Эмоциональные состояния и управление ими

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:00, реферат

Описание работы

1.Чувства и их роль в жизни человека.
2.Охарактеризовать эмоциональные состояния по форме протекания: а) чувственный тон; б) настроение; в) эмоции; г) аффект; д) стресс; е) фрустрация; ж) страсть.
3.Высшие чувства как особая форма переживания: эстетические. Интеллектуальные, нравственные (моральные и аморальные).
4.Управление эмоциональным состоянием

Работа содержит 1 файл

Эмоциональные состояния и управление ими (Автосохраненный).docx

— 28.25 Кб (Скачать)

Эмоциональные состояния и управление ими

  1. Чувства и их роль в жизни человека.
  2. Охарактеризовать эмоциональные состояния по форме протекания: а) чувственный тон; б) настроение; в) эмоции; г) аффект; д) стресс; е) фрустрация; ж) страсть.
  3. Высшие чувства как особая форма переживания: эстетические. Интеллектуальные, нравственные (моральные и аморальные).
  4. Управление эмоциональным состоянием.

Чувства и  их роль в жизни человека.

Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства — еще более длительные, чем  эмоции, психические стояния, имеющие  четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение  к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может  переживать чувства вообще, если они  не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии  испытывать чувство любви, если у  него нет объекта привязанности.

Роль  чувств в жизни человека:

  1. Построение контактов с окр. людьми(человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства).
  2. Выполняют функцию регуляции состояние орг-ма, а также задействованы и в регуляции поведения человека в целом.
  3. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредно» воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страз различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.
  4. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т. е. чувства выполняют еще и предынформационную, или сигнальную, функцию.
  5. Принимают самое непосредственное участие в обучении, т. е. осуществляют подкрепляющую функцию.
  6. Различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность.
  7. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям (приспособительная функция).
  8. Выполняют побудительную (стимулирующую) функцию (в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Высшие чувства  как особая форма переживания: эстетические. Интеллектуальные, нравственные (моральные  и аморальные).

    В них  заключено все богатство подлинно человеческих отношений):

    1)Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными (чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д); поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными (жадность, эгоизм, жестокость и т. д.). Следует отметить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

    Отдельно  можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действенный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

    2)Интеллектуальные чувства. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

    3)Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

    Следует отметить, что рассмотренное деление  чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Управление  эмоциональным состоянием.

Популярность различных приемов саморегуляции как действенного психогигиенического и психопрофилактического средства, безусловно, связаны с общей осведомленностью человека в вопросах психогигиены и с его личными предпочтениями различных методов воздействия. В настоящее время приемы самоуправления прочно вошли в систему подготовки спортсменов, все шире применяются в производственных коллективах и на транспорте в виде психогигиенических эмоционально-разгрузочных процедур. Однако до сих пор еще не все приемы и их возможности широко известны и потому не всегда находят применение на практике.

Все методы саморегуляции базируются на трех основных способах воздействия на внутреннее состояние. Примечательно, что, в общем, они известны каждому человеку. Поэтому суть саморегуляции состоит не в освоении нового, а в активизировании уже знакомых психических явлений.

Первое  и наиболее важное свойство связано  с.возможностью влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Известно, что эмоциональное состояние человека 
проявляется в особенностях его дыхания, в мимике и жестах, 
накладывает отпечаток на деятельность. Еще в древности отмечали, что если сознательным усилием затормозить двигательные реакции, свойственные тому или иному внутреннему переживанию, то оно заметно ослабевает или исчезает совсем. Наоборот, если человек придает своей позе и движениям вид, свойственный тому или иному эмоциональному состоянию, его постепенно охватывает и соответствующее внутреннее переживание.

Связи между состоянием нервной системы  и мышцами тела позволяют нам, сознательно изменяя тонус мышц, влиять на уровень своей психической активности. Бодрое состояние человека всегда связано с поддержанием достаточно высокого мышечного тонуса. Чем напряженнее деятельность, тем больше импульсов поступает от мышц в нервную систему, активизируя ее. И наоборот, полное расслабление всех мышц снижает уровень активности нервной системы до минимума, ведет к развитию сонливости. Эта важная физиологическая закономерность лежит в основе любой системы саморегуляции. Нельзя овладеть своими эмоциями, волей без предварительной выработки умения полностью расслаблять мышцы тела. Не надо думать, что эта задача слишком проста. В повседневной жизни мы настолько привыкаем к постоянному напряжению тех или иных мышечных групп, что даже не замечаем этого, и потому, поставив перед собой задачу возможно полнее расслабиться, не сразу добиваемся своего. Более того, нарушения ночного сна часто бывают вызваны именно застойным мышечным напряжением, сохраняющимся после рабочего дня.

Второй  путь воздействия  на нервную систему  связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.). Нередко мы недооцениваем важную роль мысленных образов в нашей повседневной жизни. Между тем чувственный образ — весьма активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека. И поэтому совсем небезразлично, какие образы преобладают у нас. Постоянное удерживание перед мысленным взором мрачных, безрадостных картин, в которых человек себя чувствует «потерпевшей стороной», не позволяет жить полной жизнью. Негативные представления имеют способность накапливаться и поэтому рано или поздно подтачивают здоровье. И совершенно противоположным, оздоравливающим образом действуют светлые, оптимистические образы и представления. Состояние мышечной расслабленности значительно повышает действенность мысленных образов. Этот эффект продуктивно используется в саморегуляции эмоциональных состояний.

Наконец, третий путь воздействия  на нашу психику определяется возможностями самоуправляющей  роли слова, произносимого  не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самоприказов, самоуговоров и т.п.) 
давно используется в спорте для повышения эффективности тренировок, мобилизации внутренних резервов во время соревнований. В расслабленном состоянии влияние словесного самовнушения на физиологические функции значительно возрастает. Характер этого влияния зависит от смысла словесных формулировок. Фразы самовнушения должны быть предельно простыми и краткими, а их мысленное произношение — медленным, в такт дыханию.

Информация о работе Эмоциональные состояния и управление ими