Эмоции и чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

В психологии выделяют такой вид эмоциональных процессов, как чувства — переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства более устойчивы, чем эмоции, и носят предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, при котором они связываются с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к другому человеку, родине, ненависть к врагу и т.п.).

Содержание

1. Сущность и функции чувств и эмоций……………………...….3
2. Классификация чувств и эмоций ……………………………….7
3. Сопоставление понятий(практическое занятие)……………...12
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии. Эмоции и чувства.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Сущность и функции чувств и эмоций……………………...….3
  2. Классификация чувств и эмоций ……………………………….7
  3. Сопоставление понятий(практическое занятие)……………...12

Список использованной литературы……………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и функции чувств и эмоций

 

Переживание человеком  своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами  и эмоциями.  
Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности.

Чувства — это переживание человеком того, что он познает и делает. Чувство обнаруживается в конкретных эмоциях. Чувства более сложны, чем эмоции и характеризуются большей устойчивостью и длительностью.

В психологии выделяют такой вид эмоциональных процессов, как чувства — переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства более устойчивы, чем эмоции, и носят предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, при котором они связываются с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к другому человеку, родине, ненависть к врагу и т.п.).

Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». В сложных человеческих чувствах эмоции часто образуют сложное противоречивое единство: в ревности, например, страстная любовь уживается со жгучей ненавистью.

В процессе регуляции  поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.  В отличие от собственно эмоций, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действительности явления, имеющие стабильную значимость для потребностей человека.

Если эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, есть уже у животных, то чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурного развития человека.

Эмоциональные процессы, функцией которых выступает внутренняя регуляция деятельности, тесно связаны с потребностями человека и его мотивацией. Эмоциональная реакция возникает лишь на то, что входит в круг потребностей и интересов человека. То, к чему человек относится безразлично, эмоциональной реакции не вызывает. Эмоции появляются лишь тогда, когда происходит удовлетворение или неудовлетворение его потребностей.

Эмоции (фр. еmotion, от лат. еmovere — возбуждать, волновать) — психофизиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие множество видов переживаний человека: от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и оптимистического мироощущения.

Эмоции —  психическое выражение в форме  непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленное их отношением к потребностям субъекта. Это предметные, специфические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают вследствие того, что субъект не может или не умеет дать приемлемый ответ на ситуацию, которая отличается, необычностью, новизной.

Когда появляется эмоция, изменяется не только внешний  вид человека, но и деятельность внутренних органов, обменные процессы, состояние нервной системы. Эмоции окрашивают окружающий мир. Нам скучно, и все вокруг серо; радостно — и мир оживает, начинает играть красками. Отсутствие эмоциональности является признаком тяжелого психического заболевания.

Чувства и эмоции занимают особое место в психической  жизни человека. Они обусловливают яркость и полноту восприятия действительности, влияют на скорость и прочность запоминания фактов и событий, активизируют или затормаживают процессы познавательной деятельности. Они придают речи человека убедительность и живость, стимулируют активность субъекта, повышая его трудоспособность.

Эмоции обычно следуют за возникновением мотива и предшествуют рациональной оценке конкретной ситуации. Эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т.д., которые играют роль ориентирующих сигналов.

Простейшие  эмоциональные процессы принадлежат  к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно обусловленный характер, образуя высшие эмоции — социальные, интеллектуальные, эстетические, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

В психологической  литературе наиболее часто обсуждается  тема задач, или функций, которые выполняются эмоциями. Среди них часто указываются следующие функции:

1. Сигнальная или коммуникативная — выражает коммуникативный, выразительный компонент эмоций, делает их прозрачными для социального окружения. Это выражается в том, что эмоции сопровождаются мимическими движениями, изменением голоса и т.п.

2. Регулятивная — заключается в том, что стойкие переживания направляют поведение индивида, поддерживают его и заставляют преодолевать препятствия. Регулятивные механизмы эмоций помогаю снимать избыток эмоционального напряжения, а также оставлять следы в опыте индивида, закреплять в памяти удавшиеся и неудавшиеся действия. В целом механизм обобщения эмоционального опыта носит позитивный характер, но иногда он приобретает и патологические нерациональные формы необоснованных страхов, фобий.

3. Мобилизующая — проявляется особенно ясно при наличии соперничающих мотивов в деятельности. В этой ситуации эмоции помогают определить доминирующую потребность. Высокая привлекательность определенного мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность индивида в определенную сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация чувств и эмоций.

 

В ходе развития эмоции дифференцируются и преобразуются различные виды, отличающиеся психологическими особенностями и закономерностями протекания. Чувства и эмоции классифицируются по различным основаниям.

Так, чувства могут классифицироваться по своему содержанию на интеллектуальные, эстетические и моральные.

Интеллектуальные  чувства возникают в процессе познавательной деятельности. Они выражают отношение человека к своим и чужим мыслям, связаны с радостью познания нового. Таковы чувства удивления, любопытства, сомнения, неуверенности, твердой веры.

