Эмоции и чувства. Теории эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….3-4
Основные понятия о чувствах и эмоциях. Формы переживаний эмоций и чувств…………………………………………………………………...……..5-10
Классификация и функции эмоций и чувств………………………....10-15
Психологические теории эмоции……………………………………..15-22
Заключение………………………………………………………………...……23
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ.doc

— 147.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ:

     ЭМОЦИИ  И ЧУВСТВА. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение……………………………………………………………….……….3-4

  1. Основные понятия о чувствах и эмоциях. Формы переживаний эмоций и чувств…………………………………………………………………...……..5-10
  2. Классификация и функции эмоций и чувств………………………....10-15
  3. Психологические теории эмоции……………………………………..15-22

Заключение………………………………………………………………...……23

Список использованной литературы………………………………………….24

 

Введение 

      Задумываясь об эмоциях и чувствах, возникает вопрос, который может оказаться странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства и эмоции человеку? В жизни людей все процессы познавательной и предметной деятельности имеют своё отражение и цель: благодаря познанию осуществляется отражение окружающей действительности,  ощущения доставляют информацию о предметах и явлениях, восприятия дают нам целостные образы, память хранит воспринятое. Может, легко было бы обойтись без радости и горя, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти? И в то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность и вся наша жизнь немыслима без чувств и эмоций, так как деятельность вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.

      Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

     Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в  его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

     Эмоции  и чувства, как и другие психические  явления, представляют собой различные  формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и чувствами.

     Основные  эмоциональные состояния, которые  испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.

 

  1. Основные понятия о чувствах и эмоциях. Формы переживаний эмоций и чувств
 

     Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства — положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.

     Человеческие  эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его  отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны  между собой, но по содержанию и форме  переживания они не тождественны.

     Эмоция  — это общая активная форма  переживания организмом своей жизнедеятельности.

     Различают простые и сложные эмоции. Переживания  удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они  свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают к результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.

     Чувства — это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения  к потребностям, удовлетворение или  неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или  горе, гнев, стыд и т.п.

     Эмоции  и чувства характеризуются: качеством  и полярностью, активностью и  интенсивностью.

     В чувстве проявляется отношение  человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания  отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.

     Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что  каждая эмоция, каждое чувство при  разных обстоятельствах могут проявляться  противоположно: «радость — горе», «любовь — ненависть», «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.

     Различают стенические эмоции и чувства — те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические — те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.

     В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения  к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.

     Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают человека целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию, объединяя в целое все функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для жизни организма.

     Охватывая все разновидности переживаний  человека – от глубоко травмирующих страданий к высоким формам радости и ощущения жизни, — эмоции могут стать положительным фактором жизнедеятельности — повышать активность организма, и негативным — угнетать все его функции.

     Известным физиологом П.К. Анохиным, установлено, в частное то, что эмоции, а именно продолжительные негативные эмоции (страх, переживание боли и т.п.), играют решающую роль в развитии так называемых нейрогенных заболеваний [1, С. 51].

     Природа эмоций и чувств органически связана  с потребностями. Потребность как  нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению.

     Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным — гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности.

     У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства —  моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку.  

     Эмоциональные состояния  и формы их выявления детерминируются  преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.

     Настроение  — это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус.

     Различают положительные настроения, которые  проявляются в бодром состоянии  и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

     Настроение  — это такое общее эмоциональное  состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой  неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

     Мера  податливости настроениям имеет  индивидуальный характер. Лица, которым  свойственно самообладание, устойчивы  к изменениям настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда  для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями.

     Аффекты — это сильное, кратковременное  возбуждение, которое возникает  внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное  переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.

     В состоянии аффекта происходит саморегуляция  действий человека, осуществляемая эндокринной  системой. В этом состоянии ослабляются  тормозные процессы коры больших  полушарий головного мозга.

     Особенно  резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.

     Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в  себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции.

     Стресс  напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.

     В стрессовом состоянии поведение  человека дезорганизуется, наблюдаются  беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.

     Фрустрация  представляет собой эмоциональное  состояние, характерным признаком  которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается  в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.

     Фрустрация  возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей.

     Стыд — негативная эмоция, которая свидетельствует о возможности потери самоуважения при его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения личности или неудач в осуществлении ею какой–либо деятельности.

Информация о работе Эмоции и чувства. Теории эмоций