Эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование и др.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:07, контрольная работа

Описание работы

Группа эмпирических методов в психологии традиционно считается основной.
Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Работа содержит 1 файл

Психология личности и группы.docx

— 37.95 Кб (Скачать)

При мыслительном эксперименте предполагается, что все изменения  происходят в воображении человека, который экспериментирует с воображаемыми  образами. 

Формирующий (обучающий) эксперимент выступает в качестве средства воздействия, изменения психологии людей. Его своеобразие заключается  в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством  формирования изучаемого явления. Для  формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя  в изучаемые им психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование  содержания формируемых психических  новообразований, психолого-педагогических средств и путей их формирования. Один из основателей формирующего эксперимента в нашей стране - В.В.Давыдов называет этот вид эксперимента генетико-моделирующим, поскольку он воплощает в себе единство исследования психического развития с воспитанием и обучением. 

Этот метод опирается  на конструирование и переконструирование  новых программ воспитания и обучения и способов их реализации, направлен  на изучение психических явлений  в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения, с помощью  которых формируются профессионально  важные качества будущего специалиста. 

Ассоциативный эксперимент  впервые был предложен английским психологом Ф. Гальтоном и развит австрийским ученым К Юнгом. Суть его в том, что испытуемому  предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается  время реакции, т.е. интервал между  словом и ответом. 

Психодиагностические  методы призваны фиксировать и описывать  в упорядоченном виде психологические  различия как между людьми, так  и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся  к психологии) признакам. В число  диагностируемых признаков в  зависимости от задач исследования могут входить психологические  различия по возрасту, полу, образованию  и культуре в самом широком  понимании этих терминов, по психическим  состояниям, психофизиологическим особенностям и т.п. 

Психологические тесты - это система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние, определенные психические  качества или свойства отдельного индивида. Английское слово тест означает "проба" или "испытание". Термин был введен в практику психологических исследований в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение  и практическое значение тесты приобрели  с тех пор, как А.Бине совместно  с Т.Симоном разработал свою систему  для определения умственного  развития или одаренности детей. 

Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных  технических приспособлений, поддающееся  стандартизации и математической обработке  данных, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. 

Главное достоинство  теста в том, что он позволяет  количественно оценить трудно поддающиеся  измерению психические качества - интеллект, личностные особенности, порог  возникновения тревоги и т.д. От других методов исследования тесты  отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки  первичных данных, а также своеобразие  их последующей интерпретации. 

В настоящее время  метод тестов применяют в психологии наряду с другими методами. С его  помощью стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить  степень пригодности для работы в той или иной области и  т.д. 

Диагностическая ценность теста в значительной степени  зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в  основу теста, т.е. от того, каким образом  был сконструирован данный тест: явился ли он результатом большой предварительной  экспериментальной работы или был  следствием приблизительных, случайных  и поверхностных наблюдений. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические  тесты могут стать причиной серьезных  ошибок, способных причинить значительный ущерб в области профотбора, в  педагогической практике, при диагностике  дефектов и временных задержек психического развития. 

Тесты должны быть научно обоснованы и выявлять устойчивые психологические  характеристики. Разработка и использование  любых тестов должны отвечать некоторым  требованиям: 

1. Надежность тестов  проявляется в исключении ряда  случайных или систематических  ошибок сбора данных и их  измерения. 

2. Валидность (адекватность) теста зависит от того, в какой  мере тест измеряет то психическое  качество, для оценки которого  он предназначен. 

3. Стандартизация  тестов предусматривает линейное  или нелинейное преобразование  тестовых оценок, смысл которого  состоит в замене исходных  оценок новыми, производными, облегчающими  понимание результата тестирования. 

4. Сопоставимость  индивидуальных данных с нормативными. 

5. Практичность - в  виде достаточной простоты, экономичности,  эффективности использования для  большинства различных ситуаций  и видов деятельности. 

Системный подход к  тестированию предполагает: рассмотрение изучаемого явления как системы, то есть как отграниченного множества  взаимодействующих элементов; определение  состава, структуры, организации элементов  и частей системы, обнаружение ведущих  взаимодействий между ними; выявление  внешних связей системы, выделение  из них главных; определение функции  системы и ее роли среди других систем; обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций  развития системы. Анализируя психологические  явления, необходимо рассматривать  их как сложно организованные объекты, состоящие из подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем  в системы более высокого уровня. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру  социально-психологического явления, все связи между ними, а также  взаимоотношения изучаемого психологического явления с внешними по отношению  к нему явлениями. 

