История изучения и статистика детской гиперактивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

У психопатических детей при полноценном умственном развитии наблюдается недоразвитие и своеобразные изменения в эмоциональной сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из близких (чаще к матери), но равнодушны к остальным членам семьи. Другие дети наоборот эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты. В некоторых случаях наблюдается эгоцентризм, подчеркнутое самоутверждение. Одной из форм психопатии является синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Содержание

Введение
История изучения и статистика детской гиперактивности…………………6
Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины…………….10
Диагностика СДВГ…………………………………………………………..21
Коррекция СДВГ……………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………32
Литература………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 75.29 Кб (Скачать)

 

 

План работы

 

 

Введение

  1. История изучения и статистика детской гиперактивности…………………6

  1. Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины…………….10
  2. Диагностика СДВГ…………………………………………………………..21
  3. Коррекция СДВГ……………………………………………………………..25

Заключение………………………………………………………………………32

Литература………………………………………………………………………36

 

 

Введение

Иногда среди детей  разного возраста встречаются дети с психопатическими формами поведения. Психопатия характеризуется неравномерным (дисгармоничным ) развитием отдельных функций и систем.

У психопатических детей  при полноценном умственном развитии наблюдается недоразвитие и своеобразные изменения в эмоциональной сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны  к кому-нибудь из близких (чаще к матери), но равнодушны к остальным членам семьи. Другие дети наоборот эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты. В некоторых случаях наблюдается эгоцентризм, подчеркнутое самоутверждение. Одной из форм психопатии является синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Данная форма психопатии и является предметом рассмотрения нашей работы.

         В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем детской психологии - синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Речь идет о детях, у которых постепенно количественно  нарастают отклонения в отдельных  психических функциях, выражающиеся главным образом в изменении  поведения.

Среди этих нарушений наибольшее внимание привлекает повышенная двигательная активность ребенка, первое описание которой  появилось около 100 лет назад.

Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она  является комплексной: медицинской, психологической  и педагогической.

Множественность используемых здесь терминов: "гиперкинетический хронический мозговой синдром", "минимальное повреждение мозга", "легкая детская энцефалопатия" и многие другие - объясняется в первую очередь тем, что симптоматология заболевания весьма вариабельна, а термин, как правило, носит отпечаток специальности автора. Однако все авторы сходятся в одном - такое состояние существует, его необходимо диагностировать и корректировать, лечить.

Утверждение, что человек  личностью не рождается, а становится не у кого из психологов, философов, педагогов и медиков не вызывает возражений. Но вопрос, когда и как  ребёнок становится личностью, и  даже более - каждый ли взрослый и здоровый человек - личность является дискуссионным. Доказано, что процесс синаптогенеза, который служит основой формирования функциональных систем в нервной системе, а, следовательно, и материальной основы для психики и, в конечном счёте, для будущей личности начинается на четвёртой неделе внутриутробного развития. При этом окончательное созревание функциональных связей в центральной нервной системе (ЦНС) происходит к 16 - 18 годам жизни. Поэтому мы можем сказать, что потенциал личности неразрывно связан с морфофункциональным развитием ЦНС в онтогенезе. То есть сама личность, её развитие определяются не только генетическими задатками и внешними условиями бытия, но и в большой степени её созреванием начиная с внутриутробного срока и заканчивая совершеннолетием. Можно утверждать, что созревание и формирование биопсихических свойств личности, лежащих в основе формирования особенностей психических процессов есть один из важнейших факторов создания потенциала личности. Одним из таких свойств на наш взгляд является внимание. Трудно себе представить личность без присущего ей внимания, ведь без него невозможна сколько-нибудь успешная деятельность, как во внутреннем, так и внешнем плане. Однако это свойство психики не есть априорно заданная в своей полноте функция: она возникает, созревает и формируется в процессе онтогенетического развития человека и зависит от его течения. Соответственно внимание в своих проявлениях, наряду с другими психическими функциями также влияет на личность. К условиям онтогенеза также относится нормальное морфофункциональное созревание головного мозга. Факторами нарушающими это развитие являются биологические, психосоциальные, экологические и генетические (наследственная предрасположенность). Органическое поражение головного мозга, возникшее под влиянием этих факторов, оказывает большее или меньшее воздействие на всё дальнейшее развитие психики и является в основном предметом изучения специальной психологии и педагогики совместно с медиками. В данной курсовой работе нас интересовали особенности развития психики при функциональных нарушениях работы головного мозга, при котором отсутствуют органические повреждения - так называемые «минимальные мозговые дисфункции» (ММД). На сегодняшний день установлено, что биологические факторы, в частности пре-, пери- и постнатальные патологии наиболее значимы в этиологии ММД. Эта дисфункция, как сейчас считают, лежит в основе развития такого расстройства психики как «синдром дефицита внимания» у детей (СДВ).

Ведущим симптомом в СДВ  является нарушение произвольного  внимания детей. Кроме того, следует  отметить, что уровень интеллекта этих детей, как правило, не ниже возрастной нормы. Но их интеллектуальный потенциал  не может проявиться должным образом  и получить своё дальнейшее развитие и реализацию в силу их эмоциональных  и психофизиологических особенностей.

Бесспорно, что значительным «препятствием» на пути развития и  становления личности являются внутриличностные проблемы, конфликты, противоречия. Поиск истоков этих проблем выводит нас к общефилософскому вопросу о соотношении биологического и социального в человеке. При этом зачастую психологи видят преимущественно психологическое, а медики - биологическое.

