Эмоционально-волевые процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явления и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Содержание

1. Эмоционально-волевые процессы
1.1 Эмоции
1.1.1 Понятие эмоций
1.1.2 Проявление эмоций
1.1.3 Эмоциональные состояния
1.1.4 Предметность эмоций
1.2 Волевая сфера личности
1.2.1 Понятие воли
1.2.2 Волевое действие
1.2.3 разные направления в понятии воли
1.2.4 волевые качества человека
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Юридическая психология тема Волевые процессы и состояния.doc

— 81.00 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify">Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Но тот же человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу. Это очень важное и сложное свойство личности.

 

1.2.2 Волевое действие

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли.

Первоначальным моментом всякого волевого действия – его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.

Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса – стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.

После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия – третья фаза волевого процесса – принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.

Далее следует заключительная – четвертая фаза волевого процесса – исполнение принятого решения. Исполнить решение – значит практически достигнуть цели.

 

1.2.3 разные направления в понятии воли

Современные психологи по-разному рассматривают волю. Это зависит от того, с каких философских позиций они выступают и как объясняют категории свободы и необходимости. Но как бы разнообразны эти взгляды ни были, в общей сложности они сводятся к двум основным направлениям.

Сторонники индетерминизма считают, что человек абсолютно свободен, а его действия и поступки никем и ничем не ограничены. По их мнению, человек обладает волей, которая является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия. Придерживающихся этой позиции, по существу, объединяет признание воли, не зависящей от материальных условий жизни человека. Такое истолкование воли не помогает, да и не может помочь человеку решать практические задачи, например, в области формирования личности, воспитания воли и т.д. Сторонники другого направления – детерминизма, в отличие от индетерминизма, подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен.

Характеристика воли свидетельствует о ее социальной сущности, то есть о том, что она возникает и развивается по законам общественным, а не биологическим. Именно в силу этого обстоятельства существование организма человека, и в частности функционирование его нервной системы, в том числе и физиологические механизмы волевых действий, в принципе зависят от образа жизни человека и характера его деятельности.

 

1.2.4 волевые качества человека

К основным волевым качествам человека можно отнести силу воли, целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

Сила воли – максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Таким образом, говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершенствованию неприятных для него действий – внешних действий, например, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий, например, связанных с преодолением трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в ходе процесса обучения.

Целеустремленность – это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть; это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

Самостоятельность – это волевое качество, заключающееся в возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели.

Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности.

Настойчивость – волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей.

Энергичность – это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил.

Инициативность – это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески; это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Исполнительность - это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.

Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и искусства требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет определенные цели в своей жизни и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления и воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами. Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.

Воля как один из психических процессов создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность) и является очень важным более или менее устойчивым психическим свойством личности, от которого зависит действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.


Список использованной литературы

 

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для техн. вузов. – М.: Высшая школа, 2001.

3. Лихачев Б.А. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 1999.

4. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений./ И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2002

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

6. Коломинский Я.Л. Человек: психология. 2-е изд., доп. М.; Просвещение, 1986.

14

 



Информация о работе Эмоционально-волевые процессы