Эволюция НАТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. После распада мировой системы социализма и Советского Союза современные политические отношения характеризуются обострением борьбы различных центров силы, блоков, союзов, временных альянсов за сферы влияния. Геополитические интересы ведущих стран мира стали основной движущей силой современных политических процессов. Коренное изменение современного миропорядка и геополитической ситуации на планете после прекращения идеологического противостояния двух социальных систем происходит на фоне повсеместного усиления угроз безопасности и проявлений международного терроризма, что актуализирует необходимость обновления идейно-теоретических и методологических основ исследования геополитических интересов как важного фактора современного политического процесса.

Работа содержит 1 файл

курсовая Бурнашев.docx

— 216.45 Кб (Скачать)
p align="justify">      На  мой взгляд, многовекторность российских интересов безопасности стала не единственным основанием для отказа считать Россию полностью европейской  державой.  Другим, не менее весомым  аргументом в пользу отказа стал разнородный  набор идеологических соображений. Византийский путь России к христианству — но тогда и другие «поствизантийские» государства не являются Европой. Имперские  антидемократические традиции становления  российской государственности —  но ведь и Германия прошла через  империю прежде, чем стала образцом демократии. Наконец — 70 лет правления  большевиков. Большевистская Россия на всем протяжении ХХ века однозначно воспринималась как угроза безопасности западноевропейским демократиям. Отсюда — разные варианты политики сдерживания России, появившиеся  в Европе задолго до того, как  сам термин «сдерживание» был  введен в политический дискурс.

      Огромное, даже чрезмерно огромное значение в  создании эффективной системы европейской  безопасности имеют идеологические аспекты, которые во многом предопределяют внешнюю политику и позицию стран  Евросоюза. Эти аспекты традиционно  играли большую роль в отношениях между Западом и Востоком в  Европе, начиная с раннего средневековья, заложив определенную традицию негативного  отношения друг к другу. О чисто  культурных противоречиях и противостояния Восток и Запад было написано много  монографий российскими учеными41. Причем во многом эта традиция, на мой взгляд, имеет субъективный характер. Это особенно наглядно видно из истории Второй мировой войны, когда очевидная угроза порабощения остальной Европы гитлеровской Германией стала катализатором в развитии отношений СССР и с другими европейскими государствами. Так, уже через месяц с небольшим после нападения Германии, было подписано "Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в борьбе против Германий", которое положило начало формированию антигитлеровской коалиции. "Хотят как отмечают российские критики, - во время переговоров и не были ликвидированы расхождения между СНГ и Англией по ряду вопросов, но принятое соглашение имело важное значение в образовании будущего союза государств ..."42.

      После Второй мировой войны потребовались  три десятилетия кризисного развития международных отношений для  того, чтобы в 1975 г., после подписания Хельсинкского Заключительного  акта СБСЕ, границы Европы как региона  безопасности раздвинулись, охватив  пространство «от Ванкувера до Владивостока». Статус европейских держав получили два географически внерегиональных  актора — США и Канада43. Европейская культура безопасности пополнилась принципом равной и неделимой безопасности. (выделено мною. — Б.М.).

            Фрагментация хельсинкской Большой Европы может пойти и  на пользу, и во вред интересам безопасности государств, расположенных на этом обширном пространстве. Специфика переходного  периода нынешней архитектуры европейской  безопасности — в «балансировании между кооперативной и конфронтационной моделями обеспечения безопасности»44. В значительной мере это объясняется не всегда совпадающим восприятием угроз безопасности и разной интерпретацией принципов реагирования на них.

      Резюмируя в данной части, в целом  можно  утверждать, что по окончании холодной войны некогда единый регион европейской  безопасности, уже не спаянный страхом  взаимного уничтожения, расслоился. Границы европейских субрегионов  безопасности теперь частично перекрывают  друг друга, а по периметру хельсинкской Большой Европы перекрывают и  границы соседних регионов. Прежняя  региональная замкнутость Европы, как, впрочем, и других регионов, размывается. Теоретически и практически вопрос возвращается, таким образом, к переосмыслению соотношения регионального и  глобального уровней обеспечения  безопасности.

 
    1. Взаимоотношения Россия-НАТО: российский подход к формированию системы европейской  безопасности в свете  проекта Договора о европейской  безопасности.

