Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
9
1.1.
Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского
9
1.2.
Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей
14
1.3.
Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии
20
1.4.
Кризис 3 лет и его изучение
31
1.5.
Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста
41
Глава II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ
50
2.1.
Цели, задачи и организация наблюдений
50
2.2.
Процедура выявления симптомов кризиса
52
2.3.
Описание симптомов кризиса 3 лет
55
2.4.
Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет
67
Глава III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"
87
3.1.
Цели и задачи экспериментального изучения
87
3.2.
Эксперимент "Гордость за достижение"
87
3.3.
Эксперимент "Воображение"
108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
117
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать)


Этапы детского развития: кризисы и новообразования

Этапы детского развития: кризисы и новообразования

Ребенок в процессе своего жизненного развития проходит определенные этапы, во время которых появляется что-то новое в его организме и в его личности. Переходы от одного этапа к другому сопровождаются так называемыми кризисами развития, моментами, когда «отмирает» нечто пройденное и возникает какое-нибудь полезное новообразование. По мнению психологов, возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития личности ребенка.

Зная особенности каждого критического этапа развития своего ребенка, вы сможете легче справиться с трудностями, возникающими в такие моменты в межличностном общении, поведении и воспитании.

Если вы будущая мама или уже имеете малыша, то будьте особенно внимательны ко всем поведенческим проявлениям вашего ребенка, которые касаются нижеописанных возрастов.

 

Кризис новорожденности. Это период жизни новорожденного малыша до 1 месяца. В это время происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру: ему довольно тяжело переходить из среды водной и темной на свет и воздух. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми слух, обоняние, тактильная, болевая и температурная чувствительность, но в связи со средой они пока настроены на другую волну. Поэтому вы должны быть предельно аккуратны в выборе окружения для вашего малыша: не допускать яркого света, громких звуков, обеспечить мягкую и приятную для тела «одежду» (пеленки, одеяла). В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми: в конце первого месяца появляется социальная улыбка, возникающая в ответ на обращение мамы или отца. Так что не скупитесь на разговоры с вашим маленьким человечком – он все видит и реагирует на ваши слова.

 

Кризис одного года. Ведущей деятельностью на данном этапе является ходьба. Как правило, к этому моменту малыш начинает учиться вставать на ноги и делать полноценные самостоятельные движения уже в вертикальном положении. Поэтому вы должны ему в этом всячески помогать и следить, чтобы он все делал правильно. Второй момент это появление зачаточной речи – в это время с ребенком надо разговаривать, стараться понять, что он хочет, как называет предметы, отвечать ему. И третий момент – это первые признаки самостоятельных решений, т.е. ребенок может впервые начать капризничать, делать что-то по-своему, отказываться от ваших просьб. Очень важно при этом не наказывать ребенка, а разрешать ему предпринимать то, что он хочет, самому.

Для родителей, у которых дети постарше, нужно обращать особое внимание на следующие периоды развития.

 

Кризис трех лет. Первый признак этого кризиса – полный негативизм в поведении ребенка. При этом все его поступки идут вразрез с тем, что предлагают ему взрослые: т.е. ребенок не хочет чего-нибудь сде­лать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, он отказывается выполнять любую просьбу родителей. В таком случае не настаивайте на своем и не ругайте малыша, а постарайтесь выяснить, почему он не хочет этого делать, приведите дополнительные аргументы, для чего это нужно. И попробуйте сделать так, чтобы ребенок как бы сам пришел к решению о том, что данное дело все-таки нужное. Второй признак – упрямство – такая реакция ребенка, когда он на­стаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. И делает он так только потому, что он так сказал, и держится в этом «до последнего».

Постепенно появляется тенденция ребенка к самостоятельности: теперь он хочет все делать сам. В кризисный момент в этом возрасте формируется самосознание – поэтому надо давать ребенку делать, если он говорит «я сам». С этим связан симптом обесценивания: родители и другие взрослые на время перестают казаться ребенку авторитетами и помощниками. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться, может назвать маму или отца дураками. Не пугайтесь и не срывайтесь на него с жестокими наказаниями. Лучше всего выясните, почему он так сказал, жестко и серьезно объясните ему, что так говорить нельзя и попросите извиниться.

