Этика и психология управленческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.
Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно предст

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по этике.docx

— 33.85 Кб (Скачать)

Вопрос  № 1 Дать определение управленческой культуре

В широком смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий  и  традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить  как совокупность типических для  менеджера ценностей, норм, точек  зрения и идей, которые сознательно  формируют образец его поведения.

Вопрос  №2 Перечислить признаки профессионализма

В первую очередь профессионала отличает то, что он прекрасно понимает свои профессиональные возможности. Он никогда  не возьмется за работу, если будет  знать, что выполнить ее не представляется возможным. Одним словом он действует  лишь в рамках своей компетенции. Во-вторых, профессионал всегда старается  быть в курсе всего нового, что  касается его специализации.

Признаки  профессионализма коротко можно  сформулировать в трех пунктах. Первый, профессионал готов заниматься своим  делом и на работе и вне ее, посвящая ему большую часть времени. Второе - если вы заговорите с профессионалом о его работе, то обязательно увидите  блеск в глазах. Он готов обсуждать тему своей профессии с кем угодно и сколь угодно - лишь бы его слушали. Третье. Если вы хоть раз разговаривали с профессионалами, то знаете чувство, которое говорит, бросай все и иди за этим человеком.

Основные  признаки профессионализма :

1. Профессионал  постоянно стремится к самосовершенствованию  в выбранном деле. Это необходимо, так как нет пределов совершенствования  профессиональных навыков.

2. Профессионал  никогда не боится признаться  в том, что он чего-то не  знает или не умеет. Он всегда  готов в таких вопросах попросить  помощи или совета у своих  коллег.

3. Профессионал  ни когда не даст 100% гарантии  успеха, так как в любом деле  есть факторы, которые невозможно  учесть.

4. Признаком  профессионализма является знакомство  с людьми, которые более компетентны  в некоторых вопросах и готов  воспользоваться их советом и  опытом.

5. В  случае если предлагаемую работу  может более качественно выполнить  другой человек, профессионал  обязательно направит к нему  своего клиента.

6. Профессионал  не боится учить других тому, что он сам умеет. Осознавая  свой высокий уровень знаний  и умений, он не боится конкуренции.

7. Профессионалу  не присуща суетливость. Так  как он прекрасно осознает, что  делает, то лишних движений он  не совершает, а значит и  времени на работу уходит именно  столько, сколько на это необходимо.

8. Для  профессионала специальность является  не только хобби, но и его  жизнью. Он самодостаточный в этом смысле человек.

Вопрос  № 3 Дать характеристику основным стилям руководства

  стиль руководства  это совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер и т.д.) исполнения этих методов. Конкретных методов управленческого воздействия существует великое множество. В аналитических целях обычно различают три основных типа:  
 
авторитарный разновидность эксплуататорский (все сконцентрировано в верхнем уровне управления),

демократический разновидность благожелательный, консультативный, партисипативный (решения одобренные большинством сотрудников) иногда выделяют патерналисткий стиль (основное отличие которого от демократичного стиля заключается в масштабах делегирования и в степени готовности следовать мнению большинства),

либеральный разновидность собственно либеральный, бюрократический (минимальное вмешательство руководителя в управление бизнесом)

                                 Авторитарный (директивный) стиль.

Формальная  сторона  Содержательная  сторона 
  1. Деловые, краткие распоряжения.
  2. Запреты без снисхождения, с угрозой.
  3. Четкий язык, неприветливый тон.
  4. Похвала и придирки субъективны.
  5. Эмоции в расчет не принимаются.
  6. Показ приемов - не система.
  7. Позиция руководителя - вне группы.
  1. Дела в группе планируются руководителем заранее и во всем их объеме.
  2. Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны.
  3. Голос руководителя - решительный.
Формальная  сторона  Содержательная  сторона 
  1. Инструкции в форме предложений.
  2. Не сухая речь, а товарищеский тон.
  3. Похвала и порицание - с советами.
  4. Распоряжение и запреты - с дискуссиями.
  5. Позиция руководителя - внутри группы.
  1. Мероприятия планируются в группе.
  2. За реализацию предложений отвечают все.
  3. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Демократический стиль   
 

Нейтральный (попустительский) стиль.

Формальная  сторона  Содержательная  сторона 
  1. Тон – конвенциальный.
  2. Отсутствие похвалы, порицаний.
  3. Никакого сотрудничества.
  4. Позиция руководителя - незаметно в стороне от группы.
  1. Дела в группе идут сами собой.
  2. Руководитель не дает указаний.
  3. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп.
 

