Хореотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

Основные задачи, изолированно или комплексно решаемые в процессе Xореотерапии:

1) терапия занятостью и повышение двигательной активности;

2) коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического общения;

3) получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания;

4) раскрепощение и рост пациента, поиск аутентичных путей развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. История возникновения и развитие танцевально-двигательной терапии……………………………………..……………………………………...3

2. Основные принципы и цели хореотерапии…………………….…………....11

3. Эмоции и движения, работа с межличностными отношениями в танцевально-двигательной терапии..…………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………..……….21

Работа содержит 1 файл

хореотерапия.docx

— 48.55 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. История  возникновения  и развитие танцевально-двигательной терапии……………………………………..……………………………………...3

2. Основные принципы и цели хореотерапии…………………….…………....11

3. Эмоции и движения,  работа с межличностными отношениями в танцевально-двигательной терапии..…………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………..……….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Еще в античные времена, когда идеал  человека не мыслился вне целостности  и гармонии, существовали терапевтические  направления, связанные с движением, дыханием, танцем, массажем и воздействием на человеческую душу. В прошлом  столетии танец, культура тела и воспитание посредством движения испытывали влияния, которые в первую очередь ставили  задачу преодоления враждебности к  телу.

     Другие  истоки современных методов лежат  в сфере ритмики, музыкальной  педагогики, гимнастики, дыхательного и вокального воспитания, в технике  расслабления и массажа.

     Различные системы обучения актерскому искусству оказали влияние на современные методы или находят в них свое прямое продолжение (терапевтический театр, терапия, основанная на танце, музыке и т.д.).

     Под работой с телом подразумевают  непосредственное терапевтическое воздействие на тело, а от этого действия ожидают психическое извлечение или изменение.

     Таким образом, воздействие на человека осуществляется посредством работы с телом, например, непосредственно процессами дыхания или сокращения мышц, что в свою очередь влечет за собой сопутствующие психические явления. С физическим раскрепощением связывают ожидание душевной релаксации.

     Одной из разновидностей телесно-ориентированной психотерапии является хореотерапия. Хореотерапия — использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях.

     Основные  задачи, изолированно или комплексно решаемые в процессе Xореотерапии:

     1) терапия занятостью и повышение  двигательной активности;

     2) коммуникативный тренинг и организация  социотерапевтического общения;

     3) получение диагностического материала  для анализа поведенческих стереотипов  пациента и его самопознания;

     4) раскрепощение и рост пациента, поиск аутентичных путей развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. История возникновения и развитие танцевально-двигательной терапии 

     Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Тысячелетия в разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб, побед. Подражая животным, охотники добивались воплощения в зверя, в результате чего появлялась уверенность, которая помогала успешной охоте. А воинские танцы способствовали подъему боевого духа настолько, что воины безоглядно шли в бой.

     В танцах можно увидеть духовную жизнь  каждого народа. Египтяне танцами  изображали движение небесных светил, римляне плясали в честь богов. Отображением языческого танца и  культа Солнца является хоровод, участники  которого движутся в том же направлении, что и Солнце. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски, сочетающиеся с катанием по росе, прыганием  через костры, которые были приурочены к определенным временам года. А, например, подпрыгивания во время танцев служили  подражательной магией, ибо танцующие  так способствовали росту злаков. Древние греки вообще не сомневались, что человек от пляски становится лучше, совершеннее. Поэтому не случайно на земле Эллады одной из первых муз была Терпсихора - муза танцев. Греки  даже могли танцевать философские  трактаты. А в Африке до сих пор  в некоторых племенах сохранился обычай вместо вопроса, к какому роду или племени принадлежит человек, спрашивают, какой танец он танцует.

     Танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности. Например, индийский танец, в котором  мельчайшее движение тела уже может  рассказать целую историю. Согласно легендам, танец в Индии был  порожден богом Шивой, одним из трех верховных богов в индуизме. Он является творцом Вселенной, поэтому, танцуя, он разрушает и одновременно создает жизнь заново.

