ЭГО-психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:17, реферат

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение теоретической сущности и практического содержания эго-теории личности Эрика Эриксона. Объектом в данном случае является личность, а предметом - этапы развития личности.
В соответствии с поставленной целью автор работы ставит перед собой следующие задачи:
изучить литературу по данной теме
рассмотреть теоретическую основу эго-теории Э. Эриксона

Содержание

Введение
Обзор и анализ литературных источников
Теоретическая основа эго-психологии
Исследование психолого-педагогической практики
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1. Сводная таблица основных положений и принципов эго-психологии Э. Эриксона
Приложение 2. Психосоциальная концепция развития личности, предложенная Э. Эриксоном

Работа содержит 1 файл

ЭГО-психология.docx

— 1.01 Мб (Скачать)

     7. Средняя зрелость: продуктивность –  инертность

     Седьмой кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Он характеризуется развитием  чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося в «интересе к  следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой  продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть  в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование  лишь для самих себя и приводит к оскудению межличностных отношений.

     8. Поздняя зрелость: цельность Я –  отчаяние

     Восьмой кризис переживается во время старения (от 65 лет). Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

     Согласно  утверждению Эриксона в книге «Детство и общество», эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.12

     Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений  связаны с растущей уязвимостью  функций Я на каждой стадии. В  то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации»13. Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то Я вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и самостоятельность), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся Я тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения).

     Качества, которые Я приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости  к новым внутренним конфликтам или  меняющимся условиям. Задача состоит  в том, чтобы человек адекватно  разрешал каждый кризис, и тогда  у него будет возможность подойти  к следующей стадии развития более  адаптивной и зрелой личностью.

     Важнейшая теоретическая информация по теме эго-психологии представлена в Приложении 1  и Приложении 2 в конце контрольной работы.

Исследование  психолого-педагогической практики

     Сегодня идеи Э. Эриксона широко применяются  в области дошкольного обучения, профессионального консультирования, в социальной службе и в сфере  бизнеса.

     В качестве примера рассмотрим психосоциальный  кризис подросткового периода, который  занимает протяжение от 12-13 до 17-18 лет.  Именно эта стадия проанализирована в теории Э. Эриксона наиболее глубоко, поскольку Эриксон считал подростковый период наиболее важным и значимым в становлении и дальнейшем развитии личности.

     Новый психосоциальный параметр, появляющийся в подростковом периоде (пятая стадия), на положительном полюсе предстает  в виде эго-идентичности, на отрицательном  полюсе - в виде ролевого смешения.

     Задача, которая предстает перед подростком, состоит в том, чтобы собрать  воедино все имеющиеся к этому  времени знания о самих себе (какие  они сыновья или дочери, ученики  или студенты, спортсмены, музыканты  и т. д.) и интегрировать эти  многочисленные «образы себя» в  личную идентичность, которая представляет собой осознание как прошлого, так и будущего, которое логически  следует из прошлого.

     Фактически, этот период начинается с гормонального  взрыва, с началом полового созревания подростка. Для подростка сразу  и внезапно раскрывается ранее скрытая  сторона социальной жизни. Причем, вследствие повышенной концентрации гормонов, все  переживания подростка гиперболизированы  и сильны. Подросток приступает к  осознанию себя самого уже как  индивида, как активного члена  будущего общества. Главное значение для подростка приобретает влияние  на него общества, и особенно, групп  его сверстников.

     Э. Эриксон выделял в определении  эго-идентичности следующие 3 момента:

  1. Подросток должен постоянно воспринимать себя «внутренне тождественным самому себе». Для этого у него должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим.
  2. Значимые для подростка люди тоже должны видеть и отмечать его «тождественность и целостность». Это значит, что ему нужна уверенность в том, что выработанная им раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Когда он не осознает как свои Я-концепции и свои социальные образы, у него может появляться чувства сомнения, робость и апатия.
  3. Подросток должен достичь уверенности в том, что внутренние и внешние планы его целостности согласуются между собой. Его восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

     Таким образом, на этом этапе на первый план выступает «система обратной связи» между подростком и окружающими  его людьми. То есть - система отношений  между ним и другими. Причем весьма важно, что в этом периоде в  эту систему отношений впервые  включается мощный социальный аспект взаимоотношений между людьми. До этого практически все социальные вопросы ребенком либо игнорировались, либо принимались на веру, и только теперь, будучи подростком, он впервые  осознает, что он имеет право самостоятельно формировать свое мнение по большому кругу социальных вопросов. Но это  возможно только при наличии коммуникации с окружающими, так как она  служит «проверкой правильности» сделанных  подростком выводов и выработанных им социальных нормативов.

