Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных и взаимообусловленных психических процесса личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение роли эмоций в жизнедеятельности человека.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить эмоции как особый класс психических процессов.
2. Рассмотреть функции эмоций в жизни человека.
3. Определить характер взаимодействия эмоций и деятельности личности.
4. Выявить влияние эмоций на познавательную деятельность человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ – 2 стр.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ КАК ОСОБЫЙ КЛАСС ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ – 4 стр.
1.1 Общая характеристика эмоций - стр.
1.2 Функции эмоций- 8 стр.
ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТИ – 12 стр.
2.1 Взаимосвязь эмоций и деятельности - 12 стр.
2.2 Влияние эмоций на познавательную деятельность человека – 14 стр.
2.3 Оценка собственного эмоционального состояния как важный аспект в изучении эмоций личности в целом – 23 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 26 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 27 стр.

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Положительное значение показателя означало более высокую оценку лица, с которым испытуемые встретились в ситуации слабого возбуждения. В дальнейшем испытуемые были разделены на три группы: группу, в которой преобладали отрицательные показатели (выше оценивалось лицо, с которым испытуемые встречались перед экзаменом); группу, в которой преобладали положительные показатели (выше оценивалось лицо, которое проводило тестовое исследование), и группу, в которой число тех и других показателей было одинаковым (на одной половине шкал испытуемые отдавали преимущество лицу А, на другой — лицу Б).

Установлено, что 2/3 испытуемых обнаружили тенденцию к более  высокой оценке человека, с которым  они встречались в ситуации, вызывавшей более низкий уровень эмоционального возбуждения. Другими словами, лицо А меньше понравилось группе I, чем II, а лицо Б меньше понравилось группе II, чем I.

Испытуемым, находившимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения, оцениваемый человек  казался некрасивым, менее интересным, недостаточно ловким, а также менее  симпатичным, менее приветливым.

Представленные результаты свидетельствуют о том, что изменения, происходящие в восприятии, в какой-то мере связаны с содержанием эмоций: отрицательное эмоциональное состояние (страх, беспокойство, напряжение, предэкзаменационное  возбуждение) вызывало смещение оценок в отрицательную сторону.

Однако к направленному  изменению восприятия приводят не только временные эмоциональные состояния, но и устойчивые эмоциональные установки. Так, в серии исследований, в которых  были использованы прожективные тесты, установлено, что испытуемые с высоким уровнем тревоги обнаруживают повышенную склонность к восприятию в предъявляемых ситуациях элементов угрозы. Другими словами, под влиянием эмоциональной установки проявлялась тенденция к восприятию большего числа раздражителей как раздражителей, вызывающих негативную реакцию (тенденция к более широкой генерализации) [13, с.465].

Приведенные данные свидетельствуют  о том, что эмоциональный процесс  является одним из факторов, который  оказывает влияние на формирование перцептивного образа.

Остановимся более подробно на процессе научения и воспроизведении  мнемического материала, и их зависимости  от эмоций. Эмоции оказывают влияние  на то, что человек воспринимает, но это влияние не приводит, в  сущности, к принципиальному изменению воспринимаемого материала. Как подчеркивают многие авторы главной детерминантой восприятия остается объективная действительность. С другой стороны, есть основания, чтобы заключить, что процесс запоминания, а также воспроизведения находится под влиянием эмоций в значительно большей степени.

Эмоции оказывают избирательное  действие на процесс научения, способствуя  установлению тех связей, которые  каким-то образом соответствуют  содержанию испытываемой эмоции. Об этом говорит, в частности, эксперимент, проведенный Бимом [5, с.34]. Испытуемые в его опытах выполняли два вида заданий: заучивали ряд бессмысленных слогов, и, кроме того, у них вырабатывали условную эмоциональную реакцию на световой раздражитель, который предвосхищал болевое воздействие (выработка условной кожно-гальванической реакции); условным раздражителем было зажигание лампочки, а безусловным (подкреплением) — удар током. Второе задание, которое заключалось в усвоении того, что световой сигнал предвосхищает опасность, отличалось от первого тем, что его усвоение было опосредствовано тревогой (человек учился бояться света).

