Этапы научного пути Л.С. Выготского

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:09, реферат

Описание работы

Выготский родился в 1896 году в г. Орша в семье банковского служащего. Учился в основном дома, лишь два последних класса он проучился в частной гомельской гимназии. Окончив гимназию, поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете в период первой мировой войны (1914-1917 гг.). После победы революции Выготский возвратился в Гомель.

Работа содержит 1 файл

Выготский.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение  новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые  принципиально отличают поведение  человека от поведения животного. 

В школе Л. С. Выготского исследования знака начались именно с изучения его инструментальной функции. Впоследствии Л. С. Выготский обратится к изучению внутренней стороны знака (его значения). 

Первоначальная  форма существования знака —  всегда внешняя. Затем знак превращается во внутреннее средство организации  психических процессов, которое  возникает в результате сложного поэтапного процесса «вращивания» (интериоризации) знака. Вращивается, собственно говоря, не только и не столько знак, сколько вся система операций опосредствования. Одновременно это означает и вращивание отношений между людьми. Л. С. Выготский утверждал, что если раньше приказ (например, запомнить что-либо) и исполнение (само запоминание) были разделены между двумя людьми, то теперь оба действия выполнялись одним и тем же человеком. 

По Л. С. Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными прежде всего биологическими, или природными (впоследствии в школе А. Н.Леонтьева стали говорить — органическими), факторами (органическим созреванием и функционированием мозга). В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными свойствами: 

1) социальностью (по происхождению), 

2) опосредствованностью (по строению), 

3) произвольностью  (по характеру регуляции). 

Тем не менее, натуральное  развитие продолжается, но «в снятом виде», т.е. внутри и под контролем культурного. 

В процессе культурного  развития изменяются не только отдельные  функции — возникают новые  системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга  на разных стадиях онтогенеза. Так, по мере развития восприятие ребенка  освобождается от своей первоначальной зависимости от аффективно-потребностной сферы человека и начинает вступать в тесные связи с памятью, а впоследствии и с мышлением. Таким образом, первичные связи между функциями, сложившиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно — в результате овладения человеком знаковыми средствами, в том числе языком как главной знаковой системой. 

Важнейшим принципом  психологии, по Л.С. Выготскому, является принцип историзма, или принцип развития (невозможно понять «ставшие» психологические функции, не проследив детально историю их развития), а главным методом исследования высших психических функций — метод их формирования. 

Эти идеи Л.С.Выготского нашли свою эмпирическую разработку во многих экспериментальных исследованиях представителей созданной им школы. 

Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л. С. Выготским с сотрудниками была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру психических функций — внимания, памяти, мышления. 

Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение  о «зоне ближайшего развития»  — периоде времени, в котором  происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности. 

Выготский направил мысль психолога в следующем направлении, чтобы реализовать программу культурно-исторической теории, необходимо было, во-первых, проанализировать и задать последовательность внешних социальных содержаний, которые усваивает или должен усвоить развивающийся человек, во-вторых, понять действие самого механизма интериоризации, в-третьих, охарактеризовать особенности внутренних содержаний (психических процессов и структур) и логику их «как бы имманентного» развития, которая на самом деле, по Выготскому, есть сплав культурного и биологического.

В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубл. 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. 

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак. 

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем  — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного  направления внимания, абстрагирования  свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного  контроля собственных психических  операций.[5] 

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая  проявление и реализацию высших психических  функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между  двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя ее, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы»[6]. Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации. 

Список литературы:

1.Хрестоматия по курсу «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ» / Ред.-сост. Е. Е. Соколова. — М.: Москва, 2005.

2.Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)  / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.

3. Горностай П., Титаренко Т. (ред.) Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001

4. Журнал "Человек" № 3, 1999 г. Идеи и время

5. Усольцева Т.П. Лекции по возрастной психологии.

Информация о работе Этапы научного пути Л.С. Выготского