Ко всему прочему в это время идет активное развитие мелкой моторики, поэтому давайте своему ребенку маленькие игрушки, простые конструкторы, старайтесь, чтобы он чаще что-нибудь собирал или строил руками. Также для психики ребенка этого возраста характерна высокая зависимость от наглядной ситуации – показывайте пример в любых делах, но незаметно, чтобы ситуация для малыша «я сообразил сам» сохранялась.

 

Кризис семи лет. Ребенок при переходе от до­школьного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. В это время идет борьба переживаний: с одной стороны он ведет себя, как раньше, т.е. свободно, так, как ему хочется, но с другой – начинает появляться первая самооценка, понимание своих действий. За счет такого дисбаланса ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада. Ребенок может строить из себя шута, он еще не определился, как себя вести: как маленькому или по-взрослому. Не наказывайте детей за такое поведение, а предоставляйте все возможности, чтобы они почувствовали себя самостоятельными, советуйтесь с ними, попросите помочь вам в каком-нибудь вашем взрослом деле.

Затем постепенно происходит утрата детской непосредственности: в поступки ребенка привносится интеллектуальный момент, который вклинивается между эмоциональным переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Таким образом, к окончанию критического момента существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то , что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них. Когда ребёнок станет чуть-чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.

 

Статья взята с сайта: http://www.myjane.ru

Знания и умения трехлетнего ребенка.

.
В 3 года ребенок должен уметь
• Концентрировать внимание, т. е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3–4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3–4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
• Уметь запоминать 3–4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
• Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
• Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3–4 предмета по величине (ширине, высоте, длине).
• Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде.числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложение с однородными членами.
• Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
• Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; называть и отличать 2–3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы (покажи "обувь", "мебель", посуду"); знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.
Предлагаем вам описания нескольких заданий, по которым вы сможете протестировать ребенка.
Развитие внимания
• Найти на картинке одинаковые предметы, определить их цвет.
• Нарисовать на листке, например, 2 домика и 2-х мишек и прочертить от каждого мишки тропинку к домику. Желательно, чтобы эти тропинки пересекались. Предложить ребенку глазами проследить путь каждого мишки к его домику и показать, кто где живет. Если малыш затрудняется сделать это зрительно, то предложите ему провести пальчиком по дорожке.
• Предложить раскрасить фигурки по образцу.
• Нарисовать контуры 3–4 предметов так, чтобы они были наложены друг на друга). Предложить ребенку найти какие предметы там спрятались.
• Предложить найти несколько отличий на картинке (кошка серая-рыжая, у одной мячик, у другой кубик и т. д). Если ребенок затрудняется, то задавайте ему наводящие вопросы.
Развитие памяти
• Рассматриваем картинку с 3–4 предметами. Ребенок должен назвать предметы. Закрываем книгу и просим вспомнить, что там нарисовано.
• Рассматриваем картинку где, например, котик держит шарик, бельчонок держит яблоко, а мышонок коробку с бантиком. На другой картинке отдельно зверята и предметы. Надо вспомнить кто и что держал.
• Вспомним героев сказки "Колобок". Кого встретил сначала колобок. Вспомнить по картинке с изображением животных.
• Рассматриваем 2 картинки. Первая – зайчик под зонтиком, идет дождь, грибы растут. На другой картинке – солнышко, ягодки, грибов нет, зонтик сложен. Что изменилось на картинке?
• Изображены 8 предметов: 3 мячика и 1 кубик, 3 зонтика и 1 корзинка. Найти картинки, которые отличаются от других.
Развитие мышления
• 2 картинки. Одна с животными, другая с едой. Надо найти кто что любит есть.
• Рассматриваем картинку, надо подобрать пару к предмету % ваза и цветок, шапка и шарф, лопата и ведерка и т. д
• Найти заплатку к коврику. Красный коврик, а у него посередине нарисован красный круг, который нарисован еще и отдельно. Зеленый коврик с зеленым треугольником посередине. и Так далее. Малыш должен рассказать какую заплатку куда поставить, какого цвета коврики.
Математика
• На картинке нарисовано 4 зеленых кубика и один желтый, 4 синих шара и 1 красный. Каких шариков (кубиков) больше?
• Рассмотреть любую картинку. Например, пейзаж. Каких предметов много, а каких по одному. Показать их назвать.


