Эффекты социальных влияний на процессы формирования индивидуальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:11, контрольная работа

Описание работы

На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. Так, наглядным примером этому может служить русские народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом возрасте поменялись семьи у представителей разных социальных слоев.

Содержание

1. Введение
2. Социальное изобретение – отцовство
3. Виды преемственности культуры между поколениями
4. Этническая индивидуальность
5. Заключение

Работа содержит 1 файл

контрольная Эффекты социальных влияний на процессы формирования индивидуальности.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Когда бы ни возникла кофигурация — будет  ли она иметь место тогда, когда  молодых мужчин муштруют, заставляя  подражать своим согражданам; тогда, когда мальчиков в школе обучают новому образу жизни, или же тогда, когда детей школьного возраста загоняют в сельские школы, а затем обучают но моделям, разработанным далеко от их мест, в обществах иного типа,— возраст и состояние людей, приобщаемых к новой культуре, место и положение этой группы в старой постфигуративной культуре будут иметь большое значение. Если группа уже усвоила установку на изменения, осуществляемые с помощью образования детей, она может пережить громадные перемены, оставаясь неизменной в главном. Группа может даже сменить своп установки на противоположные, как в случае с европейскими евреями в США. В соответствии с европейским стилем отцы подыскивают дочерям многообещающих женихов; согласно стилю Америки многообещающие молодые люди ищут дочерей богатых отцов. Чем сильнее установка на изменение, тем менее разрушающими по своим вероятным последствиям окажутся внедряемые в общество конфигурации.

     Для современного мира характерно и то, что он принимает факт разрыва  между поколениями, ждет, что каждое новое поколение будет жить в мире с иной технологией. Однако прогнозы этого рода не идут достаточно далеко, не доходят до признания того, что эти изменения в жизни поколений могут иметь качественно новый характер. На протяжении жизни поколений две культурные группы, евреи и армяне, прививали своим детям установку на социальную мобильность, на усвоение новых языков без потери ими чувства культурного своеобразия. Очень сходным образом дети в нашей собственной и многих других культурах воспитываются в духе установки на изменения в пределах неизменного. Простое допущение того, что ценности молодого поколения или же некоторой группы в нем могут качественно отличаться от ценностей старших, рассматривается как угроза любым моральным, патриотическим или религиозным ценностям родительского поколения, ценностям, утверждаемым о постфигуративным некритическим пылом или же с новоприобретенной постфигуративной преданностью.

     Старшее поколение предполагает, что все  еще существует общее согласие относительно природы доброго, истинного и  прекрасного, что человеческая природа с ее прирожденными механизмами восприятия, чувствования, мышления и действия, по существу, остается неизменной. Убеждения этого рода, конечно, никак не могли бы существовать, если бы были до конца осознаны открытия антропологии, которая обстоятельно доказала, что нововведения в технологии и в формах социальных учреждений неизбежно ведут к изменениям в характере культуры. Поразительно, как легко сочетается вера в прогресс с верой в неизменность даже в тех обществах, представителям которых доступны обширные исторические анналы, в обществах, где все согласны с тем, что история не просто сумма гипотетических конструктов, продиктованных желаниями современности, а совокупность проверяемых фактов.

     Сейчас рождается новая культурная форма. Маргарет Мид называет ее префигурацией. Дети сегодня стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много пост-фигуративных элементов.

     Сегодня же вдруг во всех частях мира, где  все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ. 

  1. Этническая  индивидуальность

     В коллективной монографии «Полисистемное исследование индивидуальности человека» под редакцией Б. А. Вяткина представлены результаты теоретико-методологических и эмпирических исследований, в которых реализован переход от интегрального к полисистемному изучению целостной индивидуальности человека в различных сферах деятельности.

     В качестве испытуемых участвовали выпускники профессионального колледжа г. Ижевска, из них 30 чел. удмуртской национальности и 30 чел. русской национальности в возрасте от 18 до 21 лет.

     Гипотезами  исследования явились следующие  положения.

     Отсутствуют существенные различия в проявлении нейродинамических свойств у представителей различных этносов по причине их генотипической обусловленности.

