Этнопсихологические и кросс-культурные проблемы исследования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 20:37, творческая работа

Описание работы

Исторически так сложилось, что психологи мало занимались поисками связи между культурой и личностью в ее целостности. В сравнительно-культурной психологии изучение личности чаще всего сводится к анализу взаимосвязей между отдельными личностными конструктами и культурными переменными.
В разных культурах сравниваются такие рассматриваемые стабильными личностные характеристики, как мотивация достижений, тревожность и т.п. Весьма многочисленны сравнительно-культурные исследования локуса контроля, т.е. качества, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний локус контроля).

Работа содержит 1 файл

Этнопсихологические и.pptx

— 881.91 Кб (Скачать)

Этнопсихологические и   
кросс-культурные проблемы исследования личности

Рассмотрим этнопсихологические  проблемы исследования личности…

 

     Исторически так сложилось, что психологи мало занимались поисками связи между культурой и личностью в ее целостности. В сравнительно-культурной психологии изучение личности чаще всего сводится к анализу взаимосвязей между отдельными личностными конструктами и культурными переменными. 

   В разных культурах сравниваются такие рассматриваемые стабильными личностные характеристики, как мотивация достижений, тревожность и т.п. Весьма многочисленны сравнительно-культурные исследования локуса контроля, т.е. качества, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний локус контроля).

   В эмпирических  исследованиях было выявлено, что  на локус контроля влияет уровень  экономического развития общества: в развитых странах люди более  интернальны, чем в развивающихся, а граждане развивающихся стран в меньшей степени могут оказывать влияние на ход своей жизни.

       Однако на локус контроля влияют не только экономические показатели. Так, в США – даже при исследовании людей с одинаковым социально-экономическим статусом – афроамериканцы оказались более экстернальными, чем белые. А люди в странах Запада в среднем более интернальны, чем в не менее экономически развитых странах Дальнего Востока. Подобные различия можно объяснить культурными факторами. Например, во-первых, и в наши дни жизнь японца подчинена традициям, а значит, в меньшей степени зависит от него самого, и во-вторых, для японского миропонимания характерен фатализм.

    

 

 

Идея контроля универсальна для всех культур.

  
Личностные черты: универсальность или специфичность?  

 

    

 Etic-подход

При проведении сравнительно-культурных ( etic ) исследований личностных черт всегда необходима эмпирическая проверка того, существует ли в каждой новой культуре конструкт, который априорно рассматривается как универсальный.

  

  

 

 

 

 Emic-подход

При emic подходе рассматриваются специфичные для культуры черты личности, и лишь затем их соотносят с конструктами, выявленными в других культурах. 

 

Социализация  в современном обществе

 

   Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

   Успешность социализации оценивается по трем основным показателям:

а) человек реагирует на другого  человека, как на равного себе;

б) человек признает существование  норм в отношениях между людьми;

в) человек признает необходимую  меру одиночества и относительную  зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и  «зависимый» существует определенная гармония. 

Индивидуализация  в современном обществе

 

  

   Если социализация — это становление  личности, то индивидуализация —  это становление индивидуальности.

   Индивидуализация - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная лич­ность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. 

 

 

Понятие инкультурации

 

   Понятие инкультурации связано с вхождением ребенка в культуру своего народа (термин ввёл М. Херсковиц).

   Этот процесс совершается  по большей части не в специализированных  институтах социализации, а под  руководством старших на собственном  опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре – в языке, ритуалах, ценностях.

Этапы инкультурации:

    • Детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. Ребенок, по мнению Херсковица, хотя и не является пассивным элементом процесса инкультурации, скорее инструмент нежели игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его права выбора или оценки. Хотя «инкультурация индивида в первые годы жизни – главный механизм стабильности и непрерывности культуры».
    • Зрелость. Инкультурация во взрослом  возрасте носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей.     Основная черта второго этапа – возможность для     индивида в той или иной мере принимать или      отбрасывать то, что ему предлагается культурой,     возможность        дискуссии и творчества. Поэтому инкультурация в     период зрелости        открывает дорогу изменениям и способствует тому,     чтобы         культура не только     сохранялась, но и развивалась.

 

Понятие культурной трансмиссии 
 
В настоящее время в этнопсихологии используется еще одно понятие – культурной трансмиссии, включающей процессы инкультурации и социализации и представляющей собой механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения .  
 
Виды трансмиссии: 

 

 

  

 вертикальная,

в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 горизонтальная, 

 когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     «непрямая», 

 при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его помимо родителей взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т.п.) .

Особенности процесса этнизации

 

 Первыми в культурантропологии процесс развития личности стали целенаправленно изучать приверженцы концепции «Культура и личность». Наибольшие достижения этнопсихологии связаны с изучением проблем социализации . Некоторые теоретики даже выделяют в качестве самостоятельных субдисциплин, имеющих свои теории и методы исследования:

 

 

 Этнографию детства Этнографию   отрочества

  
Этнография детства

 

       Первым теоретиком этнографии детства в школе «Культура и личность» был

       А. Кардинер, который рассматривал самый ранний период жизни человека как   время, когда формируется основа его личности. Наличие причинной связи       между ранними опытами ребенка и характерной для культуры базовой личностью он доказывал с помощью примеров из исследований культурантропологов, работавших в «поле». Например, на острове Алор женщины заняты земледелием и поэтому мало внимания уделяют детям: нерегулярно их кормят, не учат говорить и ходить. В результате у детей формируется противоречивое отношение к матери – тоска по материнской заботе и одновременно недоверие и враждебность, что в свою очередь приводит к формированию соответствующей базовой личности – недоверчивой, подозрительной, характеризующейся подавленной враждебностью к внешнему миру.

