Эмоции и стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:40, реферат

Описание работы

Стресс — состояние психического напряжения, которая обусловлена выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

Работа содержит 1 файл

Эмоции и стресс.docx

— 51.35 Кб (Скачать)

 Содержание


Введение:

Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Специфика. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание.

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) —  форма позитивных эмоций, которая  не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

Стресс — состояние психического напряжения, которая обусловлена выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

 

  1. Что такое эмоции
  2. Виды эмоций
  3. Основные теории эмоций
  4. Чувства
  5. Аффекты
  6. Стресс
  7. Фрустрация
  8. Стресс у людей, потерявших работу
  9. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся  настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические  процессы и состояния человека. Любые  проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит  в том, что благодаря эмоциям  мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о  состоянии говорящего и его отношении  к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния  на того, кто является субъектом  восприятия эмоционально-выразительных  движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

Свойства эмоций:

    1. Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).
    2. Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).
    3. Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.

Классификация эмоций

Негативные  эмоции (лат. negatio – отрицание и emovere – возбуждать, волновать) — форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности. 
   Виды:

 В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия: 
   — гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия; 
   — печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования; 
   — страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения; 
   — презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования; 
   — застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности; 
   — чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения; 
   — отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов. 
   Чувства — форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира. 
   Астенические чувства (греч. asthenes – слабый) — форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. 
   Диагностика. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют. 
   Стенические чувства (греч. sthenos – сила) — положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии. 
   Настроение (психическое состояние) — форма эмоций, которая характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения — эмоциональный тон, положительный или отрицательный. Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии, в частности о маниакально–депрессивном психозе. 
   Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности. 
   Диагностика. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций. 
   Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально. 
   Ажитация (лат. agitare – возбуждать) — психопатологическое нарушение, при котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение, потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад). 
   Аффективный застой (лат. affectus – душевное волнение, страсть) (аккумуляция аффекта) — аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо эксцессов.

 

Основные теории эмоций.

Эволюционная теория Ч. Дарвина. 
В 1972 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и 
животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи 
биологических и психологических явлений, в частности, организма и 
эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только 
к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что 
между поведением животного и человека непроходимой пропасти не 
существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных 
эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего 
у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу 
теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно 
этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно 
важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к 
условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие 
различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с 
соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как 
рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, 
общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае высших 
животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не 
поддается никакому оспариванию. 
 
Рудиментная теория эмоций. 
После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, по 
которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая в 
положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов (частью Г. 
Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты (Т. Рибо и его 
школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали 
развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из 
аффективных и инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась 
Рудиментная теория эмоций.  
С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш 
страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при 
бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, 
рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда 
у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться 
как заторможенное бегство, а гнев (как заторможенная драка. Иначе 
говоря, все выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно. 
Таким образом, получилось впечатление, что кривая развития эмоций идет 
вниз. Отсюда знаменитое предсказание о том, что человек будущего-  
человек безэмоциональный. 
 
Теории Джемса и Ланге. 
Если рассматриваемая с биологической стороны эмоциональная жизнь 
казалась умиранием целой сферы психической жизни, то непосредственный 
психологический опыт, а затем и экспериментальные исследования наглядно 
доказали абсурд этой мысли. 
Еще Н. Н. Ланге и У. Джеймс поставили себе задачу найти источник 
живучести эмоций, как говорит Джеймс, в самом организме человека и тем 
самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. 
Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для 
разных эмоций: любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. 
Соответствующие телесные изменения были названы органическими 
проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса и 
Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через 
систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание 
соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов 
происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем ( 
как их следствие  возникает сама эмоция. 
Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная 
теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно 
давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование 
эмоциональным реакциям, а с другой  она не имела недостатков тех 
теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные 
эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и 
оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными, 
такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру 
личности. 
Вначале теория Джемса и Ланге встретила упреки в "материалистичности", в 
том, что Джемс и Ланге хотят свести чувства человека к отражению в его 
сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти 
упреки Джемс объявил, что органическое происхождение имеют только низшие 
эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это может 
относиться к таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, 
конечно, неприложимо к таким "субтильным", по его выражению, эмоциям, 
как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое 
переживание и т.д. Таким образом, Джеймс резко различал области низших и 
высших эмоций. 
Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических 
теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была 
шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое 
непосредственно от него развилось. 
Альтернатива к теории Джемса и Ланге. 
Экспериментальные атаки на теорию Джемса и Ланге велись в двух 
направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны 
психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли по 
отношению к теории Джемса и Ланге предательскую роль, а точнее ее 
сыграла книга У. Кеннона. 
Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые 
при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на 
друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне 
удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных 
переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний 
которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, 
кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, 
которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же 
обычно возникают и развиваются довольно быстро. 
Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса и Ланге оказался 
следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических 
сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. 
Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом 
деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с 
ними, возникают почти одновременно. 
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур 
головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан 
даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической 
системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что 
электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять 
эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх. 
 
