть из бессознательного. Обычно эти воспоминания эмоционально заряжены, и это помогает терапевту выделить значимое и менее значимое.  
 
«Биографический материал, — пишет Станислав Гроф, — появляющийся в эмпирической работе, в значительной степени соответствует представлениям Фрейда и его последователей. Однако есть несколько важных различий. В холотропной психотерапии биографический материал не вспоминается и не реконструируется, а действительно вновь переживается, включая не только эмоции, но и физические, визуальные и прочие ощущения и восприятия. Как правило, это происходит в полной возрастной регрессии к периоду жизни, в которой происходили вспоминаемые события».  
 
Третий тип видений, по Грофу, называется перинатальными видениями. Это составное греко-латинское слово, в котором приставка natalis означает «вокруг» или «поблизости», а корень peri указывает на отношение к рождению. Это слово употреблялось в медицине, под ним подразумевали процессы, которые связаны с родами. Медики говорят, к примеру, о перинатальной инфекции или перинатальном повреждении мозга. Но Гроф придал этому слову несколько иной смысл. Вообще говоря, человек не может вспомнить того, что происходило с ним в утробе матери, когда мозг еще не был развит. Тем не менее, пациенты нередко демонстрируют эти переживания.  
 
Гроф показывает, что многие формы психопатологии имеют глубокие корни в феноменах этого уровня. Эмпирическое переживание смерти и возрождения оказывает сильное терапевтическое воздействие на различные эмоциональные и психосоматические симптомы, связанные с травматическими последствиями рождения как для ребенка, так и для матери.  
 
Контакт с бессознательным  
 
Каждый из нас уже имеет опыт умирания. Ведь рождение человека — это переход совсем в иной способ бытия. Поэтому приход в этот мир символически воспринимается как смерть. Переживания смерти и возрождения, которые отражают перинатальный уровень бессознательного, богаты и сложны. Рождаются всевозможные ассоциации с мифологическими, архетипными сюжетами. Так возникает избирательный доступ к сферам коллективного бессознательного.  
 
Многие состояния, которые переживает человек на протяжении своей жизни, например, насилие и жестокость, угрозы, разлука, боль, удушье, тесно соотнесены с перинатальным опытом. Пребывание плода в чреве матери рождает океанические переживания, которым присуще отсутствие границ. Оно связано с отождествлением с различными формами жизни (водорослями, медузами, рыбами, дельфинами, китами). Картины природы, которые символизируют безопасность и изобилие, также являются спутниками блаженного внутриутробного состояния.  
 
Приведу пример из книги Грофа, который демонстрирует этот уровень бессознательного: «Мне захотелось свернуться калачиком. Я начал как бы уменьшаться в размерах. Я плавал в сияющей жидкости, окруженный сверкающей прозрачной вуалью. Нетрудно было узнать в этом состоянии глубокую регрессию, возвращение к состоянию плода в утробе. Тонкое, но глубокое чувство блаженства и бесконечный мир — мир, превосходящий всякое понимание, — переполняли мое существо. Странным и парадоксальным казалось то, что я становился все меньше и меньше, уменьшаясь до полного исчезновения, и вместе с тем как будто не имел границ и достигал бесконечности.  
 
Моя фантазия игриво предложила мне идею, что я — грациозная медуза, лениво плавающая в океане, мягко колышущаяся в потоках воды. Отождествление, первоначально неуверенное, как во сне, постепенно становилось все более и более реальным. Появились примитивные, весьма убедительные филогенетические ощущения; я пережил множество странных процессов, не имеющих ничего общего с обычными человеческими ощущениями. Это постепенно стало переходить в отождествление с разного рода рыбами и водорослями, столь же подлинное и поразительное по богатству биологических деталей.  
 
Но одновременно со всем этим постоянно присутствовало ощущение, что я плод, плавающий в утробе и связанный с материнским организмом через пуповину и плаценту. Я ощущал сложный и богатый обмен, происходивший между нами, частично биохимический и физиологический, частично эмоциональный и даже телепатический».  
 
Путешествие в бесконечный мир  
 
Четвертый тип видений Гроф называет трансперсональными. Мы привыкли думать о сознании как о чем-то созданном внутри человеческого мозга и содержащемся в черепной коробке. Мы полагаем, что сознание существует как результат индивидуальной жизни человека. Но трансперсоналисты толкуют сознание как нечто существующее вне нас и независимо от нас. Трансперсональное сознание не имеет границ. Оно, скорее всего, бесконечно и выходит за пределы времени и пространства.  
 
В трансперсональных переживаниях человек обнаруживает, что граница между ним и Вселенной не является строго фиксированной и абсолютной. Человек может отождествляться со своими родителями, детьми, родственниками, друзьями, знакомыми, учителями. Возможно также отождествление с известными политиками, учеными, пророками, религиозными деятелями.  
 
В опыте холотропного состояния человек вдруг ощущает себя египетским каменотесом, средневековым рыцарем, участником крестового похода, жертвой концентрационного лагеря. «Эти переживания, — пишет Гроф, — могут достигать необыкновенной глубины, интенсивности и объема. Можно пережить страдания всех тех солдат, которые полегли на полях сражений с начала истории человечества; огонь в груди революционеров всех времен, стремящихся свергнуть тиранию; любовь, нежность и самоотверженность всех матерей мира, заботящихся о своих детях».  
 
Преображение человека  
 
Чему учат трансперсоналисты? Обыденный человек современной культуры живет и действует на уровне ниже своих потенциальных возможностей. Это происходит потому, что он отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом и эго.  
 
Холотропная терапия признает целительные возможности необычных состояний сознания. При этом возможны мощные переживания, которые вообще не имеют никакого специфического содержания. Во время терапии пациенты избавляются от эмоциональных и психосоматических симптомов, происходит преображение личности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бишкекский  Филиал Международного Славянского  Института

Кафедра Общей  и Клинической психологии и Коррекционной  педагогики

 

 

 

 

На тему: Холотропная терапия

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса,

                     Гузева Ирина

Проверила: Асанбаева Ч.Б.

 

Бишке-2013

 


Информация о работе Холотропная терапия