Эмпирическое исследования внимание и деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение внимания и деятельности с позиции теоретического подхода.


Основные задачи:


Рассмотреть внимание как основной компонент любой деятельности и психического процесса


Рассмотреть вопрос организации деятельности человека


Определить особенности внимания


Выявить специфическую роль сознания в деятельности человека


Определить рефлекторную природу человеческой деятельности


Рассмотреть типы высшей нервной деятельности человека


Охарактеризовать физиологические основы внимания


Определить виды внимания


Рассмотреть разновидности и формы внимания


Подвести итоги исследования

Содержание

Введение.


Глава I. Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект.


1.1 История изучения.


1.2 Определение, виды и функции внимания и деятельности.


1.3 Методы изучения внимания и деятельности.


Глава II. Эмпирическое исследования внимание и деятельности.


2.1 Организация исследования.


2.2 Описание и анализ результатов.


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

деятельность и внимание.docx

— 44.73 Кб (Скачать)

Распределение внимания можно изучать, например, в условиях работы на суппорте. Он состоит из металлической  пластинки с прорезью той или  иной формы. Вдоль этой прорези может  перемещаться металлическая игла, приводимая в движение двумя вращающимися рукоятками суппорта. Вращение одной из них  дает игле продольное, вращение другой -- поперечное направление. Одновременным вращением обеих рукояток можно двигать иглу в любом направлении. Задача испытуемого заключается в том, чтобы, распределяя внимание между двумя действиями (вращением обеих рукояток), двигать иглу так, чтобы она не касалась края прорези (иначе получится замыкание тока, регистрирующее ошибку). Во всех подобных случаях требуется особая организация деятельности, которая и характеризует собой распределение внимания. 

Показательно для  нее то, что только одно из действий осуществляется при достаточно полном и ясном отражении того, что  нужно для его выполнения, все  же остальные действия выполняются  при ограниченном отражении того, что требуется для них. При  объяснении урока и одновременном  наблюдении за поведением класса учитель  сосредоточен на том, что излагается им самим, в поведении же учащихся он замечает лишь то, что служит для  него важным сигналом их утомления, непонимания  ими его объяснений, нарушения  дисциплины и т. п. 

Насколько трудно добиться такого распределения внимания при  действии разнородных раздражителей, совпадающих во времени, можно судить по тому, что обычно в этих случаях  замечается сначала один из раздражителей  и лишь через некоторое (хотя бы и  очень краткое) время второй. В  этом можно хорошо убедиться при  помощи так называемого компликационного аппарата (предназначенного для опытов с компликацией, т. е. сочетанием разнородных раздражителей). Прибор состоит из циферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро вращается стрелка . При прохождении стрелки через одно из делений раздается звонок. Задача испытуемого -- определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок. Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка во время звонка, а либо предшествующее ему, либо следующее за ним. Его внимание, следовательно, направляется сначала на один раздражитель (звонок или положение стрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием -- на другой. 

Кроме того, в качестве одной из методик исследования внимания может быть предложена методика «КОРЕКТУРНАЯ ПРОБА» 

Вывод: Главнейший факт, характеризующий жизнь людей  в обществе, состоит в том, что  люди производят в процессе труда  предметы, служащие для удовлетворения их потребностей. При этом процесс  производства требует, чтобы его  результат имелся прежде в голове работника в виде сознательного  представления. Чтобы изготовить вещь, возвести какую-нибудь постройку и  т. д., необходимо не только воспринимать внешние условия, с которыми приходится сообразовывать свои действия, но надо еще как бы мысленно видеть перед  собой то. что должно получиться в результате трудовых действий. Необходимо, иначе говоря, чтобы деятельность человека не только сообразовалась с внешними материальными объектами, с которыми он действует, по и подчинялась тем объектам, которые существуют только мысленно, только в идеальной форме -- как продукт переработки в голове человека впечатлений действительности. 

Это относится не только к труду, но и ко всем действиям  людей. Возникнув на основе труда  и в связи с трудом, человеческие действия приобрели свойственную труду  особенность -- подчиняться сознательному представлению их результата. Они приобрели сознательный, целенаправленный характер. В целенаправленности действий человека и обнаруживается специфическая роль сознательного отражения действительности. 

