Эксперимент в психологии и как метод обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Главной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Все чисто психологические механизмы воздействия опосредованы этой деятельностью. Воздействие с помощью знаков, использование механизмов идентификации, рефлексии реализуются в ходе деятельности, в том числе учебной, в содержательном плане задаются ее характеристиками.

Содержание

1. Методы психологического воздействия в рамках активного социально-психологического обучения.

2. Эксперимент в психологии и как метод обучения.

3. Разработка метода «Эксперимент»
Приложения.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

А.  Женщины  по сравнению с мужчинами:  
- имеют меньший стаж использования Интернета  
- имеют большую потребность в раскрепощенности (отвечают "да" на вопрос "я не люблю контролировать себя и заботиться о том, что обо мне подумают").  
- Воспринимают Интернет как среду, в большей степени предоставляющую раскрепощенность и свободу (чаще отвечают "да" на вопрос "в Интернете я могу вести себя как хочу, не заботясь о том, что обо мне подумают ").  
Очевидно, женщины в Интернете более эмансипированы (или же желающая быть таковой), и более конкурентна, по сравнению со среднестатистической.

Б.  Чем старше респондент, тем более вероятно, что:  
- у него меньше ников (псевдонимов);  
- он общается в меньшем количестве сетевых сообществ; 
- он Интернет-зависимый; 
- он проявляет активность при общении в Сети; 
- он не воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки; 
- он воспринимает реальное социальное окружение как позволяющее вести себя, не заботясь о мнении окружающих. 
Большее количество "ников" (псевдонимов) и сетевых сообществ у более младших респондентов может быть как отражением современной возрастной нормы общения в Интернете среди 16-25 летних, так и отражением свойственного подростковому и юношескому возрасту во все времена стремлению пробовать себя в разных ролях и разных группах. 
Про "старшее поколение" (понятие "старшее" здесь условно, это люди 30-40 лет) - можно сказать, что в данном случае Интернет-зависимость, скорее всего свойственна людям, которые не сумели вписаться в социальное окружение, и приобрести достаточное число социальных контактов. Отказ от Сети как от средства эмоциональной поддержки в случае Интернет-зависимости, скорее всего, связано с тем, что человек имеет стереотип примерно такого плана "Я не сумел получить эмоциональную поддержку в реальной жизни, следовательно, я не сумею получить ее и по Сети." 
В более старшем возрасте общение в Интернете, в отличие от "нового поколения" - это скорее исключение из правил, некоторая маргинальность среди своей возрастной группы. То есть, если в более молодом возрасте общение в Интернете - это норма, то в более старшем возрасте скорее исключение из правил, отклонение от среднестатистических стандартов поведения 35-45 летних. То, что наши респонденты более старшего возраста - исключение из своей возрастной группы, подтверждается и тем, что респонденты более старшего возраста в большей степени склонны пренебрегать мнением о них реального социального окружения; и тем, что им в большей степени свойственна Интернет-зависимость. 
            В.  Чем больше у респондента стаж использования Интернета, тем более вероятно, что:  
- это мужчина  
- он проводит там больше времени в неделю  
- он познакомился по сети с большим количеством людей  
- он чаще проверяет почту  
- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки.  
            Связь стажа и принадлежности к мужскому полу объясняется достаточно просто: чем больше у человека стаж пользования Интернетом, тем более вероятно, что он подключился к Интернету в числе первых - а значит, скорее всего, это выпускник технического вуза, профессионально связанный с компьютерами - а среди таких людей большинство мужчин. 
         За долгое время пребывания в сети такой человек успевает обрасти кругом сетевых знакомств, и начинает относиться к сети как к средству эмоциональной поддержки. Будучи профессионально связанным с компьютерами, он продолжает проводить в сети достаточно много времени в неделю, попутно часто проверяя почту.  
            Г. Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем более вероятно, что:  
- у него больше ников, он познакомился по сети с большим количеством людей и чаще проверяет почту  
- он воспринимает Интернет как источник общения, когда скучно и не с кем поговорить  
- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки в трудные минуты.  
(при этом не будучи Интернет-зависимым - Интернет-зависимость отрицательно связана с количеством времени, проводимого в сети.) 