• На картинке сидят 3 лягушки, там же нарисовано 3 листочка и 2 цветочка. Поровну ли лягушек и цветочков?
• Нарисовано 4 шара: все разного размера. Показать самый большой, самый маленький мячик.
• На картинке нарисованы карандаши разной толщины. Назвать цвета карандашей, какие их них толще-тоньше?
• На картинке цветы разной длины. Какие высокие, какие низкие?
• Нарисуйте квадрат, треугольник, круг. Ребенок должен уметь их отличать и называть.
Развитие речи
• Ребенок должен уметь называть животных: диких, домашних. Должен знать как называются их детеныши: лошадь-жеребенок.
• Должен уметь в 2–3 предложениях описывать картинку: кто на картинке, какие у него ушки, что держит в лапках и т. д
• Другой вид описания картинки. Например.кукла сидит на столе, мячик лежит под столом, хорошо, если ребенок скажет, что стоит справа, слева.
• Ребенок должен уметь называть различные действия: волк бежит, рыбка плывет, белочка сидит и т. д
Развитие мелкой моторики
• Малыш должен уметь проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера. Для этого можно предложить дорисовать забор, лучи у солнца, дождик и т. д Также должен уметь рисовать округлые предметы.
• Малыш должен уметь аккуратно раскрашивать картинки.
• Ребенок должен уметь выполнять простые движения пальчиковой гимнастики.
Знакомство с окружающим миром
• Рассмотрите картинки с различными игрушками. Пусть ребенок назовет предметы по отдельности, а потом одним словом "игрушки". Аналогично с одеждой, посудой, мебелью, обувью...
• Покажите ребенку картинки с разными временами года (желательно, чтобы было изображено одно и то же место). Пусть он назовет времена года, скажет, чем они отличаются.
А так же: В 3 года ребенок:
• Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
• Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
• Ездит на трехколесном велосипеде.
• Понимает и выполняет комбинированные команды из двух частей («Подними лопатку и положи в ведерко!»).
• Строит фразы из 4–5 слов.
• Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т. д.)
• Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
• Хорошо понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
• Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
• Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
• Играет и/или общается с другими детьми.
• Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).

К 3 годам у ребенка существенно улучшаются навыки речи. Уделите больше внимания разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком больше книжек, внимательно рассматривая и обсуждая картинки.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРИЗИСОВ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРИЗИСОВ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

К. Н. ПОЛИВАНОВА

"В критические периоды ребенок становится относительно трудновоспитуемым... " - пишет Л.С. Выготский, но почти вслед за этим добавляет: "...было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение кризисных возрастов... и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития " [3; 253]. Этот тезис приводится буквально или в пересказе во всех работах, трактующих о кризисах возрастного развития. Но в наибольшей степени он был воплощен в работах Д.Б. Эльконина и, как нам представляется, главным образом, в его работах 1979- 1984 гг. [9], [11], [12]. В то время под руководством Д.Б. Эльконина было проведено широкомасштабное исследование особенностей психического развития детей шестисеми лет, были разработаны принципы содержательного анализа предшкольного кризиса психического развития. Были получены конкретно психологические данные о динамике развития мотивации и интеллекта, становления внутренней позиции школьника, развития самооценки.