Исследование проводилось  в двух разных условиях: в нейтральных, а также в условиях, вызывавших тревогу. Источником тревоги был  университетский экзамен или  участие в представлении перед большой аудиторией (исследование проводилось непосредственно перед экзаменом или выступлением).

Основной результат, полученный в этих исследованиях, заключался в  том, что в условиях тревоги заучивание слогов происходило хуже, чем в  нейтральных условиях (больше ошибок, больше повторений), тогда как усвоение сигнала опасности — лучше, чем в центральных условиях.

Таким образом, можно  предположить, что повышение уровня тревоги облегчает заучивание таких  реакций, выработка которых опосредствована  тревогой. 

 

В качестве примера можно  привести исследования Смита [14, с.127]. Смит установил, что в условиях неуспеха (фрустрации) у некоторых испытуемых наблюдается тенденция к более  быстрому заучиванию пар слов, имеющих  агрессивное содержание. Смит обнаружил  также, что это относится прежде всего к тем, кто по вопроснику, предназначенному для выявления черт личности, получили высокие показатели чувства (или установки) враждебности.

Как можно объяснить  этот результат? Известно, что столкновение с неуспехом, или фрустрация, обычно приводит к усилению эмоций агрессивного характера. Эти эмоции, по-видимому, будут более сильными у лиц, характеризующихся высоким уровнем чувства (или установки) враждебности. Поэтому вполне вероятно, что у них эмоции достигают такого уровня, который приводит к изменению эффективности научения.  
 Не только научение, но и припоминание зависит в известной степени от эмоциональных процессов. Об этом свидетельствуют результаты, полученные при исследовании влияния эмоций на воспоминания. Такие исследования проводятся с давних пор. В качестве примера можно привести исследования Джерсилда [2, с.125].

Джерсилд просил группу испытуемых в течение 7 минут письменно  перечислить все приятные события  последних трех недель. Затем тех  же испытуемых просили в течение следующих 7 минут перечислить все неприятные события, случившиеся в тот же период. Никакой информации о целях эксперимента испытуемым не давалось. Спустя 21 день всех испытуемых просили еще раз припомнить все приятные и неприятные события того же самого периода.

Проанализировав результаты, можно сделать выводы, что уже  при первой попытке испытуемые припоминали  больше приятных событий, чем неприятных; это, впрочем, обычное явление, о  котором свидетельствуют результаты многих других исследований. Почему так происходит? Высказывались разные предположения: возможно, в опыте людей больше приятных событий, чем неприятных? А может быть, неприятные воспоминания постепенно превращаются в приятные или неприятный опыт легче забывается? Анализ результатов второго припоминания показывает, что наиболее вероятным является последнее предположение: испытуемые припомнили 43% из ранее указанных приятных событий и только 28% из неприятных. Изложенный эксперимент свидетельствует о том, что эмоции оказывают влияние на процесс запоминания и что влияние положительных и .отрицательных эмоций различно.

Можно также утверждать, что эмоции способствуют сохранению в памяти связанного с ним материала, причем положительные эмоции, возможно, облегчают запоминание в большей  степени, чем отрицательные, а сильные — больше, чем слабые.

В заключение можно сформулировать общий вывод о том, что эмоции оказывают избирательное влияние  на процессы памяти. Это влияние  может состоять как в облегчении, так и в затруднении тех  или иных актов припоминания.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что связь с  эмоциональной сферой, знаком и интенсивностью эмоций проявляется в различных  познавательных процессах личности – мнестических, гностических, интеллектуальных, влияя на эффективность, семантическую структуру познавательной деятельности и характер ее протекания. 
 

 

 

 

 

 

2.3 Оценка собственного эмоционального состояния как важный аспект в изучении эмоций личности в целом

Исследование оценки собственного эмоционального состояния  представляет собой самостоятельный аспект изучения эмоций. Как известно, самооценка исследуется в психологии в различных аспектах: ее формирование, динамика, роль в регуляции поведения.