Активационная теория Линдсея Хебба. 
Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции 
Джемса (Ланге и Кеннона (Барда) получила дальнейшее развитие под 
влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла 
активационная теория Линдсея Хебба. Согласно этой теории эмоциональные 
состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части 
ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и 
восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной 
нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных 
положениях: 
Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при 
эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", 
связанного с деятельностью ретикулярной формации. 
Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры 
эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд 
других. 
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических 
процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и 
поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, 
обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от 
характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось 
экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между 
уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его 
практической деятельности. 
Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека 
существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения 
наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, 
так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в 
целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, 
обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень 
эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: 
от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она 
протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого 
другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает 
должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, 
дезорганизует и делает практически неуправляемой. 
У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую 
роль, чем органические и физические воздействия, играют 
когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к 
знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие 
эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов. 

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. 
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса 
Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание 
возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а 
когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные 
результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, 
или, что-то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции 
возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и 
действительными результатами деятельности имеется расхождение, 
несоответствие или диссонанс. 
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается 
человеком как дискомфорд, и он стремится как можно скорее от него 
избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть 
двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы 
они соответствовали реально полученному результату, или попытаться 
получить новый результат, который бы согласовывался с прежними 
ожиданиями. 
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко 
используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в 
различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве 
основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их 
основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека 
гораздо большая роль, чем органическим изменениям. 
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических 
исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали 
рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает 
ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер 
эмоционального переживания. 
 
Когнитивно-физиологическая тория С. Шехтер. 
К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и 
их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. 
Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, 
что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и 
конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают 
физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость 
оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или 
качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, 
возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид 
оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает 
возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью 
или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к 
ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение 
может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в 
зависимости от трактовки ситуации. 
Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и 
мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила 
название когнитивно-физиологической. 
В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных 
положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" 
физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. 
В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет 
вызвать у них состояние эйфории, в другом (состояние гнева. После 
принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, 
когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что 
они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они 
рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. 
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных 
переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их 
переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные 
состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в 
отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его 
личного отношения к тому, кому он сопереживает. 
 
Информационная теория П.В.Симонова. 
Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической 
форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение 
и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: 
Э=F (П, (Ин(Ис, …) ), 
где Э ( эмоция, ее сила и качество; 
П ( величина и специфика актуальной потребности; 
(Ин (Ис) ( оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной 
потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта; 
Ин ( информация о средствах, прогностически необходимых для 
удовлетворения существующей потребности; 
Ис ( информация о средствах, которыми располагает человек в данный 
момент времени. 
Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено 
дефицитом прагматической информации (когда Ин больше чем Ис), именно это 
вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. 
Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в 
ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность 
удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, 
другими словами, когда Ис больше чем Ин. 
Симонов утверждает, что существует относительная независимость 
нейтронных механизмов потребности, эмоции и прогноза (или вероятности 
достижения цели) и что эта относительная независимость механизмов 
предполагает разнообразие взаимодействий между ними. Активация 
нейтронного аппарата эмоции интенсирует потребность, а дефицит или 
излишек информации склонны влиять на потребность по формуле: 
С другой стороны, изменение интенсивности эмоции и потребности влияют на 
прогноз вероятности достижения цели.

Эмоции  и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия». Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или  идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в  том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов  и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у  людей, принадлежащих к одним  и тем же нациям и культурам. В  индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства — продукт культурно-исторического  развития человека. Они связаны с  определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни  и деятельности человека, в его  общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего  его мира человек стремится действовать  так, чтобы подкрепить и усилить  свои положительные чувства. Они  у него всегда связаны с работой  сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении  человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как  бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки  зрения того, в какой степени в  итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую  его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется  следующему закону: чем более сильным  является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы  его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты  протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими  изменениями и двигательными  реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять  сильные и устойчивые следы в  долговременной памяти. В отличие  от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Информация о работе Эмоции и стресс