Эмоции в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:15, реферат

Описание работы

Мы часто слышим такие слова, как «эмоции», «чувства», «переживание»,

«настроение», или такие, как «стресс», «страсть». Но задумываемся ли мы, что

они означают? Чем отличаются друг от друга? Правильно ли мы их используем?

Ведь наш словарный запас весьма беден, чтобы выразить то, что мы чувствуем.

Разве можно утверждать, что говоря «я люблю мороженое», «я люблю свой город»,

«я люблю гулять», «я люблю этого человека», «я люблю маму», человек

испытывает одни и те же чувства?

Содержание

Вступление

Виды и роль эмоций

Интерес

Радость

Удивление

Страдание

Гнев, отвращение, презрение

Страх

Стыд

Внутренние компоненты эмоций

Психологические теории эмоций

Теория эмоции как организмического возбуждения

Эволюционная теория Ч.Дарвина

Теория Джеймса – Ланге

Альтернатива к теории Джеймса – Ланге

Теория когнитивного диссонанса

Информационная теория П.В.Симонова

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 76.78 Кб (Скачать)
ign="justify">для человека тот или иной вопрос или прозвучавшее слово.

В связи с  тем, что физиологические проявления испытываемых эмоций легко

поддаются самонаблюдению, их с давних времен принимали за причину чувств.

Особенно  чутко реагирует на все изменения  эмоционального состояния наше

сердце, но изменения  происходят и в дыхательной, и  в пищеварительной, и в

секреторных системах.

Однако то, что принималось за причину, является лишь следствием. Указанные

системы человеческого  организма подчиняются деятельности симпатической

нервной системы, возбуждение которой ведет к  выделению надпочечниками гормона

адреналина. Именно адреналин вызывает изменения  в работе органов и систем

организма и  приводит их в состояние готовности к экстренной трате энергии.

Это проявляется  в том, что происходит отток крови  от внутренних органов,

усиленное кровоснабжение скелетной мускулатуры, задержка работы органов

пищеварения. В кровь выбрасывается большое  количество сахара- одного из

главнейших  источников мышечной энергии.

Но указанные  процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции

симпатической нервной системы носят стереотипны  характер и бывают одинаковы

при различных  эмоциях. Более того, аналогичные  реакции наблюдаются и в

некоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мышечной работе,

холоде и  т. д.). исследования показали, что в  случае отключения всей

симпатической системы внешние признаки эмоций сохраняются. В то же время в

опытах С. Шехтера при введении испытуемым адреналина оказалось, что если они

знали об этом, то эмоциональной реакции не было, а если не знали, реакция

зависела  от искусственно созданной ситуации и могла быть как гневом, так  и

радостью. По мнению Шехтера совершенно очевидно, что для возникновения эмоций

необходима  физиологическая активация, но только восприятие ситуации

определяет  направленность эмоции. Поэтому деятельность симпатической нервной

системы нужно  рассматривать лишь как следствие  процессов, происходящих в

головном  мозге.

В отличие  от животных человек может осознавать свои эмоции и чувства и

вызвавшие их причины. Ведущую роль в протекании чувств играет кора больших

полушарий головного  мозга. И.И, Павлов показал, что именно кора регулирует

протекание  и выражение эмоций, держит под  своим контролем все явления,

происходящие  в теле, оказывает тормозящее влияние  на подкорковые центры,

управляет ими.

Возникая  в коре головного мозга, физиологический  процесс, являющийся основой

чувств, распространяется на нижележащие подкорковые центры.

Электрофизиологические  исследования показали огромное значение для

эмоциональных состояний особых образований нервной  системы. Так,

эмоциональный настрой, эмоциональные переживания  и соответствующие им

органические  изменения возникают в одном  и том же центре – таламусе. Ф.Бард

показал, что  с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а

гипоталамус и центральная часть лимбической  системы.

В экспериментах  Л. Олдаса с вживлением электродов в  различные участки мозга

изучалось поведение  крысы при раздражении электротоком задней части

гипоталамуса. Ученый предположил, что крысы будут  избегать того участка

клетки, где  они подвергаются воздействию тока. Однако оказалось, что не все

крысы вели себя так, как ожидал экспериментатор. Одна из них постоянно

возвращалась  к тому участку клетки, где на неё воздействовали током. Тогда

Олдс, полагая, что эта крыса менее чувствительна, чем другие, увеличил силу

тока. Но чем  сильнее были разряды, тем быстрее  крыса возвращалась к тому

месту, где  она их получала, т.е. оказалось, что  крыса сама стремилась

получить  электрический стимул вместо того, чтобы избегать его

После вскрытия мозга животного Олдс обнаружил, что электрод по ошибке был

вживлен не в  то место и вызвал «реакцию удовольствия».  Тогда были проведены

дополнительные  исследования с вживлением электродов в найденный центр.