Системный подход ориентирует  психолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций  в развитии того или иного психологического явления. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появились  сходные положительные или отрицательные  моменты, то причины этого следует, прежде всего, искать не в этих элементах, а в самой системе. 

Применение метода тестов должно проводиться с учетом всех конкретных условий (места, времени, конкретной сложившейся обстановки). 

Метод опроса - это  выяснение мнения человека по какому-либо вопросу или проблеме, получение  информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых. Данный метод  предполагает, что мы обращаемся к  субъективному опыту человека, к  его индивидуальному мнению. 

Всё разнообразие методов  опроса, применяемых в психологических  исследованиях, можно свести к двум основным типам: 1) опрос "лицом к  лицу" - интервью, проводимое исследователем по определенному пиану; 2) заочный  опрос - анкеты, предназначенные для  самостоятельного заполнения. 

Устный опрос является методом, традиционным для психологических  исследований, и издавна используется психологами разных научных школ и направлений. Во время опроса могут  задаваться различные вопросы: прямые (предполагают соответствие между формулировками и тем, что хочет узнать опрашивающий), косвенные (формулировка и цель не соответствуют  друг другу), проективные (например, человека спрашивают о людях из его окружения, при этом получают информацию о нем  самом), открытые (предполагают определенные варианты ответов), закрытые (предполагают наличие множество вариантов  ответов), наводящие, подсказывающие и  др. 

Опросам как методам  сбора первичной информации свойственна  известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности  со стороны опрашиваемых, не столько  об их искренних мнениях, сколько  о том, какими они их изображают. 

Область применения опросов в психологических исследованиях  обширна и включает: ранние стадии исследования, работу по разведывательному  плану, когда с помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы; получение данных, позволяющих измерять взаимосвязь изучаемых переменных; уточнение, расширение и контроль данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса. 

Выделяют два вида интервью - стандартизированные и  нестандартизированные. В стандартизированном  интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается, переформулировать  какие-либо, вопросы или вводить  новые, а также изменять их порядок. 

Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется  полной гибкостью и варьируется  в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим  планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией  формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана. Преимущество нестандартизированного интервью - получение  более глубокой информации, гибкость опроса; недостаток - сравнительная  узость охвата опрашиваемых. Обычно рекомендуется  сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с  охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет  получить материал для глубокого  анализа. 

Анкетирование (заочный  опрос) тоже имеет свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к  острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число  людей в сравнительно небольшой  срок. Основное преимущество анкетирования  состоит в возможности массового  охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей  степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние  ответы. Однако анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих  гипотез. 

Беседа как психологический  метод является вспомогательным  средством для дополнительного  освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут  представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного  своеобразия изучаемых процессов. Но при этом такие задания должны быть максимально естественны и нестандартны. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально идеализированной и сочетаться с другими объективными методами. 

Беседа должна соответствовать  определенным условиям. Наилучший результат  приносит беседа в случае установления непринужденного личного контакта исследователя с обследуемым. При  этом беседа должна быть заранее продумана  с составлением, конкретного плана, выделением основных проблем, подлежащих выяснению. 

Метод беседы предполагает также постановку вопросов самими обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы. 

Изучение продуктов  деятельности - как метод исследования широко применяется в исторической (позволяет изучить психологию человека в предшествовавших исторических эпохах), детской (изучение продуктов детского творчества для психологического изучения ребенка), юридической (изучение особенностей психологических проявлений субъекта в его отсутствие) психологии. 

Данный метод используется при невозможности, недоступности  непосредственного наблюдения или  экспериментирования. 

Разновидностью метода изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь  служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д. Во многих случаях с целью психологического исследования используется не один, а  несколько методов, каждый из которых  дополняет другие, раскрывая новые  стороны психической деятельности. 

    2.Экспериментальные  методы. 

Экспериментальные методы входят в категорию научных методов, используемых в психол. исслед. Подлинные эксперименты предполагают тщательное наблюдение воздействия одной или более входных переменных (независимые переменные) на одну или более выходных переменных (зависимые переменные) в тщательно контролируемых условиях у испытуемых, случайно распределенных в различающиеся по характеру оказываемого воздействия группы.  

Информация о работе Эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование и др.)