Это направление исследований не было завершено, а главное, как нам сегодня представляется, не было осознано значение этого широкого цикла экспериментальнотеоретических исследований. В данной работе мы делаем попытку представить принципиальные подходы к анализу динамики развития в период кризиса, подходы пока во многом гипотетические, но имеющие в своей основе исследования Д.Б.Эльконина и его сотрудников, касающиеся предшкольного кризиса, а также и более ранние работы, посвященные психологии младших подростков.

*

Кризисы психического развития представляют собой необыкновенно интересный

62

и противоречивый объект психологического анализа. Л.С. Выготский писал, что если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически. Основанием для такого понимания логики развития служит тезис о том, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной стадии к другой совершается революционным, а не эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные изменения в развитии ребенка, причем изменения не латентные, а определенно заметные окружающим, наглядные. Однако в наблюдении и эксперименте мы всякий раз сталкиваемся с сугубо индивидуальными, частными проявлениями в поведении ребенка. Ни один акт поведения, взятый в своей отдельности и биографической уникальности, не является репрезентативным для возрастного кризиса как полного акта развития. Именно эта особенность динамики развития в кризисные периоды делает недостаточным их анализ лишь на основе имеющейся симптоматики.

Смена одного стабильного периода другим традиционно характеризовалась как период трудновоспитуемости ребенка. Уже сама по себе такая постановка вопроса, акцентирование внимания на трудностях в воспитании ребенка указывает на абсолютизацию деструктивной составляющей кризиса. Так, Л.И. Божович, развивая принципиальные подходы культурноисторической теории, формулирует положение, согласно которому своеобразие социальной ситуации развития применительно к детям, находящимся в критическом периоде, состоит в том, что внутренне они уже созрели для того, чтобы включиться в новые формы жизни, а внешние обстоятельства препятствуют этому, удерживая ребенка в системе прежних взаимоотношений [1]. Т.В. Драгунова, исследуя младший подростковый возраст, приходит к аналогичным выводам: формируемое в этом возрасте чувство взрослости не находит своей реализации в ригидной системе отношений со взрослыми, что приводит к негативным проявлениям в поведении детей - к пресловутой трудновоспитуемости. Таким образом, трудновоспитуемость трактуется как негативный фактор развития [5].

В этих выводах содержатся два положения, противоречащих, на наш взгляд, исходным посылкам о конструктивном характере кризисов:

- кризис психического развития отождествляется с явлениями трудновоспитуемости, то есть приравнивается к внешней конфликтности. Но у Л.С.Выготского "негативное содержание развития в переломные периоды - только оборотная, теневая сторона позитивных изменений " [3; 243];

- неявно признается, что кризис есть негативный результат развития, которого, если создать необходимые условия, можно и избежать. Вопрос, однако, состоит в том, сохранится ли позитивная, созидательная составляющая кризиса при правильном поведении взрослого.

На этот вопрос отвечает Д.Б. Эльконин: замечая, что при относительно мягкой системе отношений кризис внешне протекает мягче, он далее пишет, что в этих случаях дети сами активно ищут возможности противопоставить себя взрослому, "им такое противопоставление внутренне необходимо " [12;402]. Здесь уместно задать вопрос: а почему и зачем необходимо? Д.Б. Эльконин, не отвечая прямо, дает ключ к ответу: "Не является ли тенденция к самостоятельности, к эмансипации от взрослого необходимой предпосылкой и обратной стороной построения новой системы отношений между ребенком и взрослым? " [12; 403].

Действительно, например, манерничанье и кривляние, о которых пишет Л.С. Выготский, характеризуя симптоматику кризиса семи лет, следует отнести к негативным поведенческим реакциям. Но не содержит ли это странное вычурное поведение и положительную составляющую? Ведь упражнение в подобном поведении и опробование реакции взрослого есть своего рода учебная ситуация, где ребенок впервые использует на практике возникшую ранее в игре, т. е. в условной ситуации, произвольность. "Потеря непосредственности " как

Информация о работе Экспериментальное изучение новообразования, проявляющего себя в форме "гордости за достижение"