Эмоции, их значение в жизни человека. Воля и волевые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:13, доклад

Описание работы

— особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Содержание

определение эмоций. функции эмоций
основные теории эмоций
классификация эмоций ,параметры их оценки
роль эмоций в жизни человека
определение чувств. виды чувств (классификация)
определение и функции воли
волевые качества личности
физиологические и психологические механизмы регуляции воли

Работа содержит 1 файл

марал.docx

— 64.25 Кб (Скачать)

2) при наступившем  утомлении или отказе от удовольствия  во имя выполнения заданий  по мотивам объективного характера;

3) при изменении  привычного темпа деятельности  и действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в  действие, говорят о простом волевом  акте. Если между побуждением и  действием вклиниваются дополнительные действия, говорят о сложном волевом  действии. Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий, однако большинство  рассматривает следующие четыре стадии:

1) возникновение  побуждения и постановка цели;

2) стадия  обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие  решения;

4) исполнение.

На первом этапе зарождающаяся потребность  отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности  и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое  становится побудителем к действию. На этом этапе нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что  находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения  ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытывает облегчение. В сложном волевом  действии за принятием решения следует  планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек  приступает к исполнению спланированных действий. Осуществление намеченной цели может быть сопряжено с преодолением препятствий внешнего (предметы, люди, время, пространство) и внутреннего (усталость, болезнь, недостаток знаний и т. п.) характера. Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение, которое разрешается либо поддержанием волевого усилия и движением к цели, либо отказом от действий. Анализ сложного волевого действия показывает, что в нем принимают участие многие психические процессы. В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части — умения, навыки, способности.

 Волевые качества личности

 

рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика наличных возможностей человека. В  волевых качествах сочетаются моральные  компоненты воли, которые формируются  в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими  особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго  терпеть усталость, быстро принимать  решение в большой мере зависят  от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Это означает, что  при формировании, воспитании волевых  качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей. Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы). Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это — терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

 

Физиологические механизмы

 

произвольной  регуляции опираются на сложные  виды афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. Согласно концепции Бернштейна любое движение представляет сложную многоуровневую систему, в которой каждый уровень имеет собственную афферентацию и собственный набор регулируемых параметров. Вся система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и кортикальный (символический), которые объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления двигательным актом в единую систему. Произвольные движения связаны также с организацией произвольного внимания и мотивации, которые обеспечиваются участием теменно-затылочных, премоторных зон и лобных долей. Больные с поражением лобных долей настолько пассивны и демобилизованы, что неспособны к какому-либо произвольному усилию (Брагина, Доброхотова, Лурия).

В целом, можно  сказать, что произвольное управление связано с работой практически  всей коры головного мозга.

Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты, в случае, если воля подавляет сильную эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю. Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. В случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление), желание снизить интенсивность работы или прекратить ее компенсируется волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. Состояние тревожности преодолевается с помощью решительности; состояние страха — смелости; состояние эмоционального возбуждения — с помощью выдержки. В других случаях эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может вести к переутомлению. Чрезмерная волевая — может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

 

 Психофизиологические механизмы эмоций.

 

В формировании эмоций принимают участие разнообразные  физиологические механизмы в  их очень сложном взаимодействии. На примере эмоций ярко проявляются  психосоматическое единство и взаимодействие, взаимные влияния и интеграция нервных  и гуморальных механизмов. Это  связано с тем, что развитие эмоций меняет тонус симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, происходят изменения в деятельности эндокринной  системы (передней доли гипофиза, надпочечниках, половых желез, вилочковой железы и др.). Все это вызывает выраженные изменения в деятельности внутренних органов: изменяется состав крови, показатели кровообращения, дыхания, пищеварения, терморегуляции, выделения и др. Эти изменения, в свою очередь, вторично влияют на состояние психики. Данные современной психофизиологии позволяют считать, что субъективное выражение эмоций связано с деятельностью неспецифической активирующей системы мозга, гипоталамусом, лимбической системой, базальными ганглиями; передними и височными отделами новой коры. При этом отражательно-оценочная функция реализуется при ведущем участии лобно-височной коры; подкрепляющая функция связана с деятельностью гиппокампа; переключающая — с миндалевидным комплексом; активационно-интегративная — с гипоталамусом. Установлена также определенная зависимость между модальностью эмоций и нейрохимическими процессами в мозговых структурах. В формировании эмоции участвуют также мнемические, познавательные процессы, личность в целом.

 

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и- к окружающему его миру.


Информация о работе Эмоции, их значение в жизни человека. Воля и волевые процессы