 

Сравнительная таблица стилей руководителя :

Параметры взаимодействия с подчиненными Стили руководства
Авторитарный Демократический Нейтральный
принятие  решений решения принимаются  единолично решения принимаются  после обсуждения в группе. решения принимаются  сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства
способ  доведения решения приказы, распоряжения, команды предложения, советы просьбы
отношение ответственности или берет полностью  на себя или полностью перекладывает  на подчиненных коллективная  ответственность снимает с себя всякую ответственность
отношение к инициативе подавляется поощряется отдается в  руки подчиненных
отношение квалифицированным кадрам стремится задавить стремится максимально  эффективно их использовать отпускает их в  “свободное плаванье”
отношение к недостаткам собственных знаний недостатков нет  “и не может быть по определению” постоянно повышает свою квалификацию нет “большого  значения”
стиль общения “держит дистанцию” поддерживает  дружеское общение избегает общения
характер  отношений с подчиненными в зависимости  от настроения манера поведения  со всеми как с равными коллегами мягкая манера поведения
отношение к дисциплине жесткая формализованная  дисциплины сторонник дисциплины “разумной достаточности” формально-попустительское  отношение
отношение к моральному воздействию на подчиненных неотвратимость  наказание - основной метод стимулирования необходимо  использовать различные методы поощрения  и наказания безразличное
  

 

  При применение вышеуказанного деления стилей руководства, следует иметь в виду, что нельзя, как правило, конкретный стиль в конкретной организации причислить к определенному "академическому" стилю.  

Вопрос  № 4 Назвать функции управления и раскрыть их содержание

 Основными  функциями управления являются  планирование, организация, мотивация  и контроль.

Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство  обеспечивает единое скоординированное  направление усилий всех сотрудников  на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих  целей).

Функция организации  представляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального  функционирования организации в  соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она  обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников  организации для достижения доставленных целей.

Функция контроля в управлении реализуется как  процесс, посредством которого руководство  организации удерживает ее на запланированной  траектории достижения целей, получая  информацию о текущих результатах  деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

Функция мотивации  предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников  организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Вопрос  № 5 Перечислить способы разрешения конфликтов.

 
стиль
 
Сущность  стратегии
Условия эффективного применения  
недостатки
  1  
 
Соревнование (конкуренция)
Стремление  добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Исход очень  важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.
   
 
Уклонение (избегание)
Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера. Исход не очень  важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. Переход конфликта  в скрытую форму
  Приспособление Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план. Предмет разногласия  более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти Вы уступили. Решение откладывается
  Компромисс Поиск решений  за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. Одинаковая  власть.

Взаимоисключающие

интересы.

Нет резерва  времени.

Другие стили  неэффективны

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены
  Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. Есть время.

Решение важно  обеим сторонам.            Четкое понимание точки зрения другого.

Желание сохранить  отношения

Временные и  энергетические затраты. Не гарантированность
 

Вопрос  № 6 Перечислить, что относится к нарушениям служебной этики

К нарушениям служебной этики относятся:

  • проявление грубости, высокомерия, неуважительного отношения к подчиненным;
  • невыполнение обещаний;
  • нетерпимость к мнениям, отличным от собственного;
  • зажим критики;
  • ущемление прав подчиненных;
  • злоупотребление положением начальника (например, навязывание подчиненным поручений неслужебного характера);
  • поручение исполнителю «через голову» непосредственного руководителя;
  • утаивание информации (особенно в условиях сокращения штатов или реорганизации);
  • критика, принижающая достоинство человека;
  • сознательное провоцирование конфликта между подчиненными — управление по принципу «разделяй и властвуй».

Прокомментируем некоторые из перечисленных факторов.   

Проявления  неуважительного  отношения к подчиненному весьма многообразны. Приведем несколько из них:

  • не ценить время сотрудника. Например, заставлять его «ловить» себя или подолгу ожидать;
  • разговаривать с посетителем не отрываясь от бумаг 
  • не предлагать посетителю сесть.

Нетерпимость  к инакомыслию  подчиненных и зажим критики идут рука об руку. Стендалю принадлежат слова, важность которых для взаимоотношения людей и для управления производством трудно переоценить: «Опереться можно только на то, что сопротивляется».   

Каждый специалист ценен своим профессиональным мнением. В развитие этой мысли в менеджменте  сформулирован такой принцип: «Если  двое специалистов во всем согласны, то один из них — лишний!»  

К злоупотреблениям служебным положением можно отнести и вышучивание подчиненного, насмешки. Ведь подчиненный может просто побояться ответить так, как он ответил бы, не будь «шутник» его начальником.  

В случае предстоящей  реорганизации или  сокращения штатов руководство нередко всячески оттягивает неприятный момент принятия решения и его оглашение, чтобы не «травмировать раньше времени». Однако отсутствие информации по таким важнейшим вопросам ведет к возникновению слухов, как правило, более неприятных, чем скрываемые решения. (Закономерность здесь такая: чем хуже слух, тем стремительнее он распространяется.) В результате создается нервозная обстановка, в которой всякий, самый незначительный инцидент, чреват конфликтом.  

Информация о работе Этика и психология управленческой культуры