Эффекты межличностного восприятия. Понятие стереотипа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:25, реферат

Описание работы

Зададимся на мгновение вечным вопросом: “Что делает человека человеком?” Каждый из рода homo sapiens, безусловно, имеет свою точку зрения по этому поводу. В устах же социального психолога ответ скорее всего будет звучать так: общение. Действительно, именно в процессе общения с другими людьми и с окружающей средой в целом у человека формируется речь, мышление, внутренний план сознания, которые по праву можно считать особенностями исключительно человеческими. Исследования многих этнографов и антропологов убедительно показывают, что вне человеческого общества ребенок остается на животной стадии развития и в дальнейшем уже не может стать полноценной личностью. Важнейшей стороной общения является процесс восприятия или перцепция. Что лежит в основе восприятия? Только лишь отражение актуальной и - по возможности - объективной оценки ситуации, или этот процесс детерминируется ранее приобретенными убеждениями и представлениями, формирующими определенную позицию индивида по отношению к тому или иному объекту? В 1918 г. У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный обиход понятиесоциальной установки. В дальнейшем оно уточнялось и конкретизировалось, и наиболее общепринятым на сегодняшний день является определение Г. Олпорта: «Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан» (цит. по Шихиреву, 1999). На базе установки формируется стереотип как образное эмоциональное представление о социальном объекте. В данной работе нас главным образом будет интересовать особая разновидность социального стереотипа, а именно, стереотип этнический, который можно предварительно определить как упрощенное, схематизированное представление индивида о той или иной этнической группе.

Содержание

Введение
1. Эффекты межличностного восприятия
2. Понятие стереотипа
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат психологиии.docx

— 43.78 Кб (Скачать)

Чем ближе  чьи-либо установки нашим собственным, тем симпатичнее нам кажется человек. Этот “эффект согласия” был проверен ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни.  Этим занимались такие психологи как Т.Ньюком, У.Гриффит и Р.Вейч, и результаты их экспериментов подтвердили данное предположение : сходство рождает удовлетворение. Причем это можно сказать также и о внешнем, физическом сходстве двух людей. Гипотеза о том, что притягиваются люди, которые противоположны по своим внутренним качествам и как бы дополняют друг друга, не была экспериментально доказана. Было выявлено, что определенная взаимодополнительность (комплиментарность ) может развиваться по мере развития отношений, но

изначально  люди все таки склонны выбирать тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным, исключение составляет пол партнера по общению. Таким образом, сходство имеет важное значение для установления отношений, а для их продолжения необходима комплиментарность. “Я -концепция” человека также оказывает большое влияние на удовлетворенность своим партнером по общению. Субъективная удовлетворенность выше в том случае, когда совпадает представление человека о самом себе (его “ Я - концепция ”)

и восприятие данного лица другим человеком, межличностное  притяжение прямо связано с со взаимным согласием “ Я - концепций ” . Личность Р является привлекательной для другой личности О, если она ( личность О) воспринимается Р так же, как сама она ( О ) оценивает себя. Сознание человека, что он понимаем другим, способствует дальнейшему успешному взаимодействию. Сходство и различие “Я - концепций” имеет неодинаковое значение для межличностных притяжений, что зависит от контекста , в котором обнаруживается это подобие - контраст. Результаты экспериментов, проведенных С. Тейлором и  В. Меттелом, показали, что приятно ведущий себя индивид, имеющий сходную “Я -  концепцию” с

партнером по взаимодействию, нравится больше, чем приятный, но контрастный другой. Неприятный и подобный другой нравится в значительной степени меньше, чем неприятный и контрастный (несхожий) другой. Большое значение в межличностной привлекательности имеет такой фактор как функциональная дистанция  - то есть то, как часто люди сталкиваются в повседневной жизни. Было замечено, что чем короче эта дистанция, то есть чем чаще сталкиваешься с объектом, тем симпатичней и привлекательней он кажется. Люди, оказавшиеся соседями по комнате в общежитии, чаще становятся друзьями, а не врагами. Оказывается, простое нахождение объекта в поле человека  - визуализация, заставляет его (человека) относится к объекту (будь то картина, здание или другой человек) с большей симпатией. Р. Зайенс провел эксперимент, который подтвердил это предположение. Группе студентов предъявлялись бессмысленные слова и “китайские” иероглифы. Студенты должны

