Этические нормы педагога-психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:51, реферат

Описание работы

Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология - предшественница современной практической психологии. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педагогических извращениях в системе наркомпроса». По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес - планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Кто эти люди? Каков их социальных статус и место в системе общественных отношений? По какому праву они берут на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную жизнь?

Содержание

Введение
1. Происхождение профессиональной этики
2. Этический кодекс педагога-психолога
3. Основные этические принципы деятельности психолога
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Этические нормы педагога-психолога.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

   3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

   4. Психолог может выполнять свои  обязанности официального эксперта  в соответствии с законом. При  этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

   5. Принцип квалифицированной  пропаганды психологии 

   1. В любых сообщениях, предназначенных  для людей, не имеющих психологического  образования, следует избегать  избыточной информации, раскрывающей  суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

   2. Во всех сообщениях психолог  должен отражать возможности  методов практической психологии  в соответствии с реальным  положением дел. Следует воздерживаться  от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

   3. Психолог обязан пропагандировать  достижения психологии профессионально  и точно в соответствии с  действительным состоянием науки  на данный момент.

   6. Принцип благополучия  клиента

   1. В своих профессиональных действиях  психолог ориентируется на благополучие  и учитывает права всех субъектов  образовательного процесса. В случаях,  когда обязанности психолога  вступают в противоречие с  этическими нормами, психолог  разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

   2. Психолог в ходе профессиональной  деятельности не должен допускать  дискриминации (ограничения конституционных  прав и свобод личности) по  социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

   3. В профессиональной деятельности  психолога образования приоритетными  объявляются права и интересы  ребенка как основного субъекта  образовательного процесса.

   4. Психолог придерживается доброжелательного  и безоценочного отношения к клиенту.

   7. Принцип профессиональной  кооперации 

   1. Работа психолога основывается  на праве и обязанности проявлять  уважение к другим специалистам  и методам их работы независимо  от собственных теоретических  и методических предпочтений.

   2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

   3. Если этическое нарушение не  может быть устранено неформальным  путем, психолог может вынести  проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

   8. Принцип информирования  клиента о целях  и результатах  обследования 

   1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

   2. В процессе профессиональной  деятельности психолог высказывает  собственные суждения и оценивает  различные аспекты ситуации в  форме, исключающей ограничение  свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

   3. Психолог должен информировать  участников психологической работы  о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

   4. Для получения согласия клиента  на психологическую работу с  ним психолог должен использовать  понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

   5. Заключение по результатам обследования  не должно носить категорический  характер, оно может быть предложено  клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими  и не содержать заведомо невыполнимых условий.

   6. В ходе обследования психолог  должен выявлять и подчеркивать  способности и возможности клиента.  
 
 
 
 

   Заключение 

   Таким образом, практическая психология - это  весьма сложная и ответственная  область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно - психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально - этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, изложенный выше, другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них - соблюдение тайны, научная обоснованность, ненанесение ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы: 

   1. Абрамова Г. С. Практическая психология. «Академический Проект», 2000.

   2. Немов, Р. С. Психология. М., Владос ИМПЭ им. Грибоедова, А. О., 2001. Книга 2.

   3. Практическая психология образования / под ред. Дубровиной И.В. – М., 2009.

   4. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. – М.: «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2006. – 176 с. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Этические нормы педагога-психолога