     В связи с тем, что в поведенческой  сфере представителей удмуртской национальности наблюдается преобладание конформных тенденций и склонность к конъюнктивным проявлениям, существуют типовые характеристики формально-динамических (темпераментальных) свойств и обусловливающие их специфические тенденции и закономерности во взаимосвязях между ними и свойствами нервной системы.

      К основным задачам исследования были отнесены:

     Измерить  основные характеристики свойств нервной  системы испытуемых с помощью прибора комплексной диагностики CONAN 2.0.

     Выявить формально-динамические свойства испытуемых с помощью опросника ОФДСИ  В.М.Русалова.

     Определить  степень выраженности показателей  изучаемых свойств, обнаружить тенденции  и закономерности во взаимосвязях между ними как в пространстве одного уровня, так и в межуровневых границах индивидуальности представителей различных этногрупп.

     Констатирующий  эксперимент проводился в лабораторных условиях с помощью прибора «CONAN-2.0» с регистрацией показателей электроэнцефалограммы, электрокардиограммы, кожно-гальванической реакции по специально разработанной программе с включением заданий с возрастающей трудностью по методике Равена. Посредством компьютерной программы были вычислены основные показатели силы процесса возбуждения, подвижности и уравновешенности.

     Проведенное эмпирическое исследование показало, что психодинамические свойства индивидов различных этногрупп могут иметь как устойчивые, «надкультурные» (универсальные) черты поведения, так и специфические, особенные с различной степенью выраженности, устойчивости, трудности/легкости их реализации, формирующиеся преимущественно под влиянием биологических факторов. При этом обнаружены много-многозначные связи между нейродинамическими и психодинамическими свойствами у испытуемых обеих групп, образованные в результате усвоения индивидами этнотипичного стиля коммуникативной активности. В результате чего образуется особенная интеграция подсистем свойств нейродинамического и психодинамического уровней, обеспечивающая проявление этнотипических черт поведения. При этом стиль, выполняя компенсаторную функцию, осуществляет преодоление отрицательного влияния дезадаптивных индивидуальных свойств в других поведенческих сферах. Итак, этнотипичный стиль коммуникативной активности выступает как условие, опосредующее разноуровневые связи в структуре индивидуальности человека, к тому же как условие адаптации его к этнокультурному миру.

     Стало быть, вполне оправданно под этническим темпераментом можно понимать специфическое проявление и сочетание психодинамических свойств, обусловленное, с одной стороны, биологическими (внутренними) факторами, с другой, этнокультурными (внешними). Этнокультурный мир обеспечивает этнических субъектов типовыми программами поведения, которые усваиваются в процессе инкультурации (вхождения в культуру). Благодаря овладению культурными программами поведения изменяется характер взаимосвязей, как в пространстве психодинамических свойств, так и характер взаимозависимости их и свойств нервной системы, образуя особую их системную организацию. Важно, что этнокультурный мир не изменяет врожденных качеств, а оказывает влияние на их проявление, как показало исследование, в первую очередь в социальной сфере жизнедеятельности.

     Итак, результаты исследования отвечают выдвинутым гипотезам, а также подтверждают  теоретическое положение об этнической индивидуальности как целостной характеристике индивидуальных свойств человека, организованной в интегральное целое, с одной стороны, посредством внутренней детерминации (биогенетические программы), с другой, посредством внешней детерминации со стороны этнического мира (этнокультурные программы поведения), в результате которых образуется специфический характер взаимосвязей между индивидуальными свойствами различных уровней.

       Задачей другого исследования  этнической индивидуальности человека явилось изучение основных черт этнического характера удмуртов посредством кросскультурного анализа их этнических стереотипов. Гипотеза исследования заключалась в положении о том, что характерологические черты удмуртского народа соотносятся с паттернами этнотипичного стиля коммуникативной активности.

     При построении модели исследования были учтены детерминанты, снижающие степень искажения объективных характеристик в стереотипизированном образе этнических субъектов. С учетом того, что в социальной психологии стереотипизация рассматривается как процесс, сопровождающийся межгрупповой перцепцией, принимались во внимание особенности ее механизмов (идентификация, рефлексия), эффекты, возникающие в ходе ее функционирования, перцептивные способности субъектов восприятия. Уточнялись переменные, с помощью которых субъект восприятия описывает самого себя, других, отношение между субъектом и объектом восприятия, культурный, социальный и ситуационный контекст процесса межгрупповой перцепции. Как известно, стереотип как модель поведения не всегда совпадает с реальным поведением этнических субъектов. Принималось во внимание, что в изучаемой социокультурной общности выработаны определенные нормы подчинения запретительным и регулирующим стандартам. Как правило, стереотип и реальное поведение ее представителей имеют тенденцию к совпадению. Соотнося между собой рассматриваемые факторы, можно, по крайней мере, приблизиться к точности межгрупповой перцепции.

