Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить, что преобладает во взаимоотношениях студентов: любовь или симпатия.
Гипотеза исследования: у студентов медицинского колледжа во взаимоотношениях преобладает симпатия.
Задачи:
Теоретический анализ чувства любви в юношеском возрасте;
Подобрать диагностическую методику для исследования;
Провести диагностическое исследование;
Обработать и интерпретировать результаты исследования.

Содержание

Введение ..3
Глава 1. Теоретический анализ чувства любви в юношеском возрасте 5
1.1. Характеристика юношеского возраста………………………….…………..5
1.2.Переживание любви в юношеском возрасте 12
Выводы по первой главе………………………………………..……………….18
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе………………………………..……………………….24
Заключение 26
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

      Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной  и ответственной взрослости, что  предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.

      Промежуточность общественного положения и статуса  юношества определяет и некоторые  особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа,— собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

      Обращенность  в будущее, построение жизненных  планов и перспектив считала аффективным  центром жизни старшего школьника. В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В основе готовности к самоопределению лежит формирование устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр.

      Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. В раннем юношеском возрасте возникают не только дружеские связи, но появляется и новое чувство: любовь. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь - высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости.

      В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии

    2.1. Организация и методы исследования

 
 

    Исследование  проводилось со студентами Туймазинского  медицинского колледжа группы 311, бригада № 1, количество принявших участие в исследовании составило 10 человек. Для исследования был применен опросник «Шкала любви и симпатии». Автором методики является Зик Рубин, модификация выполнена Л. Я. Гозманом и Ю. Е. Алешиной (приложение 1).

    Цель  методики — выяснить, что преобладает  во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

    Изначально шкалы любви и симпатии 3. Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника 3. Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.

    Важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений.

    Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

      При проведении теста испытуемым дается инструкция:

      «Вашему вниманию представляются утверждения. К каждому утверждению необходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней). Варианты ответа следующие: "Да, это так"; "Вероятно, это так"; "Вряд ли это так"; "Это совсем не так". Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов».

      Ответы  оцениваются следующим образом:

    • ответ «Да» — 4 балла;
    • ответ «Вероятно, это так» — 3 балла;
    • ответ «Вряд ли это так» — 2 балла;
    • ответ «Это совсем не так» — 1 балл.

      Баллы, присвоенные ответам на каждое из утверждений, суммируются отдельно по шкале любви и по шкале симпатии. Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов.

 

 2.2.Анализ результатов тестирования 

    После того, как студенты ответили на вопросы, их ответы были обработаны и все результаты помещены в таблицу 1.

                                                             Таблица 1

Результаты  исследования показателей шкал любви и симпатии (в баллах)

 
Показатели 
шкала любви шкала симпатии
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

22

12

10

16

26

24

18

18

22

16

16

20

18

12

14

18

20

26

24

20

 

    Из  таблицы 1 видно, что у большинства студентов во взаимоотношениях преобладает чувство симпатии.

    Результаты  исследования в % соотношении можно увидеть в таблице 2. 
 

                                                             Таблица 2

Результаты  исследования показателей шкал любви и симпатии (в %)

 
 
Показатели 
шкала любви шкала симпатии
 
Количество  студентов
 
40
 
60
 

    На  гистограмме наглядно видно соотношение показателей шкал любви и симпатии (рис. 1).

    Рис. 1. Гистограмма показателей шкал любви и симпатии 

      Результаты исследования показали, что в исследуемой группе 40% студентов испытывают к своему избраннику чувство любви, а 60% - чувство симпатии.

      У большинства  студентов есть человек противоположного пола, к которому они испытывают мало осознанное влечение - симпатию,  связанное или с внешней привлекательностью и манерой поведения, или с общностью взглядов и интересов. В большинстве случаев любовь начинается с чувства симпатии. Истинная любовь включает в себе доброту, отзывчивость, дружбу, симпатию, душевное тепло, мягкость, нравственную близость. 

Выводы  по второй главе 

      Любовь -  непосредственное,  интимное  и  глубокое  чувство,  предметом  которого, прежде всего,  выступает  человек.

      Проявление  любви в юношеском возрасте может принимать форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь - это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.

      Симпатия — это устойчивое положительное отношение к кому - или чему-нибудь, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи.

    Для исследования был применен опросник «Шкала любви и симпатии». Цель методики — выяснить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

    Важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений. Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

      Исследование  проводилось со студентами Туймазинского медицинского колледжа группы 311, бригада № 1, количество принявших участие в исследовании составило 10 человек. Результаты исследования показали, что в исследуемой группе 40% студентов испытывают к своему избраннику чувство любви, а 60% - чувство симпатии. 

 

Заключение 

      Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной  и ответственной взрослости, что  предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному. Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет).

      Промежуточность общественного положения и статуса  юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа,— собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

      Обращенность  в будущее, построение жизненных  планов и перспектив считала аффективным  центром жизни старшего школьника. В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В основе готовности к самоопределению лежит формирование устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр.

      Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. В раннем юношеском возрасте возникают не только дружеские связи, но появляется и новое чувство: любовь. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь - высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости.

      В юношеском возрасте формируется  морально-психологическая готовность к семейной жизни. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и  физических устремлений по отношению к определенному партнеру.

      Любовь -  непосредственное,  интимное  и  глубокое  чувство,  предметом  которого, прежде всего,  выступает  человек. Проявление любви в юношеском возрасте может принимать форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь - это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.

      Симпатия — это устойчивое положительное отношение к кому - или чему-нибудь, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи.

Информация о работе Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии