Этика и этикет: единство и различие

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Появление этики было обусловлено необходимыми факторами развития человечества. Этика включала в себя целый ряд проблем философского плана, связанных с бытием человека. Этическими нормами являются понятия нравственности и морали. Этикет является частью этики.

Работа содержит 1 файл

Этика и этикет.doc

— 99.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Этика и этикет: единство и различие 

 

      Содержание 
 

 

Введение 

     «Этика» в греческом языке, «мораль» в латинском языке, «нравственность» в русском языке означают одно и то же – область знаний о регламентации отношений между людьми.

     Этика, как теоретическая дисциплина, является разделом философии. Предметом исследования этой науки являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп. Объектом этих исследований предстает человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации. Предметом прикладных исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами.

     Этика и этикет — понятия близкие, взаимозависимые, взаимно друг друга дополняющие. Этика, естественно, понятие намного более широкое.

     Этикет  — система правил поведения в  общественных местах, при контактах с другими людьми. Он касается всех форм человеческого общения, но, прежде всего, конечно, общения в сфере бизнеса.

 

      1. История появления и развития этики

 

     Этика зарождалась в глубокой древности, в эпоху становления классового общества и разделения труда, отделения  духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становится способом теоретического рассмотрения практических и нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? Как следует жить и почему? К чему следует стремиться и чего избегать? В чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысливаются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни. Для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.

     Этика как бы завершает пирамиду философского знания, рассматривая ценностные и смысложизненные проблемы человеческой жизни и стремясь научить человека достойной и правильной жизни.

     Таким образом, этика в развитом виде состоит  из теоретической части – учения о морали, ее происхождении, сущности и функциях, и практической – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни. [1, c.14]

     Этика (греч. ethika, от ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других обществ, отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

     В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства. Однако вплоть до нового времени этика часто понималась как наука о природе человека, причинах и целях его действий вообще, т.е. совпадала с философской антропологией (например, у франц. просветителей, Д. Юма) или даже сливалась с натурфилософией. Этика совмещала в себе теорию бытия человека, изучение страстей и аффектов психики (души) и одновременно учение о путях достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения). [2, с.78]

     Главной проблемой этики всегда был вопрос о природе и происхождении морали, однако в истории этических учений он обычно ставился в виде вопроса об основании представлений морального сознания о должном, о критерии нравственной оценки. В истории этики следует особо выделить авторитарные концепции морали, согласно которым единственным основанием её требований является некий авторитет - божественный или личный. В современной буржуазной этике проблема основания морали часто представляется вообще неразрешимой. Наконец, вопрос о природе морали в истории этики часто выступал в виде вопроса о характере самой нравственной деятельности, соотношении её с остальной повседневной жизнедеятельностью человека.

     В системе категорий этики воссоздаётся структура морали как целостного общественного образования, обладающего множеством сторон и моментов. Основу такой системы составляют категории моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания, которые отражают три основных стороны морали - содержание предписываемых и оцениваемых нравственностью действий и их нравственной мотивации; способ регуляции этой деятельности моралью, выражающийся в совокупности обществ, связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение; наконец, идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их специфическое нравственное обоснование. Категория нравственной деятельности включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие его элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия), общая линия поведения индивида (в т.ч. нравственные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его нравственный образ жизни в целом.

     Анализ  структуры нравственных отношений  и нравственного сознания позволяет  установить соотношение таких категорий, как нравственное требование, обязанность, долг, ответственность, достоинство личности, совесть, отражающих различные формы отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как норма, моральное качество, оценка, нравственный принцип, общественные и нравственные идеалы, добро и зло, справедливость, смысл жизни, назначение и счастье человека, составляющие логический каркас всякой системы морали и наполняющиеся каждый раз иным содержанием. По-разному определяя конкретные функции морали и их число, большинство исследователей считает важнейшими функциями морали регулятивную (в специфической оценочно-императивной форме), познавательно-ориентационную и воспитательную.

     Практическое  значение этики для решения социальных проблем современной эпохи и, в частности, проблемы формирования всесторонне развитой личности может быть реализовано только в тесном взаимодействии с другими науками - социологией, психологией, теорией обществ, воспитания, педагогикой, а также эстетикой, с которыми этика имеет ряд пограничных проблем. [3, с.56]

 

      2. История развития этикета как части этики

 

     Этикетные нормы. Этикет — практическое воплощение нравственности применительно к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы различны в разных культурах, но в любой культуре они жёстко предписывают одну линию поведения и запрещают иную. Эти нормы вырабатываются людьми, обладающие наибольшим авторитетом и влиянием в данной общности. Этикетные нормы выражают «моду» в нравственных отношениях и потому они наиболее подвижны и изменчивы.

     Этикет  имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией.

     Этикет  органически связан с моральными нормами и ценностями общества. Система моральных установок, определяющих характер общения у самых разных народов, включает набор универсальных общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, понятия чести и достоинства, скромность, толерантность, благожелательность.