          Относительно взаимосвязи времени, проводимого в Сети в неделю, общего стажа, количества ников и количества сетевых сообществ достаточно было сказано выше. Что же касается связи времени, проводимого в сети, и восприятия Сети как источника общения и эмоциональной поддержки, то, возможно, связь здесь следующая: чем больше времени человек проводит в Интернете, тем большее часть его социальных контактов приходится на сетевых знакомых.  
            Д. Чем больше у человека ников, тем более вероятно, что:  
- он проводит в Сети больше времени, познакомился по Интернету с большим количеством человек и общается в большем количестве сетевых сообществ;  
- он не Интернет-зависимый;  
- ему относительно мало лет ; 
- он воспринимает реальное социальное окружение как источник меньшей эмоциональной поддержки, по сравнению с теми людьми, у которых мало ников или нет их вообще.  
             Е. Чем в большем количестве сетевых сообществ (чатов, форумов, конференций и т.п.) общается человек, тем более вероятно, что:  
- у него больше ников, больше знакомых по Сети и он чаще проверяет почту;  
- это мужчина; 
- он в меньшей степени воспринимает реальное окружение как источник общения самого по себе и в большей степени воспринимает Интернет как источник такого общения. 
             Чем в большем количестве сетевых сообществ общается человек, тем выше вероятность, что он будет воспринимать Интернет как место, где можно просто пообщаться в любое время, и тем менее вероятно, что он воспринимает так же реальную жизнь. То есть, у активного пользователя Интернет, принадлежащего ко множеству различных сетевых групп, "центр трёпа" постепенно смещается из реальной жизни в сеть. Что вполне естественно.  
             Ж.  Чем с большим количеством людей человек познакомился через Интернет, тем более вероятно, что:  
- у него больший стаж использования Интернета, он проводит там больше времени в неделю, у него больше ников, он общается в большем количестве сетевых сообществ и чаще проверяет почту;  
- Он скорее стремится вести себя с учетом мнения окружающих;  
- Он воспринимает Интернет как источник общения и эмоциональной поддержки, не будучи при этом Интернет-зависимым. 
         Относительно связи количества сетевых знакомых и стремления ориентироваться на мнение окружающих можно сказать следующее: чем больше у человека сетевых знакомых, тем больше вероятность опредмечивания в реальной жизни контактов, полученных по сети.              Соответственно, велика вероятность проецирования модели поведения в реальной жизни на поведение в сети. Иными словами - если человеку не все равно, что о нем подумают в реальной жизни, в связи с его поведением, то при потенциальном стремлении находить новых знакомых в Интернете, человек будет себя вести в сети так же, как и в реальной жизни. То есть, грань между виртуальным и реальным общением стирается, ограничения, накладываемые на самовыражение в реальной жизни, переносятся в Интернет.  
         З. Чем чаще человек проверяет почту, тем более вероятно, что:  
- у него большой стаж использования Интернета, он проводит в Сети больше времени и общается в большем количестве сетевых сообществ; 
- он воспринимает Интернет как источник общения и эмоциональной поддержки. 
Последнее может быть связано с использованием Сети как средства приобретения социальных связей, как деловых, так и общечеловеческих, людьми, проводящими много времени в Интернете. В данном случае - электронная почта - это индикатор. Очевидно, что чем больше у человека знакомых - тем больше корреспонденции он получает, и тем больше вероятность, что социальные связи в Интернете продублированы в реальной жизни.  
         Далее, мы выясняли, какие факторы лежат в основе формирования Интернет-зависимости.  
          Обычно считается, что Интернет-зависимые - это люди, страдающие от одиночества в реальной жизни, те, кто стремится получить недостающие им эмоциональную поддержку и общение в Интернете. Чтобы проверить это предположение, в опросник были введены вопросы, отражающие то, насколько испытуемый может получить в Интернете и в реальном общении эмоциональную поддержку, возможность пообщаться тогда, когда ему скучно, и раскрепощенность, а также вопросы, отражающие потребность в поддержке, общении и раскрепощенности. 
            Выяснилось, что Интернет-зависимость отрицательно коррелирует с тем, насколько человек оценивает Интернет как такую среду, что гарантирует общение и получение поддержки. Более того, Интернет-зависимость положительно коррелирует с тем, насколько высоко человек оценивает свое реальное окружение как источник поддержки и общения: Интернет-зависимые считают, что они могут получить поддержку и общение в реальной жизни, и при этом не могут получить их в Сети. 
         То есть, Интернет-зависимые воспринимают реальное окружение как предоставляющее поддержку и общение, а Интернет - как среду, не предоставляющую поддержку и общение. Таким образом, вопреки устоявшемуся мнению, Интернет-зависимые не решают в сети свои проблемы в общении и не пытаются спастись от одиночества.