На наш взгляд в этих проблемах есть и то, и другое и рассматривать их следует одновременно на обоих уровнях. Многие личностные нарушения имеют психофизиологическую природу, соответственно коррекция при таких расстройствах только психологических отклонений, либо только физиологических дисфункций не может полностью снять возникшие ограничения в развитии личности. Одним из таких нарушений мы считаем синдром дефицита внимания у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История изучения  и статистика детской гиперактивности

Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ  совокупность симптомов, связанных  с чрезмерной психической и моторной активностью.  
Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».  
S.D. Clemens дал следующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции» [2].  
Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.  
Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.  
С тех пор многие ученые изучали проблему невротических отклонений поведения и учебных трудностей, но научного определения таких состояний ребенка долгое время не было. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое описание синдрома гиперактивности детей с трудностями в учебе.  
При описании одних и тех же симптомов, исследователи по разному называли синдром гиперактивности, т. е. до недавнего времени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Гиперактивность называли «легкой дисфункцией мозга», «гиперкинетическим хроническим мозговым синдромом», «легким повреждением мозга», «легкой детской энцефалопатией», «гиперкинезом». 
На совещании международных экспертов-неврологов, проводившемся в Оксфорде в 1947 г. в медицинской литературе появилось описание «легкой дисфункции мозга», которую характеризовало около 100 клинических проявлений, в частности дисграфия, (нарушение письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и др.  
Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972 г. известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. [6]  
В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии). По мнению ученых, это название наиболее точно отражает сущность явления гиперактивности. Строгие критерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей с риском такого заболевания и дают возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах. [4].  
Потому, говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).  
В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. - 2000, а в 1977 -1980 гг. - 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.  
Данные статистического исследования Расселла Баркли [16].  
· В среднем, в каждом классе из 30 учеников есть 1 - 3 гиперактивных ребенка.  
· Темпы эмоционального развития гиперактивных детей на 30% ниже, чем у их сверстников. Например, десятилетний ребенок с гиперактивностью действует на уровне зрелости приблизительно 7-летнего; начинающий водитель 16 лет использует навыки принятия решения на уровне 11-летнего ребенка.  
· У 65% гиперактивных детей есть проблемы с подчинением вышестоящим авторитетам, в том числе проявления враждебности на словах и вспышки раздражения.  
· 25% гиперактивных учеников имеют другие серьезные проблемы обучения в одной или нескольких областях: навыки словесного выражения, умение слушать, понимание прочитанного и математика.  
· Половина всех гиперактивных учеников имеет проблемы с пониманием услышанного.  
· Гиперактивные ученики имеют в два-три раза больше проблем с выразительной речью, чем их сверстники.  
· 40% гиперактивных детей имеют, по крайней мере, одного родителя с синдромом гиперактивности.  
· 50% гиперактивных детей имеют также проблемы сна.  
· Родители гиперактивного ребенка разводятся в три раза чаще.  
· 21% гиперактивных подростков постоянно пропускает школу.  
· 30% имели низкую успеваемость или должны были остаться на второй год.  
Современные исследования говорят о том, что синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.  
Но большинство исследователей гиперактивного поведения склонны думать, что признаки расстройства наиболее выражены в возрасте от 5 до 10 лет, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [4].  
Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.  
В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.  
Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек [13]. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы (Корнев А.Н., 1986).  
Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых [1].

 

2. Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины

 

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает.

Будучи младенцем, такой  ребенок самым невероятным образом  выпутывается из пеленок. Только что  ребенка упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято и скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, лежит либо поперек кровати, либо вообще ногами на подушке.

Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна. Ребенок может всю ночь вопить, требуя укачивания, хотя вроде бы и пеленки сухие, и поел недавно, и температуры нет... Может спокойно "гулять" с трех ночи до восьми утра, а потом спать до шести вечера.

Иногда наличие гипердинамического синдрома (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам (правда, сделать это может только специалист, который хорошо знает, как манипулируют предметами обычные дети такого возраста). Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую (или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Как правило, моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинамические дети раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т. д. В манеже такого ребенка обычно не удержать. Именно эти дети просовывают головки между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и быстро и сноровисто научаются снимать все, что на них надевают заботливые родители.

Такие дети в возрасте от года до двух - двух с половиной лет стаскивают на пол скатерти со столовым сервизом, роняют телевизоры и новогодние елки, засыпают на полках опустошенных платяных шкафов, без конца, несмотря на запреты, открывают газ и воду, а также опрокидывают на себя кастрюли с содержимым различной температуры и консистенции.

Такой ребенок сразу заметен  в группе других детей. Он, словно юла, не сидит на месте ни минуты, вертит головой во все стороны, откликается  на любой шум. Он не доводит ни одно дело до конца и уже принимается  за второе. Взрослых и сверстников  он не слушает, кажется, все пролетает  мимо его ушей. В быту за такими детьми закрепляются прозвища "трудный", "неуправляемый". В медицинской  карточке у них записано СДВГ (ADHD) — синдром дефицита внимания и  гиперактивности.

Для многих родителей эта  аббревиатура — не пустой звук. Проблемы начинаются с момента поступления  их ребенка в детский сад. При  большой численности групп даже в современных детских садах  у воспитателя просто не хватает  терпения на ребенка с СДВГ. В  школе неприятности только увеличиваются, и, если не начать с ребенком психодиагностическую и коррекционную работу, то и в  дальнейшей жизни ему будет трудно. В семье рождается ребенок, и взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что-нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика (Заваденко Н.Н.) говорит о том, что в России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет  какие-нибудь монотонные действия. Эти  дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации»  они перевозбуждаются и теряют работоспособность.

Когда ребенок живет в  семье, где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность может не проявляться. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.

По статистике Заваденко Н.Н. 66 % детей с СДВГ имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию. Психическое развитие отстает на 1.5-1.7 года.

Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.

Информация о работе История изучения и статистика детской гиперактивности