     В исследование участвовали те же испытуемые. Им была предложена методика «Психосемантический анализ стереотипов этнического характера». Методика позволяет изучить характеристики этнического характера представителей этногруппы с помощью глубокого проникновения в психологические когнитивно-аффективные механизмы формирования стереотипов. В данном исследовании из набора предлагаемых 32 личностных биполярных характеристик целенаправленно были исключены «умный — глупый» и «приятный — неприятный», которые по сравнению с другими не имеют четырехполюсной модели личностных черт. Каждое свойство личности выражается в двух шкалах, которые компенсируют друг друга, имея противоположное сцепление оценочного и описательного компонентов значения. Например, предпочитаемый полюс на шкале «веселый — угрюмый» лежит слева, а в компенсирующей ее шкале «легкомысленный — серьезный» — справа. Обе шкалы апеллируют к одному свойству личности, но в одном случае «социально желательным», адекватным будет один полюс шкалы («веселый»), а в другом — противоположный («серьезный»). Такое использование четырехполюсной модели личностной черты позволяет в одном случае «очистить» результаты субъективных суждений от артефакта социальной желательности, в другом от дескриптивного фактора (характерологического представления), измерив лишь эмотивный, оценочный компонент. Каждая из биполярных характеристик оценивалась по семибалльной шкале от—3 до 3.

 
    Шкалы
Стимульные  обьекты
 
 
 
 
Я сам с позиций удмурта Удмурт с  позиций Удмурта Удмурт с позиций русских
1. + критичный  — легковерный - -0,81 0,16 0,33
2. - недоверчивый —доверчивый + 0,86 1,54 0,04
3. - агрессивный  — миролюбивый + 1,54 2,03 0,13
4. + боевитый —  пассивный - 0,22 1,16 0,38
5. + веселый —  угрюмый - -1,19 -1,76 -0,46
6. - легкомысленный — серьезный + 0,95 0,76 0,08
7. -бестактный — тактичный + 0,97 0,57 -0,21
8. + откровенный  — лицемерный - -1,0 -1,16 -0,33
9. + гибкий —  негибкий - -0,51 -0,08 0,25
10. - переменчивый — упорный + 0,08 0,24 0,92
11. -возбужденный — спокойный + 0,49 1,68 0,25
12. + активный —  инертный - -0,68 0,38 0,54
13. + скромный —  претенциозный - -0,14 -1,57 -0.01
14. -скупой — щедрый + 1,11 1,70 0,25
15. -самоуверенный — застенчивый + 0,38 2,00 0.03
16. + уверенный  — неуверенный - -0,30 1,08 -0,17
17. + принципиальный  — приспособленный - 0,30 1,19 0,13
18. - непрактичный  — практичный + 1,03 0,76 1,13
19. - придирчивый  — прощающий + 1,62 2,00 0,21
20. + избирательный  — неразборчивый - -0,95 -0,24 -0,29
21. + осторожный  — бесшабашный - -0,68 -0,78 -0,17
22. - робкий —  смелый + -0,22 -1,05 -0,13
23. - мягкотелый - твердый + -0,05 -0,68 -0,83
24. + мягкий —  жесткий - -0,62 -0,73 -0,38
25. + сотрудничающий-несотр.- -0,78 0,00 0,71
26. -зависимый — независимый + 0,03 -0,86 -0,33
27. - заторможенный — раскрепощенный + 0,65 -0,51 -0,83
28. + организованный  — импульсивный - -0,41 -0,43 -0,38
29. + восторженный  — озабоченный - -0,20 0.03 0.58
30. - ленивый - трудолюбивый + 1,24 0 1,51 1,00
  Колличество дезадаптивных черт   4 0

Информация о работе Эффекты социальных влияний на процессы формирования индивидуальности