Эстетические  чувства проявляются при восприятии художественных, музыкальных произведений, общении с природой. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Они выражаются в соответствующих оценках и переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или пренебрежения.

Моральные чувства выражают отношения человека к требованиям общественной нравственности. Они связаны с общей направленностью психики человека, его идеалами, традициями. Эти чувства развиваются по мере накопления человеком социального опыта. Нравственные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали. К ним относят чувства совести и справедливости, симпатии и антипатии, уважения и презрения и т.п.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности эмоций можно выделять следующие их виды:

1. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Оно может продолжаться долго и окрашивать другие переживания человека, отражаясь на его мыслях и поведении. Особенности настроения: слабая интенсивность, значительная длительность, неясность его причин. Эти причины могут быть весьма различными — от физического недомогания до оттенков взаимоотношений с окружающими. Обычно по преобладающему настроению мы называем человека веселым или грустным, жизнерадостным, равнодушным и т.д.

2. Аффектами в современной психологии называют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания. Аффект представляет собой стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательную волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками — потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности, которые характеризуются дезорганизацией двигательных реакций и заторможенностью сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек «теряет голову», поэтому в аффектном состоянии в той или иной степени может быть нарушен сознательный контроль.

3. Сильное, стойкое,  длительное чувство, которое,  пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им, называется страстью. Наиболее характерным для страсти является устойчивость чувства и его сила, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности. Страсть при всей своей интенсивности эмоционального возбуждения не относится к аффективным процессам, поскольку всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти очень ярко выражен волевой момент стремления: она представляет собой единство эмоциональных и волевых качеств.

Страсть означает по существу порыв, увлечение, ориентацию всех сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и носить разрушительный характер, но именно поэтому она может быть и великой.

Ничто великое  на свете еще никогда не совершалось  без страсти.

4. Апатия — состояние безразличия, вызванное тяжелыми переживаниями и другими причинами.

5. Депрессия — подавленное состояние, характеризующееся снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций.

6. Фрустрация — психологическое состояние дезорганизации сознания и поведения индивида. Это внутренний конфликт между общей направленностью человека и объективными условиями, с которыми он столкнулся. Фрустрация возникает тогда, когда степень негативных эмоций оказывается выше того предела, который человек может вынести. В состоянии фрустрации человек испытывает сильное нервное потрясение, которое может выражаться в озлобленности или полном безразличии к окружающим. Чрезмерное напря-жение, характерное для фрустрации, может разрядиться, если возникнут условия для выполнения увлекательного дела.

7. Эмпатия — сопереживание, проникновение и постижение эмоционального состояния другого человека.

8. Стресс — общая реакция организма в ответ на сильное воздействие любого характера, так называемых стрессоров. Согласно определению канадского психолога Ганса Селье, стресс представляет собой общий приспособительный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма для приспособления к трудным условиям.

Традиционным  считается деление эмоций на положительные  или отрицательные. Когда человеку что-то нравится, возникает положительная эмоция, когда не нравится — отрицательная. Если все безразлично, то становится скучно, скука приводит к раздражению, а это уже эмоция. В ходе психофизиологических экспериментов было установлено, что для благополучного существования человека необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей, вызывающие положительные эмоции (35%), отрицательные эмоции (5%) и эмоционально нейтральные (60%).

Положительные эмоции оказывают благотворное влияние  на жизненный тонус человека. Для того чтобы быть здоровым и активным, нужны положительные эмоции.

Отрицательные эмоции тоже необходимы, но в небольшой  дозе. Они возникают тогда, когда деятельность человека не дает нужных результатов. Отрицательные эмоции играют роль стимуляторов, заставляя искать новые решения, подходы, методы.

Роль нейтральных раздражителей такая же, как балластных веществ в питании: на их фоне возникают положительные и отрицательные эмоции.

На основе этих данных делаются следующие выводы, значимые для общения .

Человек, вступающий в общение должен знать: чтобы  партнер продуктивно работал, он должен получить соответствующую положительную эмоцию. Любое грубое и резкое обращение снижает его работоспособность. Если же в процессе общения человек не сдержался и нагрубил своему партнеру, чтобы восстановить его работоспособность, нужно его похвалить семь раз. Такое соотношение обусловлено соотношением между оптимальным балансом положительных (35%) и отрицательных (5%) эмоций.

Эмоции имеют  отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. В эмоциях непосредственно отражается и переживается сложившаяся ситуация. Кроме этого, эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Такое предвосхищение формируется на основе представлений о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению ситуации. Эмоциональный опыт формируется в результате эмоциональных переживаний, возникающих в общении с другими людьми и восприятии произведений искусства, поэтому он гораздо более широкий, чем опыт индивидуальных переживаний человека.

Информация о работе Эмоции и чувства