Этапы и направления исследований малых групп в нашей стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Содержание

1. Введение

2. Этапы и направления исследований малых групп в нашей стране.

3. Методологический принцип деятельности.

4. Заключение

5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

социальная психология малых групп.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Наконец, к числу слабо разработанных  вопросов групповой психологии относится эмпирическое изучение малой группы как элемента более крупной социальной общности (например, социальной организации), испытывающего ее влияния и в свою очередь способного оказывать влияние на макросоциум. 
 

Пять  основных подходов к  разработке групповой  проблематики: 
- деятельностный подход;  
- социометрическое направление;  
- параметрическая концепция;  
- организационно-управленческий подход;  
- тренингово-терапевтическое направление.

     Некоторые из названных подходов носят преимущественно  исследовательский характер, другие в большей мере ориентированы  на решение прикладных проблем.  
 
 
 
 

             
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

3. Методологические принципы исследования группы.

     В социальной психологии малых групп  выделяют  три методологических принципа :

     * принцип деятельности;

     * принцип системности;

       *принципе развития;

       Выбор указанных принципов отнюдь не случаен: он обусловлен серьезной теоретической проработкой, которой подвергся в отечественной литературе вопрос относительно возможностей их реализации применительно к различным аспектам группового функционирования [Кричевский и Дубовская, 1991]). Развернутый анализ обсуждаемого вопроса с опорой на соответствующие теоретические разработки предыдущих лет уже проводился [см. Кричевский, 1985; Кричевский и Рыжак, 1985], и были обозначены лишь основные линии приложения этих принципов к исследованию социальной группы, ее феноменов.

     Деятельностный  подход.

     Он  основывается на одном из фундаментальнейших принципов отечественной психологии — принципе деятельности, успешность реализации которого в общепсихологических  исследованиях и в ряде частных психологических дисциплин, включая социальную психологию, общеизвестна. Поэтому некоторые авторы небезосновательно называют его в качестве «конституирующего и объяснительного принципа построения социальной психологии как науки».

     Использование принципа деятельности в исследовании социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий группового поведения: например, упоминавшейся выше стратометрической концепции групповой активности А. В. Петровского и программно-ролевого подхода к изучению научного коллектива М. Г. Ярошевского [Ярошевский, 1978]. Кроме того, идеи деятельностного подхода реализованы в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социально-перцептивных процессов в группе.  

    Принцип деятельности характеризуется следующими моментами:

♦  прежде всего деятельность понимается как  совместная коллективная (групповая) деятельность; при этом выделяются формы организации, уровни и содержание совместной деятельности;

♦  предполагается обязательное рассмотрение группы, ее феноменов в контексте совместной деятельности индивидов, что означает принятие в качестве основного объекта  исследования не лабораторных, а реальных социальных групп: только в них межличностные отношения раскрываются во всей своей полноте, выступая формой реализации общественных отношений;

♦  проводится идея понимания группы как коллективного  или совокупного субъекта деятельности, ориентирующая на изучение соответствующих  атрибутов последнего — групповых потребностей, мотивов, норм, ценностей, целей и т.д., выявление и описание целостных характеристик группового процесса;

♦  выдвигается  тезис о правомерности интерпретации  совместной деятельности не только как  фактора, конституирующего группу, как интегратора групповых процессов, но и как основания процесса развития группы.

     Общепсихологическая разработка категории деятельности [Леонтьев, 1975] и теоретический анализ социальной группы указывают на необходимость  учета многообразия деятельностей, реализуемых социальной группой как совокупным субъектом. В самом общем виде групповые деятельности могут быть рассмотрены в двух важнейших аспектах:

♦  со стороны решения стоящих перед  группой задач, связанных с осуществлением ее целевой функции в рамках определенной социальной структуры и как следствие этого получением некоторого группового продукта;

♦ со стороны  поддержания внутреннего равновесия и устойчивости в группе, сохранения ее как целого, сплочения.

     Деятельность, относящаяся главным образом  к первому из  аспектов, по специальной терминологии характеризуются как инструментальные, а деятельности, касающиеся преимущественно второго из них, — как социально-эмоциональные. 
 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               

  Заключение

     Делая вывод, нужно заметить, что направление исследований малых групп в нашей стране проходит в несколько этапов и их общая характеристику можно рассматривать очень долго, так как исторический аспект малых групп, в социальной психологии занимает большое место.

     Также в этой теме затрагивались проблемы коллектива, это не просто так, потому что проблема коллектива, будучи новой  проблемой в структуре социально-психологического знания, стимулирует определенные направления  для переосмысления многого из того, что накоплено в области психологии групп до сих пор, поскольку представляет новый подход к проблеме развития малых групп.

     Можно еще выделить то, что эта тема не прошла мимо такой темы как психология межгрупповых отношений, это потому, что эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. И если вы зададите вопрос , что общего между динамическими процессами в малой группе и психологией межгрупповых отношений , то можно ответить так, что логическим продолжением рассмотрением малых групп является область психологии межгрупповых отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      

     

 Список  литературы.

1. 1.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М: Аспект Пресс, 2008

2. Социальная  психология: Учебное пособие для  вузов/ Под ред. проф.А.М. Столяренко. – ЮНИТИ – ДАНА, 2001

3. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Этапы и направления исследований малых групп в нашей стране