    Мид , как и Кардинер, появление тех или иных черт характера напрямую связывала со спецификой социализации. 

Описывая племя мундугуморов, Мид подчеркивает, что их культура характеризуется постоянными схватками, насилием и эксплуатацией. Эти агрессивные и свирепые каннибалы относятся к детям сурово, лишая их тепла и ласки. Исследовательница не устает повторять, что мундугуморы не любят детей, и именно этим объясняет появление у них агрессивных и враждебных черт характера.

   А в племени арапешей нормой, по наблюдениям Мид, является присущая не только женщинам, но и мужчинам материнская заботливость, стремление поддерживать и лелеять детей, приучать их «к непрерывному теплому ощущению безопасности», защищать от агрессии и драк. Именно обстановкой доброжелательности и вседозволенности, в которой растет маленький арапеш, объясняет исследовательница то, почему его агрессивность не направлена на других людей, а из младенца «постепенно формируется личность добродушного, кроткого, восприимчивого взрослого».

   Иными словами, Мид приходит к выводу, что агрессивность возникает из-за недостатка любви и заботы, а внимание и нежность прямо ведут к доброжелательности и пацифизму. 

 

 

Отрочество и  «переход в мир взрослых»  

 

   Временные границы периода отрочества  в разных этносах не совпадают:  «для пятнадцатилетнего древнего грека еще продолжалось детство, для украинца и туркмена начиналась молодость, а чуваш считался уже «полным мужиком» (Павленко, Таглин, 1993, с.72). В наши дни в постиндустриальном обществе период отрочества покрывает «практически все десятилетие между 10 и 20 годами».

    Выявленные различия практики социализации подростков в «примитивных» и современных (европейских и американской) культурах позволили культурантропологам «поставить под сомнение существование универсальной схемы взросления». М. Мид, сравнивая отрочество американок – сложный период жизни, сопряженный с конфликтами и стрессами, – и девушек с острова Самоа, пришла к заключению, что у подростков в традиционных культурах период полового созревания проходит бесконфликтно. Это во многом связано с присущим западным культурам подчеркиванием контраста между нормами поведения взрослых и детей.

    А в условиях общинно-родового строя среди обрядов перехода, которыми отмечались моменты изменения социальной идентичности человека от рождения до смерти, особую роль играли обряды инициации, сопровождавшие переход подростка в иное социальное состояние. Инициации – это обряды, оформляющие «переход в мир взрослых», характерный для первобытных культур институт социализации, основная задача которого состояла в формировании новой социальной идентичности подростков (в качестве полноправных членов племени, рода или мужского союза).

   Например, В «школе инициации» под руководством наставника мальчик овладевал самыми сложными навыками в мужской работе – изготовлении оружия, приемах охоты. Но еще больше соплеменники были озабочены его воспитанием в качестве члена общности. Юного аборигена посвящали в религиозные тайны племени, учили священным мифам и песням, тайной мужской лексике, сложным танцевальным движениям – всему тому, что ему было необходимо, чтобы не только познать окружающий мир, но и уметь влиять на него. По завершении инициации абориген – обычно между 20 и 25 годами – получал новое имя и право на звание «младшего мужчины», что символизировало его второе рождение, знаменовало полную потерю старой идентичности и приобретение новой.

 

У местных индейских племен (территория Бразилии) существует обряд  инициации мальчиков, которые надевают специальные варежки, доказывая  тем самым, что они настоящие  мужчины. Эти муравьи обладают очень сильным ядом, умея жалить свою жертву так, чтобы невыносимая боль чувствовалась еще целые сутки. Согласно обряду инициации, когда мальчик или юноша надевает перчатки, он должен выдержать боль, чтобы потом зваться мужчиной. Но нередко такие обряды заканчивались параличом рук или даже почернением пальцев, ведь по ощущениям засунуть руки в такие варежки, все равно, что держать руки на раскаленных углях.

 

Обряд инициации  мальчиков

Сравнительно-культурные исследования социализации в мировой  этнопсихологии

 

 Американские ученые во главе с Г. Барри провели целый цикл архивных исследований, в которых оценка практики воспитания в 104 культурах делалась двумя и более экспертами. Они предположили, что группа заинтересована в воспитании у детей в первую очередь качеств, которые им пригодятся во взрослой жизни в обществе с определенным типом хозяйственной деятельности. Их гипотеза состояла в том, что для членов скотоводческих и земледельческих обществ, где круглый год совместными усилиями производятся и накапливаются материальные ресурсы и даже возможен их избыток (обществ «с большими запасами пищи», по их терминологии), функциональны прежде всего добросовестность, ответственность и консерватизм. А члены обществ охотников и собирателей, характеризующихся низкими запасами материальных ресурсов (обществ «с малыми запасами пищи»), должны быть уверенными в себе и идущими на риск.

   При архивном исследовании 104 обществ гипотеза подтвердилась: охотники и собиратели были ориентированы на воспитание у детей самостоятельности и независимости, а скотоводы и земледельцы – ответственности и послушания. Эта связь сохранилась и при использовании для анализа глобального измерения социализации – самоутверждения/уступчивости.

Информация о работе Этнопсихологические и кросс-культурные проблемы исследования личности