     Делая экскурс в историю, мы видим, что  танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать  не только как хронологию событий, но и как историю движения. В Лейпциге был создан «Танц-архив», в котором находится колоссальное количество собранной печатной, видео и изобразительной продукции, посвященной истории движения.

     Со  временем в западных культурах танец  из формы социальной коммуникации самовыражения  превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия.

     Одним из главных достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью.

     К.Юнг  [8] считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах.

     В литературе часто выделяется четыре основных фактора, которые способствовали развитию танцевально-двигательной терапии.

       После II Мировой войны многим  людям требовалась реабилитация и физическая, и духовная. Танцевально-двигательная терапия способствовала этому. «Первой леди» в данном виде терапии считали Мэриан Чейс [8], которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическими больными, добилась больших успехов. Пациенты, которые считались безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств.

     В 50-е годы ХХ века были открыты транквилизаторы. Танцевально-двигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.

       В 60-е годы ХХ века началось «движение тренинга человеческих отношений», которое способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания.

     И, наконец, четвертым фактором выступают  исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела.

     Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман [6]: «Танец - это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело» [6, с.245].

     В 50-е - 60-е годы ХХ столетия  танец стал использоваться в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Представители практической психологии данного направления работали с применением различных методов и способов, но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия.

     Большое влияние на развитие танцевально-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга [8]. «Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела...» [8, с.71]. К.Юнг [8] считал, что артистические переживания, которые он называл «активным воображением», выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. «Душа и тело - не отдельные сущности, а одна и та же жизнь» [8, с. 76].

     Также на развитие танцевально-двигательной терапии повлияла психоаналитическая теория, в частности, взгляды В.Райха [8] на характер человека как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. В.Райх [8] полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По В.Райху [8], человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

     Своей теорией В.Райх [8] положил начало многим известным системам, ориентированным на работу с телом с целью улучшения психологического и физического функционирования, таким как:

     Биоэнергетика А. Лоуена [8]. Данный подход центрируется на роли тела в анализе характера. А.Лоуен [8] был учеником В.Райха [8], его подход часто называют нео-райхианской терапией. Биоэнергетика включает в себя технику дыхания по В.Райху [8], многие из техник эмоционального раскрепощения по В.Райху [8], а также использует технику напряженных поз для энергетизации частей тела, которые заблокированы. Напряжение увеличивается настолько, что человек, в конце концов, вынужден расслабить мышцы, «защитный панцирь». Биоэнергетика часто концентрируется на ногах и тазе, потому что «они - основание и опора эго-структуры. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единственной неизменной реальностью в наших жизнях, с землей, или почвой.» [8, с. 141].

       Структурная интеграция И. Рольф [5] (рольфинг) - система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и линии. Целью данного подхода является восстановление мышечного равновесия и гибкости.

       Техника Ф.Матиаса Александера [9]. Эта техника основана на глубоких вытягиваниях мускульных фасций (связующая ткань, которая связывает и поддерживает мускулы и скелетную систему), сопровождаемых прямым глубоким воздействием, раскрывающая вредные привычки в держании и движениях тела, которые влияют на умственное, физическое и эмоциональное состояние человека. В основе подхода лежит идея о том, что предпосылкой свободных и естественных движений является естественное вытягивание позвоночника вверх. Автор создал специальные упражнения, которые позволяют освободиться от привычных напряжений.

       Система М. Фельденкрайза [5], которая предназначена для восстановления естественной грации свободы движений. Работа М.Фельденкрайза [5] направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые испорчены негативными привычками, напряжениями. Главным фактором в этом процессе автор называет «сознавание» своих движений и тела.

       Система чувственного сознавания  Ш. Селвер [7] и Ч. Брукча [7], направленная на изучение целостного функционирования человека в мире, личной экологии тела и чувств. В данном подходе авторы фокусируются на проблеме обучения отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов. Большинство упражнений имеют медитативную ориентацию.

     В качестве примера рассмотрим более  детально подход М. Фельденкрайза [7] как пример работы с телом через осознание, так как проблемы осознанности образа «Я» являются одними из основных в психологии.

Информация о работе Хореотерапия