Эмоционально-чувственная сфера как явление, процесс и составляющая становления и развития человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, так как они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению. Через эмоции мы проявляем своё отношение к окружающему миру, свое отношение к содержанию познаваемого, удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Целью данной работы является анализ функционирования эмоционально-чувственной сферы, а также выяснение роли эмоций и чувст в жизни человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4
Глава 1. Эмоции и чувства как результат целостной работы организма
Что такое эмоции: понятие, история изучения, виды…………………………………………………………………….5-10
Возникновение эмоций и чувств: развитие и различие………………………………………………………………11-15
Основные функции эмоций и чувств…………………………………………………………………16-18
Общие закономерности эмоций и чувств…………………………………………………………………19-22
Место и роль эмоционально-чувственной сферы в системе взаимодействия человека с миром………………………………….23-25
Глава 2. Психотехнология в области научно-исследовательского и прикладного направления интегративной психологии «Дыхание – Музыка-Движение» доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова
2.1 Теоретические основы ДМД……………………………26-29
2.2 Психотехнология ДМД: описание, процесс проведения, инструктаж…………………………………………………………...30-35
2.3 Результаты и стратегии применения психотехнологии…………………………………………………….36-38
Заключение……………………………………………………...39-40
Список литературы……………………………………………..41-42

Работа содержит 1 файл

психология курсовая.docx

— 84.09 Кб (Скачать)

4.Страсть – интенсивное, обобщённое и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны – начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Она может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

5.Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны – от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознаётся не как свойство объекта, а как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного тона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения – «у меня прекрасное настроение» (от музыки)).

У человека эмоции порождают  переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые  играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные  процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную  основу, приобретая сложнообусловленный  характер, образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных  процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его  эмоциональной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Возникновение эмоций и чувств: развитие и различие

Онтогенетически  первичными являются эмоции, а чувства образуются на базе эмоций и из них, как здание из кирпичиков. Однако если здание не есть простая сумма кирпичей, то и чувство  — непроcтая ассоциация эмоций. Под  влиянием внешних воздействий, их характера  у человека возникают определенные эмоции. Каждая эмоция оставляет след в сознании человека и закрепляется в нем. Повторение одних и тех же эмоций ведет к образованию  чувства.

Источниками эмоций служат объективно существующие предметы и  явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей  психике и организме. В разное время значимость одних и тех  же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить  пить воду человека, не испытывающего  жажды, то может возникнуть переживание  неудовольствия, раздражения.

Так, П.Фресс считает, что, хотя и  существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные переживания  могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее  влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и  обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком  сильной по сравнению с реальными  возможностями субъекта. Их появление  ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный  смех.  
             Эмоции могут выражаться не только в двигательных реакциях: мимике, жестах, но и в уровне тонического напряжения мышц. Многие рассматривают повышенный мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния (дискомфорта), состояния тревоги. Тоническая реакция диффузна, генерализована, захватывает все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счете она ведет к тремору и хаотичным, неуправляемым движениям. 
             Важным компонентом эмоции являются изменения активности вегетативной нервной системы. Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи (КГР), частота сердечных сокращений, кровяное давление, расширение и сужение сосудов, температура кожи, гормональный и химический состав крови и др. Известно, что во время ярости повышается уровень норадреналина и адреналина в крови, учащается ритм сердца, перераспределяется кровоток в пользу мышц и головного мозга, расширяются зрачки.

Таким образом, современные данные указывают на жесткую зависимость наших настроений и переживаний от биохимического состава внутренней среды мозга. Мозг располагает специальной системой — биохимическим анализатором эмоций. Этот анализатор имеет свои рецепторы и детекторы, он анализирует биохимический состав внутренней среды мозга и интерпретирует его в категориях эмоций и настроения.

             То, что чувства и эмоции тесно взаимосвязаны, не требует обсуждения. Следует подробнее рассмотреть то, что вкладывается в эти понятия и каково соотношение между ними.

             Попытки развести понятия «чувство» и «эмоция» делались давно. Еще У. Мак-Дугалл (1928) писал, что «термины "эмоция" и "чувство - употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся».

             Сложные чувства, по Мак-Дугаллу, зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. Они присущи только человеку, хотя простейшие их формы доступны, вероятно, и высшим животным.

              Подлинные же эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционного развития.

              С точки зрения функционального подхода к психическим явлениям развести эмоции и чувства пытался и Э. Клапаред. Он задался вопросом — для чего нужны те и другие — и отвечает: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются.

              Современных ученых, рассматривающих соотношение чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям; вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая — разделяет чувства и эмоции.

              Все это приводит к терминологическому и описательному разнообразию того и другого явления, что можно проследить по приведенным мною примерам о разных точках зрения ученых.

   Голод, любовь, гнев, бессилие, уверенность в себе, чувство юмора. Каждый человек испытывает эти чувства. Или это эмоции? Тонкая грань между этими двумя понятиями едва различима, но всё-таки она есть. Многообразие мнений о том, является это понятие чувством или эмоцией, появляется вследствие рассмотрения данных явлений как широких или узких понятий, включающих в себя и сами эмоции, и чувства, а также аффекты, стресс и настроение. Рассматривая эмоции и чувства как эмоциональные процессы важно разобраться, есть ли между ними отличия, и какие.