Европейский вектор – это традиционное приоритетное направление внешней политики РФ. В течение уже почти двадцати лет с момента окончания «холодной  войны» динамика и характер трансформации  данного вектора, также как и  цели российской внешней политики в  Европе, определяются двумя основными  и практически параллельно происходившими процессами: расширением НАТО и ЕС на восток. Поэтому, вполне закономерно, что в контексте анализа жизнеспособности Договора о европейской безопасности, необходимо сфокусировать внимание на двух уровнях оценки.

      В начале июня 2008 г. Президент Российской Федерации Д.Медведев выдвинул в  Берлине инициативу о заключении Договора о европейской безопасности45, которая была зафиксирована в принятой в середине июля 2008 г. Концепции внешней политики Российской Федерации.

      «Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона - от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняется в нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху «холодной войны». Именно на это направлена инициатива заключения Договора о европейской безопасности, старт разработке которого можно было бы дать на общеевропейском саммите.»46

      Во  время визита на Кипр Д. Медведев заявил в Никосии, что в настоящее  время безопасность в Европе является "фрагментарной", поскольку какие-то страны связывают свою безопасность с НАТО, какие-то с Евросоюзом, какие-то - с другими блоками. В связи  с этим "необходимо что-то другое"47.

      Президент РФ дополнительно развил позицию  по ключевым смысловым элементам  Договора на Конференции по мировой  политике в Эвиане (Франция) в октябре 2008 г.48 и, через месяц, на саммите Россия–Европейский союз во французской Ницце49. В частности, в своем выступлении в Эвиане Д. Медведев подчеркнул ущербность т.н. НАТО-центризма в предотвращении конфликтов, а также необходимость создания единой и надежной системы общеевропейской безопасности.

      На  основе контент-анализа выступлений  Президента РФ в Берлине, Эвиане и  Ницце, а также самого Проекта  Договора о европейской безопасности5051, считаю целесообразным выделить основные элементы обсуждающегося проекта договора, на которые Д. Медведев призвал мировое сообщество обратить особое внимание:

      Новая система европейской  безопасности должна объединить всю Евро-Атлантику  на основе общих правил игры и в юридически обязывающей форме  обеспечить общие  гарантии безопасности.

    1. чёткое подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евроатлантическом пространстве.
    2. недопустимость применения силы или угрозы её применения в международных отношениях. В частности, в этом смысле  в будущем договоре следовало бы сделать упор  на переговорных «развязках» – с учётом мнения сторон и при безусловном уважении к миротворческим механизмам, а также закрепить переговорный механизм.
    3. Гарантии обеспечения равной безопасности. Упор на 3 «не» А именно: не обеспечивать свою безопасность за счёт безопасности других. Не допускать (в рамках любых военных союзов и коалиций) действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности. И, в-третьих, не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников договора.52
    4. ни одно государство и ни одна международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе.
    5. установление базовых параметров контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве. А также новое качество взаимодействия, новые процедуры, новые механизмы взаимодействия по таким направлениям, как распространение ОМУ, наркотрафик и терроризм.53

      Действительно, постановка проблемы и ориентиров на ее решение была крайне своевременной  и назревшей. Еще до августовского  кризиса на Кавказе возникла острая необходимость в том числе  разработки единых и обязательных для  всех «правил игры», например, из-за проблем вокруг Договора об обычных  вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Косово. События на Кавказе в  августе 2008 г. особо подчеркнули  «неадекватность существующей европейской  архитектуры безопасности, неэффективность  имеющихся механизмов поддержания  международно-политической стабильности»54 и потребность в создании подлинно открытой системы коллективной безопасности в Евро-Атлантическом регионе.

      Договор, по мнению России, призван обеспечить равную безопасность для всех государств, в юридически обязывающей форме  зафиксировать основы взаимодействия между его участниками, как государствами, так и международными организациями, для укрепления мира, повышения стабильности и обеспечения безопасности в  Европе и в глобальном масштабе.

      Представленный  Москвой проект Договора о европейской  безопасности – «попытка разрешить  самое главное для России противоречие о расширении НАТО на пространство СНГ»55. Несмотря на критику со стороны Запада относительно попыток Москвы установить droit de regard в отношении НАТО, проект Договора налагает равные обязательства на его участников, то есть каждое из положений Договора применимо и к России. Кроме того, само название проект Договора предполагает активное участие сторон в его обсуждении, выдвижении альтернативных предложений и подходов.