Животных  поместили в клетки, где они  сами могли подвергать себя воздействию

тока, нажимая  на рычаг

Результаты  ошеломили ученых. Крысы стремились непрерывно нажимать на рычаг,

перенося  самые сильные разряды. Иногда они  были настолько сильными, что

отбрасывали крысу к стенке клетки. Но как  только крыса приходила в себя, она

снов бросалась  к рычагу, чтобы получить новый  разряд, подобны предыдущему.

Некоторые животные нажимали на него 100 раз в минуту, а средняя частота за

сутки составила 200 раз в час.

Если возникала  потребность во сне, крысы дремали  несколько минут, а потом

сразу же снова  принимались за стимуляцию. Они предпочитали обходиться без

пищи, бросали  свои выводки, только бы нажимать на рычаг.

Раздражение других участков мозга вызывало у  животных ощущение сильной боли,

отрицательные эмоции и стремление избежать такого воздействия.  Их назвали

«болевыми центрами»  или «центрами страдания». Используя  «центр умиротворения»

физиолог  Дельгадо вышел на арену вместо тореадора  и остановил несущегося на

него быка, воздействуя с помощью пульта дистанционного управления на

вживленные  в его мозг электроды.

Важные данные для выявления сущности эмоциональных  реакций были получены при

изучении  функциональной асимметрии мозга.  Было установлено, что левое

полушарие в  большей степени связано с  возникновением и поддержанием

положительных эмоций, а правое – отрицательных.

Следует также  отметить роль ретикулярной формации как структуры,

активизирующей  эмоциональную жизнь человека. Получая  из различных органов

чувств нервные  стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки в

большие полушария  головного мозга. Выступая аккумулятором  энергии,

ретикулярная  формация способна повышать и понижать активность мозга,

усиливать, ослаблять  или затормаживать ответы на раздражители.

Существенную  роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая

сигнальная  система. Переживания могут возникнуть не только при

непосредственных  воздействиях внешней среды, но могут  быть вызваны словами,

мыслями. Благодаря  речи мы осознаем свои чувства. С помощью  речи мы можем

вызвать те или  иные чувства и у других людей. Связи второй сигнальной системы

являются  физиологической основой высших человеческих чувств –

интеллектуальных, моральных, эстетических.  Неразрывная  связь второй

сигнальной  системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и

общественный  характер их внешних проявлений.

    

     

Психологические теории эмоций 

Всякое эмоциональное  состояние сопровождается многочисленными

физиологическими  изменениями в организме. На протяжении истории развития

данной области  психологических знаний не раз предпринимались  попытки связать

физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать,

что комплексы  органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные

процессы, действительно  различны.

    

Теория  эмоции как организмического возбуждения.

 

Психологи в  течении длительного времени  пытались решить вопрос о природе

эмоций. В XVIII – XIX вв. учёные не имели единой точки  зрения. Однако самой

распространённой  была теория, что органические проявления есть следствие

психических явлений. Наиболее строгую формулировку этой теории дал немецкий

психолог  И.Д.Гербарт (1776 – 1841), считавший, что  важнейшим психологическим

фактором  является представление, образ. Наши чувства  как бы проявляют связь,

которая устанавливается  между нашими представлениями. Между  нашими

представлениями складываются отношения противоборства и конфликта. Причём

каждое из представлений стремится «победить» все остальные. При этом

возникающие чувства рассматривающие чувства  рассматриваются Гербартом как

реакция на противоречия, имеющиеся между представлениями. Так, образ умершего

хорошо знакомого  человека, сравниваемый с образом  живого, порождает печаль. В

свою очередь  это эмоциональное состояние  непроизвольно, почти рефлекторно

вызывает  соответствующие физиологические  реакции: слёзы, бледность и другие

органические  изменения, присущие проявлению скорби.

Этой же линии  придерживался и другой известный  психолог В.Вундт (1832 –

1920). По его  мнению, эмоции – это прежде  всего внутренние изменения,

характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений

и, в некоторой  степени, обратным влиянием – представлений  на чувства.

Органические  и физиологические процессы –  это лишь следствие эмоций (3,

стр.9).

    

Эволюционная  теория Ч.Дарвина.

 

Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина (1809 – 1882). В 1872 он

опубликовал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», которая явилась

поворотным  пунктом в понимании связи  биологических и психологических  явлений,

в частности  организма и эмоций. Многие закономерности, установленные великим

учёным, до сих  пор сохраняют свою актуальность. Дарвин показал, что во

внешнем выражении  разных эмоциональных состояний, в  экспрессивно-телесных

движениях существует много общего у антропоидов и  слепорожденных детей. Эти

наблюдения  легли в основу теории эмоций, которая  получила название

Информация о работе Эмоции в жизни человека