 

Заключение

     В заключение данного исследования хотелось бы обобщить изученную информацию по теме и представить ее в виде выводов.

     Эрик  Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития эго на протяжении всего жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни.

     Эриксон утверждает, что эго проходит в  своем развитии через несколько  универсальных стадий. Согласно его  эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла  наступает в оптимальное время. Переходы личности от одного этапа к другому обладают определенными законами и правилами:

  • для перехода на следующую ступень развития необходимо пройти все остальные последовательно.
  • внутренняя готовность человека к большему определяет его готовность к переходу на новую ступень развития. 
  • стадии передаются по наследству.
  • каждая стадия заканчивается кризисом, который и позволяет перейти на новый этап развития, при прохождении кризиса.

     Последовательное  развертывание жизненных стадий – это результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

     С точки зрения Эриксона, жизненный  цикл человека включает восемь психосоциальных  стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или  решающий этап в жизни человека. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

     К особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие:

      1. акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека;
      2. упор на «нормальном», «здоровом», а не на патологическом;
      3. особое значение, придаваемое им достижению ощущения самотождественности, своеобразия;
      4. попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности и путей помощи психолога.

          Описанные Эриксоном «восемь возрастных периодов человека» представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в теорию личности, оказавший большое влияние на практически каждого профессионального психолога-консультанта. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для всех, кто изучает поведение человека, разрабатывает новые подходы в изучении главных психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество.

     Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в котором три важнейших  аспекта (соматический, личностный и  социальный) взаимосвязаны и вычленяются  лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и Эго (Я, личность).

     Теория  развития Эго, сформулированная Эриксоном, охватывает все жизненное пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости); неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности. 

                  

 

Список  использованных источников и литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
  2. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбах. СПб., 2003.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. М., 2001.
  4. Шиян А.А. Руководство по социальным технологиям. Киев, 2001.
  5. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  7. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии: теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
  8. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. М., 1996.

 

Приложение 1

Сводная таблица основных положений и принципов  эго-психологии Э. Эриксона

Структура личности Эго – основа поведения и функционирования человека, является автономной личностной структурой, основное направление развития – социальная адаптация. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Развитие Эго неизбежно связано с социокультурным контекстом и охватывает все жизненное пространство от рождения до смерти.
Мотивация Чувство цельности, сохранности  своего Я. 

Человек адекватно  разрешает каждый кризис, и тогда  у него есть возможность подойти  к следующей стадии развития более  адаптивной и зрелой личностью.

Развитие  личности 

 

Каждая стадия жизненного цикла наступает в  определенное для нее время –  «критический период», то есть поворотный момент, возникающий как следствие  достижения определенного уровня психологической  зрелости. Любой кризис - своего рода вызов, приводящий человека к личностному  росту и преодолению жизненных  препятствий. 
  1. 1-й  год жизни –  орально-сенсорная,
  2. 1-3 года – мышечно-анальная,
  3. 3-6 лет – локомоторно-генитальная,
  4. 6-12 лет – латентная,
  5. 12-19 лет – подростковая,
  6. 20-25 лет – ранняя зрелость,
  7. 26-64 года – средняя зрелость,
  8. 65 лет-смерть – поздняя зрелость.
 

Переход от одной  стадии к другой сопровождается кризисом.

Психопатология На очередной  фазе жизненного цикла личность решает специфичную для данного этапа  развития эволюционную задачу. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положительными качествами и конфликт решен удовлетворительно, то Эго вбирает в себя новый позитивный компонент. Если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент: 
    1. базальное недоверие
    2. стыд и сомнение
    3. вина
    4. неполноценность
    5. ролевое смешение
    6. изоляция
    7. застой
    8. отчаяние.
Психическое здоровье Полноценно  функционирующая личность формируется  только путем прохождения в своем  развитии последовательно всех стадий. Этапы, компоненты психического здоровья: 
    1. базальное доверие
    2. самостоятельность
    3. инициативность
    4. трудолюбие
    5. самотождественность Я
    6. близость
    7. продуктивность
    8. цельность Я.
 

Эго-идентичность – заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности».

Изменения с помощью терапии 1) осознание  неадекватности существующей идентичности  Я, 

2) вызванное  этим замешательство и последующее  исследование, направленное на поиск  новой идентичности, новых условий  личностного существования. 

Чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек  имеет внутреннюю уверенность в  направлении своего жизненного пути.

Информация о работе ЭГО-психология