Хорни. Взаимоотношения полов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:55, реферат

Описание работы

Ка́рен Хо́рни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хо́рнай]; 16 сентября 1885 — 4 декабря 1952) — американский психолог норвежско-датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

Содержание

Введение 3

I.Гендерные половые отношения 5

II.Отношения полов.
Средства защиты от базальной тревожности 7

III.Проблемы брака 10

Вывод 12

Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Реферат. Хорни. Взаимоотношения полов..docx

— 37.42 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 
   

Дальневосточный институт 
менеджмента и бизнеса

 
 
 

Кафедра Экономики и управления трудовыми ресурсами

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине  «Психологическая культура личности»

Специальность 080111.65 Маркетинг

 

на тему 
«К. Хорни. Взаимоотношения полов»

 
 
                 
                Выполнила  студентка гр. 1412         

                ___________ Снегирева  Я.Н.

                Проверила  зав. кафедры экономики и управления трудовыми ресурсами

                ____________ Мельникова  М.Н.

                ____________________________

                          (зачтено/незачтено)

 
 
 

г. Владивосток

2010

 

Содержание:

Введение 3

I.Гендерные половые отношения 5

II.Отношения полов. 
Средства защиты от базальной тревожности 7

III.Проблемы брака 10

Вывод 12

Список литературы 13

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

Ка́рен  Хо́рни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хо́рнай]; 16 сентября 18854 декабря 1952) — американский психолог норвежско-датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

Одними из главных  невротических наклонностей Хорни  считала компульсивную потребность  в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с  другом могут находиться невротическое  стремление к любви и невротическое  соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для  здорового человека соперничество  будет означать дефицит проявлять  любовь и получать любовь (любовь —  в широком смысле слова). У невротических  наклонностей обычно есть функция (скрытая  выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности  конкретной личности.

Тема взаимоотношений  полов является одной из центральных  в учении К. Хорни. Она считала  крайне важным и актуальным исследование специфики мужской и женской  психологии, противостояния полов, брачных  отношений. Хорни предприняла попытку  доказать психическое равноправие  мужчин и женщин, в противоположность позиции Фрейда, который видел причины женской пассивности, подражательности, эмоциональности в ощущении женщиной своей физической недостаточности, чувстве зависти, стремлении стать мужчиной.

Хорни признавала ситуацию “эдипова комплекса”, но лишь как частный, не исчерпывающий случай. Взаимоотношения полов сводились к комплексу проблем,но не к одной только.

Проблемы мужской  и женской психологии, "борьбы полов", любовно-брачных отношений  всегда интересовали Хорни и она  много лет посвятила их изучению.

Фрейд, разделявший  традиционно-патриархальный взгляд на положение женщины, считал, что женщина, ощущая свою анатомическую недостаточность, чувствует зависть, стремление стать  мужчиной, которое трансформируется в желание иметь от него ребенка. Этим объясняются, по Фрейду, многие черты  женской психологии: пассивность, уступчивость, эмоциональность, подражательность. К. Хорни не усматривала в этом взгляде ничего, кроме патриархального мифа и была полна решимости доказать психическое равноправие мужчин и женщин.

Во времена  матриархата закон и обычай фокусировались вокруг матери и "матрицид" тогда  был, (как свидетельствую Софокл и  другие античные авторы), более тяжким преступлением, чем отцеубийство. В  эпоху изобретения письма мужчина  стал играть лидирующую роль в политике, экономике, законодательстве и половой  морали. Этому было много причин. Одна из них, вероятно, в том, что  мужчина - более рационален, более  способен обезличить себя, "обобществить свою психику". Но в этом же состоит  и его слабость, его несоответствие современности, которая вновь акцентирует  значение целостной, индивидуализированной  личности. Женщина вновь вступает в борьбу за равенство.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Гендерные половые отношения.

Данная  тема является одной из центральных  в учении К. Хорни. Она считала  крайне важным и актуальным исследование специфики мужской и женской  психологии, противостояния полов, брачных  отношений. Хорни предприняла попытку  доказать психическое равноправие  мужчин и женщин, в противоположность  позиции Фрейда, который видел  причины женской пассивности, подражательности, эмоциональности в ощущении женщиной своей физической недостаточности, чувстве зависти, стремлении стать  мужчиной.

К. Хорни: “Фактически, все проявления невротической потребности  в любви можно обнаружить в  том явлении, которое Фрейд описал как Эдипов комплекс: привязанность  к одному из родителей…ревность, чувствительность к отвержению… Наблюдения позволяют  усомниться, что Эдипов комплекс - биологически детерминированное явление… История  детства невротиков, у которых  особенно сильна привязанность к  отцу или к матери, всегда полна  таких обстоятельств, которые вызывают у ребенка тревогу… Я вовсе  не отрицаю

существования и важности Эдипова комплекса. Я  хотела бы только понять, насколько  универсально это явление и до какой степени оно обусловлено  невротичностью родителей”.К. Хорни. Рассматривая гендерные (культурно-обусловленные) половые  отношения, Хорни выделяет ряд моментов.

    Мужчина почитает женщину как Мать, которая заботится, жертвует собой. Жизнетворное могущество женщины наполняет мужчин восхищением. Но "противно человеческому существу испытывать восхищение и не держать зла на того, чьими способностями не обладаешь". Мужчина завидует женщине и стремится компенсировать свою неспособность к деторождению тем, что создает государство, религию, искусство. Поэтому вся культура носит отпечаток маскулинности. Но "завистливая обида" мужчины на женщину этим полностью не снимается. 