Причиной  обращения к Интернет как инструменту  общения может быть: 

   1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

   2. Возможность реализации качеств  личности, проигрывания ролей, переживания  эмоций, по тем или иным причинам  фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется вероятно и стремление к эмоциональному наполнению текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Активные  формы социально-психологического  обучения / Отв. ред. В.В. Дударев.  М., 2006.

2. Андреева  Г.М. Социальная психология. М., 2007.

3. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005.

4. Емельянов  Ю.Н. Активное социально-психологическое  обучение. Л., 2005.

5. Оганесян  Н.Т. Методы активного социально-психологического  обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2005.

6.http://doshkolniki.org/ekologicheskoe-vospitanie/69-metodika-organizacii-ekologicheskix-nablyudenij-i-eksperimentov-v-detskom-sadu-ivanova-ai.html

7. Материалы  1-й Московской конференции студентов  и аспирантов «Психология на  пороге XXI века: актуальные проблемы», часть 1, - М.: Издательство СГИ, 1999.-240с.

8.Чудова  И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический  журнал. 2002. Т.22. № 1. С.113-117.

9. Шавамиш  В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.

http://psyfactor.org/lib/addict. htm

10. www.netaddiction.com/parents. htm

11. http://www.fid.ru

12. http://www.psy. msu.ru

13. http://www.cpsr.org

14. http://psynet. carfax 
 
 
 
 

Приложение 1 

По мнению И. Голдберг, можно констатировать Интернет-зависимость  при наличии 3 или более пунктов.

1. Толерантность.

1.1 количество  времени, которое нужно провести  в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает;

1.2 если  человек не увеличивает количество  времени, которое он проводит  в Интернет, то эффект заметно  снижается.

2. Синдром  отказа.

2.1 характерный  "синдром отказа":

2.1.1 прекращение  или сокращение времени, проводимого  в Интернет,

2.1.2 два  или больше из следующих симптомов  (развиваются в течение периода  времени от нескольких дней  до месяца):

а) психомоторное  возбуждение;

б) тревога;

в) навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;

г) фантазии или мечты об Интернет;

д) произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Симптомы, перечисленные в пункте 2, вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности.

2.2 использование  Интернет позволяет избежать  симптомов "синдрома отказа".

3. Интернет  часто используется в течение  большего количества времени  или чаще, чем было задумано.

4. Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернет.

5. Огромное  количество времени тратится  на деятельность, связанную с  использованием Интернет (покупку  книг про Интернет, поиск новых  браузеров, поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).

6. Значимая  социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются  в связи с использованием Интернет.

7. Использование  Интернет продолжается, несмотря  на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет.

 

Приложение 2 

Как распознать появление у человека киберсексуальной зависимости?

1. Изменения  в режиме сна - чаты и другие места встреч в виртуальном мире оживают ближе к ночи, поэтому человеку придется задерживаться допоздна, чтобы участвовать в этом. Часто такие люди отправляются в постель уже утром, или наоборот, встают на несколько часов раньше чтобы обменяться романтическими письмами со своими партнерами.