Для того чтобы действие могло воплотить в своем результате определенную цель, представление этой цели должно иметь такую субъективную форму, которая позволяла бы сопоставить  с ним реальные непосредственно  воспринимаемые предметы. А такой  формой и является форма сознательного  отражения реальности. Чтобы сделать, например, из дерева какую-нибудь вещь, человек предварительно отбирает подходящие куски материала, мысленно сопоставляя  их с той или иной частью задуманной вещи. Приспосабливаясь к наличному материалу и инструментам, учитывая промежуточные результаты своих действий, он вносит иногда поправки и в тот образ вещи, который раньше сложился в его голове: меняет относительные размеры и соотношения отдельных ее частей, упрощает ее конструкцию и т. д. Именно потому, что человек отдает себе отчет в сознаваемом им, он способен действовать не только по отношению к непосредственно окружающим его внешним предметам действительности, но и по отношению к тому, что отражено в его голове. Он стремятся к достижению не только того, что находится вокруг но и того, что существует пока еще только в его представлении Подчиняя этому представлению свои действия, он «примеривает» окружающие его предметы друг к другу, сопоставляет и сравнивает между собой свои представления и внешние предметы. 

Итак, только высшая форма отражения действительности -- сознание -- дает человеку возможность подчинять свои действия возникающим в его голове представлениям и понятиям, а также действовать мысленно, «в уме». Этим и определяется та специфическая роль, которую играет сознание в деятельности человека. 

Глава II. Эмпирическое исследования внимание и деятельности 
 

2.1 Организация исследования 
 

Методика «КОРЕКТУРНАЯ ПРОБА» 

Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. 

Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы - 5 минут. 

Испытания проводятся в группе из 10 человек в возрасте от 18 до 24 лет. 

Инструкция: На бланке с буквами отчеркните первый ряд  букв. Ваша задача заключается в  том, чтобы, просматривая ряды букв слева  направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут. Пример: 

Е К Р Н С О А Р В Н Е С А Р К В Р Е 

Стимульный материал к тесту «Коректурная проба» 

АКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС 

ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКАНКСАРО 

КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО 

ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕКРВНАС 

НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ 

РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН 

EHPAEPGKBOKCEPBOCAHOBPKACOAPHEOPECBOEPBИ 

ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН 

ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР 

СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС 

КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕКОВНСАЕ 

ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО 

АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС 

НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАКЛ 

2.2 Описание и анализ  результатов 
 

Объем внимания оценивается  по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных  ошибок. Таким образом, по предоставленной  методике оцениваются 2 показателя. Норма  объема внимания - 850 знаков и выше, концентрация - 5 ошибок и менее. Методика используется в группе и индивидуально. 

Результаты испытаний  представлены в таблице: 

Испытуемый 

Норма внимания 

Концентрация ошибок  

Испытуемый 1 

840 

 

Испытуемый 2 

860 

 

Испытуемый 3 

816 

 

Испытуемый 4 

850 

 

Испытуемый 5 

852 

 

Испытуемый 6 

859 

 

Испытуемый 7 

840 

 

Испытуемый 8 

839 

 

Испытуемый 9 

851 

 

Испытуемый 10 

852 

 
 
 

По результатам  исследования видно, что по шкале  нормы внимания 60% испытуемых относятся  к категории людей с достаточным  объемом внимания. А по шкале концентрации 70% соответственно. 

Вывод: Существенные изменения в объеме внимания наблюдаются  при вариации многих особенностей объектов. При одной и той же задаче объем  внимания оказывается неодинаковым вследствие различий в воспринимаемом материале. А так же некоторых  физиологических особенностей испытуемых. 

Заключение 
 

Таким образом, внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при  восприятии, и при мышлении, и  при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять  необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д. 

Внимание повышает эффективность соответствующей  психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии. 

В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим  количеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент. 

Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической  деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный  характер: мы выбираем из большого числа  объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности. 

При внимании психическая  деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится  к задаче, которая стоит перед  нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря  вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и имено те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.

Список использованной литературы 
 

1. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001., 92 стр. 

2. Гусев А.Н. Ощущение  и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007., 31 стр. 

3. Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 2005, 69 стр. 

4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 2003, 564 стр. 

5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. 2008 г., 78 стр. 

6. Зейгарник Б.В.  Теории личности в зарубежной  психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004, 23 стр. 

7. Иванов М. М.  Техника эффективного запоминания.  М., Смысл, 2002, 78 стр. 

8. Леонтьев А.Н.  Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2007, 45 стр. 

9. Леонтьев Д.А.  Психология смысла. М., Смысл, 2005, 62 стр. 

10. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001, 21 стр. 

11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл,2004, 25 стр. 

12. Немов Р.С. Психология., М., Высшее образование, 2004, 325 стр. 

13. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.3. М.: Академия, 2006, 87 стр. 

14. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., Высшее образование, 2008, изд. 2-е., 254 стр. 

15. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1990, 185 стр. 

Информация о работе Эмпирическое исследования внимание и деятельности