    Другой компенсатор  комплексов - ущемление женщин, что  зачастую закрепляется юридически. Материнство  плохо защищено законом. Беременность и детовоспитание, требующие от женщины  огромных физических и душевных затрат, и являющиеся главной причиной "культурного  отставания" женщины, почти никак  не компенсируются. Имеет место потакание  сексуальной безответственности мужчин и низведение женщины до роли сексуального объекта.

    Мужчина испытывает страх перед женщиной, как сексуальным  существом. Он в большей степени  зависит от женщины, чем она от него. Он боится не удовлетворить женщину, оказаться импотентом, унизиться  перед ней. Во многих африканских  племенах мужчины верят, что женщины  обладают магической властью над  их гениталиями. Мужчина также склонен  думать, что женщина отбирает у  него силу во время полового акта, забирает себе его жизнетворное семя. Отношение к женщине ассоциируется со страхом смерти: кто дает жизнь, тот имеет право ее отобрать. Сексуальность женщины больше страшит, чем привлекает мужчину, который опасается оказаться несостоятельным или как-то унизиться перед ней. Он предпочел бы находить в женщине просто сексуальный объект. Мужчина хотел бы видеть женщину непорочной, лишенной сексуальных влечений, только в этом случае она для него вполне безопасна (культ Девы Марии). . Принижение женского начала очевидно и в истории Адама и Евы. Почему-то Ева была сделана из ребра Адама, а не Адам появляется из тела Евы. Женщина в Ветхом Завете трактуется как искусительница и совратительница.

 Хорни оспаривает  позицию естественного принижения  женщины, выступает за равенство  полов. “Еще не самое худшее, что величайшие умы от Аристотеля  до Мёбиуса затратили немало  энергии и интеллектуальных усилий  на доказательство принципиального  превосходства маскулинности. Что  действительно плохо - это тот  факт, что хлипкое самоуважение  “среднего человека” заставляет  его снова и снова выбирать  в качестве “женственного” типа - именно инфантильность, незрелость  и истеричность, и тем самым  подвергать каждое новое поколение  влиянию таких женщин”. 

Недоверие и  враждебность к мужчине имеются  и в женской психике, но связаны  они, как правило, с опытом детства. "Рай детства", о котором  часто говорят забывчивые взрослые, - не более чем иллюзия. Девочка  в детстве ущемлена больше чем  мальчик. Ей больше запрещено, меньше разрешено. У нее в детстве формируется  чувство вины и страх перед  физической силой. Об этом красноречиво свидетельствуют сновидения девочек, в которых женский страх возникает  при встрече со змеями, дикими зверями, чудовищами, которые могут ее победить, овладеть ею, прорваться внутрь ее тела. Девочка интуитивно чувствует, что  ее будущее зависит не от нее, а  от кого-то другого, от таинственного  события, которого она ждет и которого боится. Стараясь избежать этих переживаний, девочка уходит в "мужскую роль". Это особенно заметно в возрасте от четырех до десяти лет. В пубертатный  период шумное мальчишеское поведение  исчезает, уступая место девичьему-приниженному и соответствующему социальной роли, которая часто представляется опасной  и нежеланной.

Многие девушки  хотели бы родиться мужчинами, чего нельзя сказать о юношах. Какова цена принятия женской роли? Это - большая склонность к невротизму у женщин, чем у  мужчин. Иногда - амбициозность, стремление к власти, желание "забрать мужчину  целиком". Иногда - подчеркнутая скромность, пассивность - как бы только не подумали, что она что-то хочет от мужчины. Наконец, распространенная среди женщин фригидность.

 
 
 
    1. Отношения полов. Средства защиты от базальной тревожности.

Базальная тревожность  определенным образом влияет на отношение  человека к себе и другим. Она  означает эмоциональную изоляцию, тем  более невыносимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости "Я". А это означает ослабление самой  основы уверенности в себе. Она  несет в себе зародыш потенциального конфликта между желанием полагаться на других и невозможностью сделать  это вследствие идущего из глубины  недоверия и враждебного чувства  к ним. Она означает, что из-за внутренней слабости человек ощущает  желание переложить всю ответственность  на других, получить от них защиту и  заботу; в то же самое время вследствие базальной враждебности он испытывает слишком глубокое недоверие, чтобы  осуществить это желание. И неизбежным следствием этого является то, что  ему приходится затрачивать львиную  долю своей энергии на успокоение и укрепление уверенности в себе. 

Чем более невыносимой  является тревожность, тем более  основательными должны быть меры защиты. В нашей культуре имеются четыре основных средства, которыми индивид  пытается защитить себя от базальной  тревожности: любовь, подчинение, власть и реакция ухода (отстранения). 

Первое средство: получение любви в любой форме, может служить в качестве могущественной защиты от тревожности. Формулой здесь  будет: если вы меня любите, вы не причините  мне зла. 

Второе средство, подчинение, может быть условно разделено  в соответствии с тем, относится  или нет оно к определенным лицам или институтам. Например, это может быть подчинение общепринятым традиционным взглядам, религиозным  ритуалам или требованиям некоторого могущественного лица. Следование этим правилам или повиновение этим требованиям  будет служить определяющим мотивом  для всего поведения. Такое отношение  может принимать форму необходимости  быть "хорошим", хотя дополнительная смысловая нагрузка понятия "хороший" видоизменяется вместе с теми требованиями или правилами, которым подчиняются. 

Информация о работе Хорни. Взаимоотношения полов.