   Эмоции – это оценочная реакция человека на определённые (возможные или существующие) ситуации. Эмоции направлены на сохранение жизненных функций, связаны с человеческими потребностями и их удовлетворением или неудовлетворением. К примеру, появилась потребность в пище, и вы её удовлетворили, следовательно, появится другая потребность, но уже другого характера. Таким образом, делаем вывод, что эмоции ситуативны. Некоторые человеческие эмоции являются врождёнными, к ним относятся те, которые связаны с удовлетворением биологических потребностей.  Но есть еше и приобретённые эмоции. Как раз их и называют чувствами. На чувства влияет жизненный опыт и окружающая действительность. Они связаны с ассоциациями человека с определёнными предметами, ситуациями или людьми. Чувства ещё называют высшими эмоциями, а также вторичными, так как они формируются на основе простых эмоций.

   Эмоция вполне осознанна. Чаще всего люди могут объяснить, почему испытывают ту или иную эмоцию, а вот описать словами, почему они испытывают чувство, очень тяжело. Если человека спрашивают, почему он любит другого человека, он пускается в путанные и пространственные объяснения, и не может дать конкретный ответ. Чувства носят постоянный характер, некоторые могут сопровождать человека всю жизнь, но при этом вызывать разные эмоции в разных ситуациях. Например, в определённой ситуации любимый человек может вызвать раздражение или гнев, но даже это не убьёт чувство любви.

              Эмоции выражаются очень просто. Их отражение можно найти в мимике людей, жестах, манере разговаривать. Чувства же чаще выражаются словами: «я тебя люблю», «я ненавижу дождь» и т.п. Некоторые чувства мы скрываем, но они всё равно могут проявиться через определённые эмоции, незаметно для нас самих, но вполне явно для окружающих. А всё дело в том, что человеческий опыт обобщил определённые мимические проявления, сделав их устойчивыми для выражения чувств. Например, когда мы удивляемся, мы приподнимаем брови, или есть такое устойчивое выражение «открыть рот от удивления». Легче всего отследить проявление эмоций у детей. Они ещё не научились скрывать свои чувства, отчего любое их проявление читается на лице. Со взрослыми этот процесс несколько сложнее, так как у них хорошо развито умение скрывать свои чувства.

Таким образом, существуют следующие отличия чувств от эмоций:

  1. Эмоции ситуативны, чувства привязаны к определённому человеку или предмету.
  2. Приобретённые эмоции мы называем чувствами.
  3. Чувства формируются на основе простых эмоций.
  4. Механизм возникновения эмоций мы можем объяснить, чувства объяснить словами тяжело.
  5. Эмоции кратковременны, чувства длятся на протяжении неопределённого отрезка времени.
  6. Чувства выражаются через эмоции.
  7. Чувства осознаются, а эмоции часто нет.
  8. Чувства не меняются в зависимости от ситуации, а эмоции всегда привязаны к ситуации.

Многообразие проявлений эмоциональной  жизни человека ставит психологию перед  необходимостью их более чёткой дифференциации. Процесс решения этой сложной  проблемы нельзя считать завершённым, что подтверждается наличием разногласий  между специалистами в обозначении  качественных различий эмоций и чувств. Некоторые психологи склонны  отождествлять эмоции и чувства. Одни полагают, что чувства являются неразложимыми, конечными явлениями, изменяющимися лишь количественно. Другие же, напротив, утверждают, что  чувство представляет собой сложную  целостность и содержит в себе различные нюансы.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные функции эмоций и чувств

Эмоциональная сфера личности представляет сложную динамическую систему, включающую большое число взаимно влияющих друг на друга эмоций и чувств. B общем виде эмоции и чувства выглядят как специфические формы психического отражения личностью и социальной общностью внешнего и внутреннего мира, которые проявляются как в субъективных переживаниях, так и в речевых, двигательных, мимических и иных реакциях.

Человеческие эмоции и  чувства «очеловечены» социальными  условиями жизнедеятельности и  в этой жизнедеятельности выполняют  ряд функций, они — полифункциональны. Среди этих функций исходной, более  распространенной, является сигнальная функция. Вместе с познавательными процессами эмоции и чувства дают информацию о значимости тех или иных объектов для удовлетворения потребностей, о ходе их удовлетворения (неудовлетворения); дают знания о том, что хорошо, а что плохо в поведении людей и о многом другом.

С сигнальной функцией тесно  связана диагностическая функция эмоций и чувств. Внешние выражения этих переживаний могут быть индикаторами, в частности, психофизического состояния человека. По ним можно судить об эмоциональной жизни: степени возбудимости, силе переживаний, их действенности и т. п.

Существенной функцией эмоций и чувств может быть признана прогностическая, проявляемая в предчувствиях человека о своих будущих успехах (неудачах) в деятельности и поведении, а также о будущем других людей, особенно тех, с которыми эмоционально близки. Так, известно много случаев, когда мать предчувствовала несчастье, которое произойдет с ее ребенком, и это предчувствие, в большинстве случаев, оправдывалось.

Эмоции и чувства выполняют  также регуляторную функцию. Во-первых, они помогают понять, почему человек занимается определенной деятельностью и совершает поступки, влияют на направление его активности. Во-вторых, эмоции и чувства являются мотивами активности человека. В-третьих, они влияют на использование человеком потенциальных сил и способностей, тем самым могут повышать, понижать и даже затормаживать активность человека. При этом имеют значение как настоящие (сиюминутные), так и бывшие прежде и возможные в будущем эмоциональные состояния.

Эмоции способны выполнять интегрирующую функцию. Они могут почти моментально объединить функции организма человека, во-первых, для того, чтобы ответить на вопрос: полезно или вредно для организма то или иное воздействие, и, во-вторых, для определения «синтезированного» ответа на воздействие.

Так как за эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, то с ними стали связывать еще некоторые положительные функции:

Информация о работе Эмоционально-чувственная сфера как явление, процесс и составляющая становления и развития человека