Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (объем и концентрация)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Определение индивидуальных особенностей внимания (продуктивности и устойчивости внимания).
Объект исследования: Внимание человека.
Предмет исследования: Объем и концентрация внимания.
Задачи исследования:
Изучить теорию внимания;
Проанализировать исследования по проблеме выявления индивидуальных особенностей внимания;
Подобрать программу исследования;
Выявить индивидуальные особенности внимания (объем и концентрация внимания);
Подвести итоги исследования

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Обзор психологических исследований изучения внимания…………..6
1. Понятие внимания…………………………………………………………....6
2. Физиологические основы внимания………………………………………..11
3. Функции внимания…………………………………………………………..16
4. Свойства внимания…………………………………………………………..17
5. Виды внимания………………………………………………………………26
II Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (объем и концентрация)…………………………………….....30
1.Организация исследования…………………………………………………..30
2. Описание и анализ результатов…………………………………...………...32
3. Стимульный материал……………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………...35Список литературы……………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

      Непроизвольное  внимание является наиболее простым  видом внимания. При непроизвольном внимании поток психической жизни психическая деятельность человека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Недаром этот вид внимания иногда называют непреднамеренным и пассивным. Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух рядов факторов: внешних - особенностей предметов и явлений - и внутренних - отношения личности к тем или иным фактам - явлениям, предметам, событиям, благодаря которому они и становятся привлекательными.

      Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет сила, интенсивность раздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах – все это невольно заставляет обратить внимание на предмет, обладающий соответствующим качеством. При этом следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителей и особенно контраст между ними. Звук шагов следующего вслед за вами человека едва ли привлечет к себе внимание днем на людном перекрестке, зато окажется весьма сильным раздражителем ночью.

      Привлекает  внимание все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих закономерностях непроизвольного внимания построена реклама и средства наглядной пропаганды.

      Вторая  группа причин, вызывающих непроизвольное внимание связана с соответствием  внешних раздражителей внутреннему  состоянию человека и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.

      Третья  группа причин связана с общей  направленностью личности. То, что  нас интересует больше всего и  что составляет сферу наших интересов, как правило, обращает на себя внимание, даже если столкнулись с эти случайно. Редактор легко находит погрешности  в тексте, архитектор на красоту здания.

      В качестве четвертой группы причин следует  назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, является важнейшей  причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо эмоциональным. Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления. Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый солнечный закат привлекает внимание художника, действуя на его эстетическую жилку, тогда как поселянин в том же закате видит лишь приближение ночи; простые камни вызывают любознательность геолога, между тем как для профана это только булыжники и ничего более.

      Пожалуй, с еще большим основанием можно  утверждать другое: скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты. Здесь речь идет уже о другом виде внимания - произвольном, преднамеренном, активном. Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, - писал К. Маркс, - в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более,  чем  меньше труд увлекает рабочего своим  содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил».

      Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.  Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

      Внешние условия влияют и на организацию  произвольного внимания. Труднее  заставить себя быть внимательным в  непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучше всего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражители устранены.

      Этот  вид внимания тесно связан с волей  человека и был выработан в  результате трудовых усилий, поэтому  его еще называют волевым. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако, оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка в процессе общения со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результатов деятельности.

      В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

      Есть  еще и послепроизвольное внимание. Оно возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность внимания, соответствие направленности деятельности принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

  1. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (объем и концентрация)
 

1.Организация исследования 

Методика  «Корректурная проба»

Цель:

 Исследование степени концентрации и объема внимания.

Описание  теста :

Обследование  проводится с помощью специальных  бланков с рядами расположенных  в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Материал для проведения методики:

Бланк, секундомер, карандаш. 

Инструкция  к тесту 

На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, буквы "а", "м", "к", "в". Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть).

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Обработка результатов теста 

Результаты  пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы). 
 
 

2 Описание и анализ  результатов

      Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике мы попробовали оценить 2 показателя. Норма объема внимания - 850 знаков и выше, концентрация - 5 ошибок и менее. Методика используется в группе и индивидуально. Группа испытуемых - лица в возрасте от 18 до 24 лет. Все они являются друзьями и родственниками экспериментатора. Испытание проводилось в хорошо проветренной комнате, спокойных тонов без посторонних раздражителей. Все участники находились в уравновешенном и приподнятом настроении.

     Гипотеза: Предположим, что значительная часть группы проявит результаты достаточные для нормы.

Результаты  испытаний представлены в таблице:

Испытуемый Объем внимания Кол-во  ошибок
Испытуемый 1 850 5
Испытуемый 2 860 6
Испытуемый 3 816 7
Испытуемый 4 850 8
Испытуемый 5 852 4
Испытуемый 6 859 3
Испытуемый 7 857 1
Испытуемый 8 840 0
Испытуемый 9 851 0
Испытуемый 10 852 5
 

     По  результатам исследования видно, что  по шкале нормы объема  внимания 80% испытуемых относятся к категории людей с достаточным объемом внимания,20% чуть ниже достаточного. А по шкале концентрации 70% имеют норму.

Вывод: Гипотеза подтвердилась.

 

 
 

     Заключение

     Таким образом, внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.

     Внимание  повышает эффективность соответствующей  психической деятельности. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения, выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

     При внимании психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится  к задаче, которая стоит перед  нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. Внимание – это важная сторона всех психических процессов и главная причина успешного выполнения деятельности. 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Гиппенрейтер  Ю.Б., Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1997.
  2. ГиппенрейтерЮ.Б., В.Л. Романова Психология внимания. Хрестоматия по психологии – М., 2000.
 
  1. Петровский А.В. Введение в психологию. – М ., 1990
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М.., 2001
  3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М. ,2007
  4. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007.
  5. Под ред. Петровского А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.
  7. Немов Р.С. Психология., М., Высшее образование, 2004
  8. Коломинский, Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986.

Информация о работе Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (объем и концентрация)