Этапы развития личности в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

В данной работе нами преследуется цель: рассмотреть этапы развития

личности в онтогенезе на основе анализа психологической литературы
Задачами работы являются:

- Раскрыть понимание личности в психологии

- Провести анализ исторические этапов изучения личности в России

- Определить значение социального фактора в развитии личности

- Произвести периодизацию развития личности на основе анализа

теоретических и практических данных психологической литературы

- Выявить кризисные моменты развития личности

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

§ 1. ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 5

§ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ 8

§ 3. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 17

§ 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 20

§ 5. КРИЗИСНЫЕ МОМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Этапы развития личности в онтогенезе.docx

— 33.13 Кб (Скачать)

отношений, не  только  испытывает  социальные  воздействия,  но  преломляет,

преобразует  их,  поскольку  постепенно  личность  начинает  выступать   как

совокупность  внутренних  условий,  через   которые   преломляются   внешние

воздействия общества. Таким образом, личность не  только  объект  и  продукт

общественных  отношений,  но  и  активный  субъект  деятельности,   общения,

сознания, самосознания.

      Личность  есть  понятие  социальное,  она  выражает  все,  что   есть  в

человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна,  но  возникает

в результате культурного  и социального развития.

      Анализируя  онтогенетический процесс развития  личности  следует особое

внимание  обратить  на  этапы   ее   социализации.   Социализация   личности

представляет собой  процесс формирования личности в  определенных  социальных

условиях, процесс усвоения человеком социального опыта,  в ходе  которого

человек преобразует  социальный опыт в  собственные  ценности  и  ориентации,

избирательно вводит в свою систему поведения те нормы  и  шаблоны  поведения,

которые приняты в обществе  или группе.  Нормы поведения,  нормы морали,

убеждения человека определяются  теми  нормами,  которые  приняты  в  данном

обществе.

      Термин  "социализация"  соответствует   концепции,   согласно   которой

человек (ребенок) изначально  асоциален  или  его  социальность  сводится  к

потребности в общении. В этом  случае  социальность  – процесс превращения

изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую  принятыми

в  обществе  моделями  поведения,  воспринявшую  социальные  нормы и роли.

Считается, что такой  взгляд  на  развитие  социальности  характерен  прежде

всего для психоанализа.

      Понимание  процесса  усвоения  социальных  норм,  умений,  стереотипов,

формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в  обществе

нормам поведения  и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения  в  группы

и взаимодействия с  их членами как социализация имеет  смысл, если  изначально

индивид понимается как несоциальное существо, и его  несоциальность должна  в

процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться.  В иных

случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию  личности

избыточен.  Понятие  "социальность"  не  подменяет и не   заменяет   собой

известных в педагогике и в  педагогической  психологии  понятий  обучения  и

воспитания. [13] 
 
 

      Выделяют  следующие стадии социализации:[14]

      Первичная  социализация,  или  стадия  адаптации   (от   рождения   до

подросткового  периода  ребенок  усваивает  социальный  опыт   некритически,

адаптируется, приспосабливается, подражает).

      Стадия  индивидуализации  (появляется  желание  выделить  себя   среди

других,  критическое  отношение  к   общественным   нормам   поведения).   В

подростковом возрасте стадия индивидуализации,  самоопределения "мир и я"

характеризуется как  промежуточная социализация, так  как все еще  неустойчиво

в мировоззрении  и характере подростка.

      Юношеский   возраст   (18-25   лет)   характеризуется   как   устойчиво

концептуальная  социализация,  когда  вырабатываются   устойчивые   свойства

личности.

      Стадия интеграции (появляется желание найти  свое  место  в  обществе,

"вписаться"  в общество). Интеграция  проходит  благополучно,  если  свойства

человека принимаются  группой,  обществом.  Если  не  принимаются,  возможны

следующие исходы:

          -  сохранение   своей   непохожести   и   появление   агрессивных

            взаимодействий (взаимоотношений) с  людьми и обществом;

          - изменение себя, "стать как  все";

          - конформизм, внешнее соглашательство,  адаптация.

      Трудовая  стадия социализации охватывает  весь период зрелости человека,

весь период его  трудовой деятельности, когда  человек  не  только  усваивает

социальный опыт, но  и  воспроизводит  его  за  счет  активного  воздействия

человека на среду  через свою деятельность.

      Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как

возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального  опыта,  в

процесс передачи его  новым поколениям. 
 

                     § 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 
 

      Существует  свой особый стиль воспитания  в  каждой  социокультуре,  он

определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии  своего

развития  ребенок  либо  интегрируется  с   обществом,   либо   отторгается.

Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность",  которая

формируется с  первых  дней  жизни,  ребенок  ориентирован  на  включение  в

определенную социальную группу, начинает понимать мир, как  эта  группа.  Но

постепенно у ребенка  формируется и "эгоидентичность",  чувство устойчивости

и непрерывности  своего  "Я",  несмотря  на  то,  что  идут  многие  процессы

изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает  ряд

стадий развития  личности.  Каждая  стадия  характеризуется  задачами  этого

возраста, а задачи выдвигаются обществом.[15] Но решение  задач  определяется

уже  достигнутым  уровнем  психомоторного  развития  человека   и   духовной

атмосферой общества, в котором человек живет.

      На  стадии младенчества главную  роль в жизни ребенка играет  мать,  она

кормит,  ухаживает,  дает  ласку,  заботу,  в  результате  чего  у   ребенка

формируется базовое  доверие к миру. Базовое доверие  проявляется  в  легкости

кормления, хорошем  сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении  ребенка

спокойно ждать  мать (не кричит, не зовет, ребенок как  бы  уверен,  что  мать

придет и сделает  то,  что  нужно).  Динамика  развития  доверия  зависит  от

матери.  Сильно  выраженный  дефицит  эмоционального  общения  с   младенцем

приводит к резкому  замедлению психического развития ребенка.

      2-я   стадия  раннего  детства   связана  с  формированием   автономии  и

независимости, ребенок  начинает ходить, обучается  контролировать  себя  при

выполнении  актов  дефекации;  общество  и  родители  приучают   ребенка   к

аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

      В  возрасте 3-5 лет,  на  3-й  стадии,  ребенок  уже  убежден,  что   он

личность, так как  он бегает, умеет  говорить,  расширяет  область  овладения

миром, у ребенка  формируется чувство предприимчивости,  инициативы,  которое

закладывается в  игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е.  формирует

инициативу,   творчество,   ребенок   осваивает   отношения   между   людьми

посредством игры, развивает  свои психологические возможности: волю,  память,

мышление и пр.  Но  если  родители  сильно  подавляют  ребенка,  не  уделяют

внимания его играм, то это отрицательно  сказывается  на  развитии  ребенка,

способствует закреплению  пассивности, неуверенности, чувству  вины.

      В   младшем  школьном  возрасте  (4-я  стадия)  ребенок  уже   исчерпал

возможности развития в рамках семьи, и  теперь  школа  приобщает  ребенка  к

знаниям о будущей  деятельности,  передает  технологический  эгос  культуры.

Если ребенок успешно  овладевает знаниями, новыми навыками, он верит  в  свои

силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к

закреплению чувства  своей неполноценности, неверия  в  свои  силы,  отчаяния,

потери интереса к учебе.

      В  подростковом возрасте (5-я  стадия)  формируется  центральная   форма

эгоидентичности.   Бурный   физиологический   рост,   половое    созревание,

озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость  найти  свое

профессиональное  призвание,  способности,  умения  –  вот  вопросы,  которые

встают перед подростком, и это уже есть требования общества  к  подростку  о

самоопределении.

      На 6-й стадии (молодость) для  человека  актуальным  становится  поиск

спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление  связей  со  всей

социальной группой, человек  не  боится  обезличивания,  он  смешивает  свою

идентичность  с  другими  людьми,  появляется  чувство  близости,  единства,

сотрудничества, интимности с  определенными  людьми.  Однако  если  диффузия

идентичности переходит  и на этот возраст, человек  замыкается,  закрепляется

изоляция, одиночество.

      7-я  – центральная стадия – взрослый  этап развития  личности.  Развитие

идентичности идет всю жизнь,  идет  воздействие  со  стороны  других  людей,

особенно детей: они  подтверждают, что ты им  нужен.  Положительные  симптомы

этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый  труд  и  заботу  о

детях, удовлетворена собой и жизнью.

      После  50  лет  (8-я  стадия)  происходит  создание  завершенной  формы

эгоидентичности  на   основе   всего   пути   развития   личности,   человек

переосмысливает всю  свою жизнь, осознает свое "Я"  в  духовных  раздумьях  о

прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая

судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою  жизнь,

осознает необходимость  в логическом завершении  жизни,  проявляет  мудрость,

отстраненный интерес  к жизни перед лицом смерти. 
 

                  § 5. КРИЗИСНЫЕ МОМЕНТЫ РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ 
 

      Опираясь  на представления Фрейда о  психосексуальном развитии человека,

Эриксон  (Erikson,  1950)  разработал  теорию,   в   которой   акцентируются

социальные  аспекты  этого  развития.  Оно   рассматривается   как   процесс

интеграции индивидуальных биологических факторов с  факторами  воспитания  и

социокультурного окружения.

      По  мнению Эриксона,[16] человек на протяжении жизни переживает  восемь

психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста,  благоприятный

или  неблагоприятный  исход  которых определяет  возможность   последующего

расцвета личности.

      Первый  кризис человек переживает на  первом году  жизни.  Он  связан  с

Информация о работе Этапы развития личности в онтогенезе