     Правила общения людей вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет определяет основные формы общения — как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя в обществе.

     Рассматривать нормы этикета в отрыве от этических и моральных принципов невозможно. Можно точно выполнять все предписания правил поведения, но культурным человеком не быть. Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» описывает, насколько был потрясен юноша, увидевший, как полковник, несколько часов перед этим блиставший своими манерами, варварски наказывал подчиненного. [4, с.92]

     Приветливость и учтивость отнюдь не равнозначны  льстивости, угодливости. А.П. Чехов в рассказе «Смерть чиновника» описал чиновника Червякова, который на спектакле в театре имел неосторожность чихнуть и доставить тем самым неприятность сидевшему впереди него статскому генералу. Червяков после этого извинялся во время действия на сцене, в антракте, в кабинете генерала, на прием к которому специально пришел. В результате генерал выгнал его, и потрясенный чиновник, вернувшись домой, умер.

     Этикет, не основанный на высоких моральных  принципах, не достигает главного —  уважительного отношения к людям. Слово «этикет» вошло в обиход со времен французского короля Людовика XIV. Но правила отношений между людьми определялись не только королевскими указами. На формирование этикета воздействовали обычаи и традиции разных народов, уровень развития этики и морали.

     При характеристике основных черт этикета  обычно подчеркивают его универсальность, возможность применять правила вежливости не только в деловом общении, но и дома, на улице и т.д. ранее этикет был в ходу при дворе правителей и при международных контактах. Юридические документы, фиксирующие правила поведения в международном общении, составляют дипломатический протокол. Он регламентирует формы официальных контактов между представителями различных государств. В протокольных церемониях отдаленных времен были отражены формы международной вежливости, которые и сегодня применяются не только в отношениях между правительствами, но и между общественными организациями, отдельными гражданами.

     На  основании археологических раскопок, проведенных в конце прошлого века, было установлено, например, что  первый письменный договор в истории человечества был заключен между египетским фараоном Рамзесом II и королем хеттов Хаттушилем III в 1278 г. до н.э. Для подтверждения верности документу, выгравированному на серебряной плитке, на одной ее стороне король хеттов изобразил себя сидящим рядом с богом ветров, а на другой — королеву рядом с богиней солнца. Рамзес II также имел серебряную плитку с аналогичными изображениями. Обычай подготовки двух одинаковых текстов договора и обмена ими вошел с той поры в повседневную практику международного общения. Древние египтяне и другие народы Востока вели устные и письменные переговоры, принимали послов, объявляли войны и заключали перемирия, размечали границы, обменивались пленными. Эти международные действия осуществлялись в соответствии с установленными обычаями и освящались «божественными силами». Для официального общения с другими государствами стали назначаться специальные лица — послы. В древнем египетском документе — «Наставления Дуау, сына Ахтои, своему сыну Пиопи» — сре ди прочего есть такое упоминание: «Посланец, отправляясь в чужую страну, делает завещание в пользу детей из боязни львов и азиатов... Когда он уходит, кирпич у него за поясом» (кирпич — глиняная клинописная табличка с полномочиями посланца).

     «Посольский церемониал» обставлялся с особой торжественностью. В Древней Греции покровителем послов считался бог Гермес. Он же покровительствовал путникам и купцам. Послы носили при себе специальные «жезлы Гермеса». На верхушку жезла, обвитого лавром, прикреплялись крылья птицы и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность. Послам давались инструкции, написанные на двух карточках или табличках, сложенных пополам, — «дипломах».

     Посланник короля Италии Беренгария (X в.) Лиутпранд  так описывает церемонию приема в Византии. Перед троном царя стояло золотое дерево, на котором щебетали и порхали золотые птицы. По сторонам трона стояли золотые львы, которые били хвостами и рычали. Трон с сидящим на нем царем вдруг поднялся до потолка, а на царе уже была другая одежда.

     Первый  трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», появившийся в 1204 г., был написан испанским священником Педро Альфонсо. Книга предназначалась для духовенства. Позже выходят пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них фиксировались правила поведения за столом, порядок ведения бесед, приема гостей.

     В средние века все чаще общаются не только дипломатические представители, но и коронованные особы, дворяне, купцы, ученые, странствующие студенты. Законодателем правил этикета в начале и середине Средних веков служила церковь, в позднее Средневековье — королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц.

     В Китае императору заставляли отвешивать девятикратный земной поклон. Когда  же русский посланник счел для себя это унизительным, китайский двор счел себя оскорбленным. Пренебрежительное отношение к представителям других стран имело место и в более поздние времена.

     В Америке, еще находившейся под британским колониальным господством, Джордж Вашингтон написал сто десять «Правил приличного поведения», среди которых были советы: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего».

     Каждый  народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой национальный колорит. Большинство обычаев оставались национальным достоянием, но некоторые были приняты и другими народами.

     Из  скандинавских стран пришел принятый ныне во всем мире обычай, в соответствии с которым самое почетное место за столом предоставляют главному гостю.

Информация о работе Этика и этикет: единство и различие