2. Потребность  в скрытности - если кто-то начинает  лгать в реальной жизни, то  это может быть симптомом того, что он пытается скрыть свои  виртуальные отношения от семьи.  В первую очередь это может  выражаться в попытках организовать секретность вокруг компьютера и информации. Компьютер может быть перенесен в дальний угол комнаты, запираться на ключ. Также должна насторожить смена паролей и любое другое окружение его секретностью. Если такого человека потревожит в то время, когда он будет находиться он-лайн, то это может вызвать у него злобную или защитную реакцию.

3. Игнорирование  домашних забот - с возрастанием  времени, проведенного он-лайн, время  отведенное на выполнение домашних  обязанностей уменьшается и они часто остаются невыполненными. Это не является автоматическим знаком кибер-зависимости, но если посуда остается невымытой, белье невыстиранным, то это должно послужить знаком, что внимание человека обращено на что-то другое.

4. Очевидная  ложь - сюда можно отнести такие моменты, как скрывание счетов от провайдера, телефонных счетов за звонки кибер-любовникам и ложь о необходимости использовать Интернет в таком большом объеме. Многие лгут, чтобы скрыть свои виртуальные связи.

5. Изменения  в характере - у кибер-зависимых людей наблюдаются заметные отличия в настроении, поведении по сравнению с поведением до начала использования Интернета. Например, нежная и ласковая жена может стать холодной и безучастной, а веселый и жизнерадостный муж - спокойным и серьезным. Если их спросить о таких изменениях, то ответом скорее всего окажется какое-нибудь рациональное объяснение или же ответа не будет вовсе. Для людей, которые пристрастились к Интернету подобные разговоры будут казаться лишь досадной помехой, которая мешает им проводить время так, как они хотят.

6. Потеря  интереса к сексу - некоторые  киберзависимости превращаются  в занятие сексом по телефону  и другие сексуальные развлечения.  Это может выражаться в вялости,  безразличию к ухаживаниям и  потере энтузиазма.

7. Общее  безразличие к семейным отношениям - эти люди просто не хотят  участвовать в семейной жизни,  предпочитая ей Интернет. Они  выполняют свои обязанности как  какие-то ритуалы безо всякого  интереса. Они избегают говорить  о каких-либо долгосрочных планах, не получают удовольствия от совместных поездок на природу. Часто они проводят свое время с кем-то другим и все их мысли сосредоточены на своих кибер-партнерах, а не на реальных людях. Подростки перестают стремиться к общению с противоположным полом, избегают всяких разговоров на эту тему.

 

Приложение 3 

1. Тест, разработанный  профессором психологии  Питсбургского университета  в Брэтфорде доктором  Кимберли Янг.

Пройдите  тест, отвечая на вопросы предельно  честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.

Никогда или крайне редко - 1 балл.

Иногда - 2 балла.

Регулярно - 3 балла.

Часто - 4 балла.

Всегда - 5 баллов.

Часто ли вы:

1. Замечаете,  что проводите в онлайне больше  времени, чем намеревались?

2. Пренебрегаете  домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?

3. Предпочитаете  пребывание в сети интимному  общению с партнером?

4. Заводите  знакомства с пользователями  интернета, находясь в онлайне?

5. Раздражаетесь  из-за того, что окружающие интересуются  количеством времени, проводимым  вами в сети?

6. Отмечаете,  что перестали делать успехи  в учебе или работе, так как  слишком много времени проводите  в сети?

7. Проверяете  электронную почту раньше, чем  сделаете что-то другое, более  необходимое?

8. Отмечаете,  что снижается производительность  труда из-за увлечения интернетом?

9. Занимаете  оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы  занимаетесь в сети?

10. Блокируете  беспокоящие мысли о вашей  реальной жизни мыслями об  интернете?

11. Обнаруживаете  себя предвкушающим очередной  выход в Сеть?

Информация о работе Эксперимент в психологии и как метод обучения