были сказать, что, по их мнению, означают эти слова и иероглифы. Чем большее количество раз им приходилось видеть бессмысленное слово или “китайский” иероглиф, тем более они склонны были говорить, что это означает нечто хорошее. То же самое происходило при предъявлении студентам фотографий неизвестных им людей. Наиболее приятными испытуемым казались именно те лица, которые во время эксперимента попадались чаще остальных. Зайенс и его сотрудники выяснили, что нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не

привлекалось. На самом деле наиболее сильный эффект простое нахождение в поле зрения дает как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия.

Нельзя недооценивать  роль физической привлекательности  в формировании впечатления о человеке. Многие люди считают, что они не придают большого значения внешности своих партнеров по общению. Существует масса пословиц типа “ не все то золото, что блестит” или “нельзя ценить книгу по ее обложке” , говорящих о том, что красота - это поверхностное качество и не стоит обращать

на нее  внимание. Тем не менее, эмпирически доказано, что внешность на самом деле имеет большое значение. Диапазон ситуаций, в которых партнеры выбирают друг друга характеризует степень обобщенности, интегрированности отношений. Большая дифференциация отношений сказывается на особенностях восприятия и понимания партнерами друг

друга, своего положения в системе группового эмоционального фона отношений. Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функции аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Рассмотренные нами аспекты изучения этнических стереотипов  далеко не исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области социальной психологии. Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу  за последнее время как в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных отношений на современном этапе, массовые миграции, нарастание процессов дезинтеграции при одновременном стремлении человечества к объединению и стиранию государственных границ, предъявляют свои требования к выбору тем и методов социальной психологии.

  Наиболее  спорными на сегодняшний день являются такие вопросы, как проблема истинности этнического стереотипа и отражения  в нем реальных черт стереотипизируемой этнической группы, а также объяснение необычайной устойчивости и прочности представленного в стереотипе знания. Важно понять, «каким образом знание «затвердевает», превращается в догму и почему функционирует, даже когда доказана его гносеологическая несостоятельность» (Шихирев, 1999). В настоящее время эта проблема только поставлена и ждет своего решения.

  В рамках задач этнической психологии, среди  которых на современном этапе  выделяют: исследование социально-психологических  проблем межэтнического взаимодействия, изучение особенностей формирования и  актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне, создание и апробирование программ и методов  социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия, развитие теории этнической психологии (Лебедева, 1999), особую значимость приобретает  исследование роли этнических стереотипов  в процессе формирования позитивной этнической идентичности, изучение влияния  стереотипных представлений на успешность адаптации мигрантов к новому культурному окружению, анализ путей и способов преодоления негативного влияния этнических предубеждений на межэтнические отношения и предотвращения перехода от предрассудка как умственного конструкта к открытой этнической дискриминации и национальной вражде.

  Круг  проблем, стоящих перед этническим психологом, и выбор методов их разрешения поистине необозрим. Но главным  принципом, по-видимому, должно являться глубокое и беспристрастное изучение особенностей этнических групп и  социально-психологических механизмов межэтнического взаимодействия с целью  поиска путей для наиболее адекватного  восприятия других народов и общения  с ними в духе терпимости и взаимоуважения. В этой связи хотелось бы привести слова замечательного русского философа Николая Лосского. Многие годы упорного труда и размышлений над судьбами России привели ученого к мысли, к которой, пожалуй, стоит прислушаться всем нам, стоящим на пороге третьего тысячелетия: «Совместно творить гармоническое качество жизни, сверкающей богатыми красками различных культур, можно лишь в том случае, если мы будем сочувственно вживаться в чужие культуры, постигать их, как свою собственную и таким образом воспитывать в себе способность восполнять друг друга своим творчеством» (Лосский, 1991). 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

1. Современная западная социальная психология: тексты. Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л. А. Москва: издательство МГУ, 1984.                                                                          

2. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Ленинград: издательство ЛГУ, 1979.

3. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Андреевой Г. М. и Донцова А. И.

Информация о работе Эффекты межличностного восприятия. Понятие стереотипа