Особой формой самооценки является самооценка эмоционального состояния. Она, как известно, может осуществляться на двух уровнях: аффективном и когнитивном (осознанном). Возможность осознания собственного эмоционального состояния предполагает помимо сохранности самой способности осознать себя еще и знание социальных норм и эталонов [15, с.40].

Методический арсенал  изучения эмоционального состояния  включает в основном методы прямого  опроса испытуемых относительно их эмоциональных  переживаний. Сюда входят метод свободного самоописания самочувствия, тест-анкета с перечнем переживаний, из которых  испытуемому необходимо выбрать соответствующие своим, модифицированная шкала Дембо-Рубинштейн и различные варианты этого метода, шкалы типа разработанных А. Уэсманом и Д. Риксом, включающие набор из 10 словесных описаний градаций эмоционального состояния, из которых испытуемому надо выбрать одно.

Наиболее распространены тесты-вопросники, например вопросник  Ч. Спилбергера, направленный на оценку ситуативной тревожности, вопросник  на личностную тревожность Дж. Тейлора, на оценку астенического или эйфорического настроения [10, с.26].

Ряд вопросников, адресующихся к оценке собственных положительных  и отрицательных эмоций (различной  модальности и интенсивности), разработаны  под руководством Л.Е. Ольшанниковой: вопросник Л.А. Рабинович, дневниковые  методы И.С. Пацявичуса и А.И. Палей, направленные на длительную регистрацию (в течение 25-30 дней) собственных эмоций радости, гнева, страха и печали. Косвенные методы оценки эмоционального состояния основаны на предположении, что знак и интенсивность эмоций проявляется в различных объективных показателях той или иной деятельности, например в предпочтении испытуемыми определенного цвета (тест Люшера и его варианты), в изменениях графической деятельности (линеограммы, пиктограммы, почерки и т.п.), вокальной речи, оценке тонов различной высоты [7, с.141].

Специально исследовалась  связь между оценкой собственного эмоционального состояния и физиологическими показателями эмоций. Так, В.С. Магун  студентов до и после экзамена сопоставлял самооценку самочувствия и показатели пульса. Была обнаружена определенная корреляция самооценки и объективных показателей эмоций; более того, самооценка уровня тревожности коррелировала с успешностью сдачи экзамена. По данным В. Верса и У. Шуппе изменение самооценки эмоционального переживания в 65% случаев совпало с изменением амплитуды КГР.

Однако необходимо заметить следующее: А.М. Эткинд предположил, что  самооценка является не столько отражением реального состояния эмоциональной  сферы, сколько оценкой "социальной желательности" данного свойства. Это показано в работе В.А. Пинчука, обнаружившего, что испытуемые с выраженной эмоцией радости в структуре эмоциональности склонны к высокой самооценке, а с доминированием страха - к низкой. 
 В целом психологические экспериментальные исследования эмоциональной сферы показали, что косвенно, через показатели осуществления различных познавательных процессов (продуктивности, скорости и др.), можно исследовать состояние эмоциональной сферы ("эмоциональный фактор"), оценить знак и интенсивность эмоций, а также особенности эмоций, проявляющиеся в самооценке личности.

Подводя итоги по второй главе данной курсовой работы, приходим к следующим выводам:

Под влиянием эмоций у  человека изменяется деятельность органов  кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма.

Отрицательные эмоции выступают  как сигнал нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. А положительные эмоции - это своеобразная награда человеку за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Отсюда следует, что положительные эмоции являются сильнейшим средством закрепления полезных для организма реакций.

Одной из важнейших характеристик  эмоций является их связь с познавательными  процессами. В современной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с памятью, восприятием и мышлением. Мы приходим к выводу о том, что связь с эмоциональной сферой, знаком и интенсивностью эмоций проявляется в различных познавательных процессах личности – мнестических, гностических, интеллектуальных, влияя на эффективность, семантическую структуру познавательной деятельности и характер ее протекания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения и  анализа научной литературы по рассматриваемой  нами проблеме необходимо сделать следующие выводы.

1.         В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами личности.

2.         Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности, тем самым способствуя ориентации человека в различных ситуациях.

3.         Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Под влиянием эмоций у человека изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма.

Информация о работе Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных и взаимообусловленных психических процесса личности