Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение взаимосвязи между типом темперамента и обучаемостью.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по теме изучение взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике типов темперамента у старших школьников;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике обучаемости у старших школьников;
Установить взаимосвязь между типом темперамента и обучаемостью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы взаимосвязи типов темпераментов и обучаемостью детей старшего школьного возраста 5
1.1 Понятие темперамента в современной психологии. Характеристика основных типов 5
1.2 Обучаемость и успеваемость 14
1.3 Общая характеристика детей старшего школьного возраста 21
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости 24
2.1 Описание методик и выборки исследования 24
2.2 Исследование взаимосвязи типов темперамента и успеваемости в учебной деятельности 26
2.3 Анализ полученных результатов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 217.50 Кб (Скачать)
  1. обобщенность мыслительной деятельности ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале;
  2. осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
  3. гибкость мыслительной деятельности;
  4. устойчивость мыслительной деятельности;
  5. самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.

      Характер сочетания указанных свойств определяет индивидуальные различия в обучаемости, является ее качественным показателем. Уровень развития этих свойств мышления есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как «экономичность мышления» и является количественным показателем обучаемости.

      В целом обучаемость - это восприимчивость  к усвоению знаний и способов учебной  деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие «способность», определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности. Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету[9].

      Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в каких-то случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов - степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние.

      Обучаемость - интегральное (обобщенное) психическое свойство индивида, выражающееся в большей или меньшей скорости усвоения новых знаний, умений и навыков.

      Высокая обучаемость, очевидно, имеет не только общие психофизиологические предпосылки (мощная и разветвленная сеть ассоциативных нейронов коры головного мозга), обуславливающие более или менее высокую пластичность и приспособляемость индивидов, но также зависит и от специального опыта учебной деятельности и уровня сформированности учебной деятельности как таковой. Корректная диагностика обучаемости не может сводиться только к использованию скоростных интеллектуальных тестов, но и требует учета более широкого комплекса понятий, таких, как зона ближайшего развития, креативность и т.п.

      Представление об обучаемости как проявлении уровня интеллектуального развития возникло в контексте понятия «зона ближайшего развития»[2].

      При широкой трактовке обучаемость  рассматривается как общая способность  к усвоению новых знаний. Так, с  точки зрения З.И. Калмыковой, обучаемость  является синонимом продуктивного мышления (то есть способности приобретать знания в процессе учения). «Ядром» индивидуального интеллекта, по ее мнению, являются возможности ребенка к самостоятельному открытию новых знаний[25].

      В более узком смысле слова обучаемость - это величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или других обучающих воздействий.

      В качестве показателей обучаемости  учитываются следующие характеристики интеллектуальной деятельности ребенка[14]:

      1. Потребность в подсказке.

      2. Затрата времени на нахождение  принципа аналогии фигур.

      3. Виды ошибок с анализом их  источников.

      4. Количество необходимых ребенку  упражнений (А. Я.Иванова).

      Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах.

      Особенное значение для повышения уровня обучаемости  имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности  при переходе от дошкольного детства  к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

      Рассматривая  понятие «обучаемость», необходимо выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей. Для их обозначения в психологии широко используют термин «обучаемость».

      Чем выше обучаемость, тем быстрей и  легче приобретает человек новые  знания, тем свободнее оперирует  ими в относительно новых условиях, тем выше, следовательно, и темп его  умственного развития. Вот почему мы полагаем, что обучаемость, наряду с фондом действенных знаний, т. е. тех, которые человек применяет на практике, входит в структуру умственного развития[15].

      Таким образом, обучаемость - интегральное (обобщенное) психическое свойство индивида, выражающееся в большей или меньшей скорости усвоения новых знаний, умений и навыков. Высокая обучаемость, очевидно, имеет не только общие психофизиологические предпосылки (мощная и разветвленная сеть ассоциативных нейронов коры головного мозга), обуславливающие более или менее высокую пластичность и приспособляемость индивидов, но также зависит и от специального опыта учебной деятельности и уровня сформированности учебной деятельности как таковой.

 

1.3 Общая характеристика детей старшего школьного возраста

 

     В литературе старший школьный возраст описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй «перерезки пуповины». Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.

     Отрочество, подростковый возраст - период жизни  человека от детства до юности в  традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его[26].

     В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.

     Развитие  познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском  возрасте имеет две стороны —  количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее  и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает). Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

     В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а  затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно  развиваются творческие способности  подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

     Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи[22].

     Следует отметить, что в старших классах  школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.

      В подростковом возрасте среди детей  начинают выделяться группы. Сначала  они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

      Ценности  и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого[1].

      Типичная  черта подростковой группы – чрезвычайно  высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное  "я" нуждается в сильном "мы", инакомыслие исключено.

      Подростковый  возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога[16].

      В подростковом возрасте могут быть различные психологические расстройства. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков[16].

      Таким образом, из выше сказанного можно сделать  вывод о том, в подростковом возрасте происходят очень серьезные физиологические  и психологические изменения  в очень короткие сроки. Это в  свою очередь имеет очень плодотворную почву для появления и развития отклоняющегося поведения, которое в дальнейшем может перерасти в более серьезные формы его выражения, например преступная деятельность. Поэтому в этом возрасте к подросткам необходимо особое отношение со стороны школы, семьи, которое предусматривает предотвращение появления пагубного поведения.

 

Глава 2 Экспериментальное  исследование взаимосвязи  типа темперамента и  обучаемости

2.1 Описание методик  и выборки исследования

 

      Для исследования типа темперамента использовалась методика «Личностный  опросник Г. Айзенка»[27].

      Опросник  предназначен для диагностики экстра-, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих "шкалу лжи".

      Г.Айзенк разработал два варианта данного  опросника (А и В), что позволяет, например, проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных процедур, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.

      Для исследования эффективности учебной  деятельности был использован метод  сбора данных об успеваемости старших  школьников. Оценки были собраны по разным предметам, и был выведен средний балл, отражающий общую успеваемость учащихся.

Информация о работе Экспериментальное исследование взаимосвязи типа темперамента и обучаемости