      Немаловажным  является и вопрос о самой архитектуре  европейской безопасности, без которой  Договор просто повиснет в воздухе. Глава российского МИД, С. В. Лавров, неоднократно подчеркивал, что Россия не предлагает создавать какие-либо новые организации, а также отменять или ликвидировать какие-либо из существующих организаций56. С этой позицией согласен и Запад.

      В рамках российской позиции по новому Договору делается акцент на нескольких блоках. Первый касается неделимости  безопасности, второй – контроля над  вооружениями, а третий – урегулирования региональных конфликтов в евроатлантическом  пространстве.

      Вместе  с тем, в самом НАТО  позиция  по вопросу принятия такого договора очевидна и предельна ясна: «…мы не видим никакой необходимости в новых документах и новых юридически обязательных к выполнению договоров", - заявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен.57

      На  самом же деле, российская сторона  не предлагает ничего нового по сравнению  с тем, что уже было продекларировано в виде политических заявлений, а  также коллективных политических заявлений  на высшем уровне всеми государствами  Евроатлантики в 90-е годы, когда  принимались документы ОБСЕ, документы  Совета Россия – НАТО, включая одобренную в 1999 году Хартию европейской безопасности.Однако, данный Проект ДЕБ служит для Европы своего рода проверкой на искренность.

      Новизна состоит в том, что инициатива Президента РФ предлагает эти политические обязательства перевести в разряд юридических. В частности, министр  иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, «что в жанре  политических деклараций эти обязательства не работают.  Они не работают, и мы видим это в контексте разработки новой стратегической концепции  НАТО. В ходе работы над данной концепцией обсуждается, в частности, идея наделить по сути дела самих себя, то есть страны – члены НАТО, правом применять силу в любой точке земного шара при этом необязательно по разрешению Совета Безопасности ООН»58. Данное положение Новой стратегической Концепции беспокоит российскую стороны, т.к. по сути означает продвижение к российским границам.

      Одно  из противоречий понимания безопасности российской стороны и НАТО лежит  в статье59, в которой говорится об оказании помощи. Россия хочет предоставить членам новой организации – так же, как это предусмотрено в статье 5 Североатлантического договора, – право оказать помощь члену организации в случае вооруженного нападения – в том числе и военную помощь. Будет ли необходимо в таком случае решение ООН? Или должна быть создана широкая законодательная основа для проведения военных интервенций? Ответы на все эти вопросы мог бы дать российский министр иностранных дел Сергей Лавров в рамках Мюнхенской конференции60, но конкретизации не последовало. Последовала, ставшая обычной, критика существующих механизмов безопасности в Европе.

      Серьезные геостратегические противоречия НАТО и России, которые в настоящее время не могут быть решены (расширение НАТО на Восток, размещение системы ПРО в Европе, стремление альянса заменить собой ООН, многочисленные нарушения международного права), в обозримом будущем могут привести к масштабным вооруженным конфликтам с непредсказуемыми последствиями. Поэтому в новой стратегической концепции НАТО России уделяется отдельное большое внимание.

      Важно отметить, что почти все положения, направленные на повышение качества сотрудничества с Россией и разрешение существующих между сторонами противоречий, основаны на необходимости убедить Россию в том, что деятельность альянса не направлена против ее национальных интересов. Причем механизм принятия компромиссных и альтернативных решений отсутствует, т.е. альянс на практике не намерен учитывать мнение своего «равноправного партнера». В связи с этим убедить, по мнению НАТО, значит не принимать совместные с Россией решения, а информировать ее об уже принятых таким образом, чтобы она поверила в благие намерения альянса. Единственный способ реализации поставленной цели – обеспечение поддержки политики НАТО российским обществом. Информационные технологии всегда были надежной опорой альянса, но Стратегическая концепция 2010 г. сделает их главным инструментом блока в борьбе с современными вызовами и угрозами. Об этом написано в рекомендациях группы экспертов61, которые были составлены по итогам социологических исследований в разных странах мира, где рабочая группа рассказывала о незаменимой глобальной роли альянса как гаранта безопасности и стабильности в XX в.

Информация о работе Эволюция НАТО