Юмор как зрелый механизм психологической защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть юмор, как психологическую защиту.


Гипотеза: юмор является зрелой психологической защитой.


Объектом являются механизмы зрелой психологической защитой.


Предмет: юмор.


Задачи:

-ознакомление с теоретическим материалом по механизмам психологической защиты;

-определить юмор, как разновидность психологической защиты;

- осветить обзорное исследование юмора в различных областях;

-сделать вывод по работе.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 56.42 Кб (Скачать)
 

Исследования  чувства юмора в современной  психологии приобретают всё большую  популярность. На западе эта работа ведётся давно, создаются ассоциации по изучению юмора, накоплен большой  массив эмпирических данных. В отечественной же психологии эта область исследований только зарождается, но нетрудно предсказать её бурное развитие, в связи с универсальностью самого феномена. По мнению большинства учёных, чувство юмора является неотъемлемым атрибутом культуры и функционирует как механизм развития культурных норм в общественном и в индивидуальном сознании. 

Интерес к исследованиям  чувства юмора больных психическими заболеваниями обусловлен распространённым среди клиницистов мнением о  том, что его нарушения могут  иметь диагностическую значимость. Восприятие юмора является уникальным феноменом, в котором наглядно проявляется  единство интеллекта и аффекта. В  связи с этим, предполагают, что  нарушения чувства юмора могут  возникать прежде развития более  грубых интеллектуальных или эмоциональных  нарушений, что позволяет проводить  тонкую диагностику на ранних стадиях  заболевания. Однако, несмотря на практическую значимость подобных исследований для  клинической практики, до сих пор  эмпирических данных в этой области  крайне мало, и предлагаемое исследование становится одним из первых шагов  на пути преодоления этого разрыва. 

Анализ немногих существующих работ по исследованию нарушений чувства юмора у  больных психическими заболеваниями  позволяет объединить их в 2 основных направления. Количественный подход предполагает наличие “снижения” чувства юмора  у пациентов (например, [11]). Он не даёт психологического объяснения такому дефициту и не позволяет дифференцировать больных с разными диагнозами. Кроме того, восприятие юмора является сложным многомерным феноменом  и включает ряд параметров: интеллектуальное понимание соли шутки, эмоциональную  включённость, расположенность к  смеху и т. д. Поэтому и нарушение  чувства юмора, очевидно, происходит не равномерно. 

Качественный  подход связан с анализом специфики  чувства юмора больных различными психическими заболеваниями. Он даёт значительно больше возможностей для концептуализаций, но до сих пор останавливается на этапе описания феноменологии нарушений. Предлагаемое исследование, выполненное, скорее, в рамках качественного подхода, в то же время включает анализ компонентов чувства юмора, которые могут составлять клиническую картину его дефицита. 

В качестве центральной  гипотезы исследования было выдвинуто  предположение о наличии нозологической специфики нарушений чувства  юмора при аффективных расстройствах  и шизофрении. При этом у больных  аффективными расстройствами предполагалось увидеть снижение эмоционального и  поведенческого ответа при восприятии юмора на фоне сохранного интеллектуального  понимания соли шуток. У больных  шизофренией акцент делался, скорее, на выявлении когнитивных трудностей при восприятии юмора, способности  к распознаванию юмора, а также  предпочтений специфических видов  юмора. Таким образом, аффективные  расстройства и шизофрения рассматривались  в качестве психических заболеваний  с противоположными нарушениями  чувства юмора. 

Испытуемые В  исследовании приняли участие 4 группы испытуемых мужского пола в возрасте от 17 до 32 лет, всего 101 человек. Это больные  аффективными расстройствами, соответствующие  по МКБ-10 рубрикам F-32.0, F-32.1, F-32.2 (18 человек), вялотекущей шизофренией, соответствующие  рубрике F-21.0 (23 человека), приступообразно-прогредиентной шизофренией, соответствующие по МКБ-10 рубрикам F-20.0, F-20.1, F-20.3 (30 человек), и  контрольная группа психически здоровых людей (30 человек). 

Методический  аппарат Было выделено несколько  уровней анализа нарушений чувства  юмора: 1) узнавание юмора в потоке неюмористической, серьёзной информации, 2) субъективная оценка его качества и 3) выраженность поведенческой реакции (смеха). Для изучения процесса узнавания юмора использовалась методика “выделение юмористических фраз”. Стимульный материал включает 17 фраз, среди которых юмористические и неюмористические, а также остроумные афоризмы. Испытуемым предлагалось разделить фразы, представленные на отдельных карточках, на юмористические и неюмористические. Отклонение от оценок группы здоровых людей считалось нарушением способности к узнаванию юмора. Основываясь на результатах более ранних исследований предполагалось, что у больных приступообразно-прогредиентной шизофренией способность к распознаванию юмора нарушается. 

“Методика оценки предпочитаемых приёмов остроумия” первоначально была разработана  для выявления специфики предпочтений испытуемыми анекдотов, основанных на тех или иных приёмах остроумия. Стимульный материал включает представленные на отдельных карточках 36 анекдотов, основанных на одном из 12 приёмов  остроумия по А.Н. Луку: ложное противопоставление, ложное усиление, абсурд, юмор нелепости, совмещение планов, намёк, двойное истолкование, ирония, обратное сравнение, сравнение  по отдалённому признаку, повторение, парадокс. Испытуемому предлагалось поделить анекдоты на 1) совсем неудачные, 2) несмешные, 3) довольно смешные и 4) особенно удачные. По результатам классификации каждый анекдот получал соответствующую балльную оценку от 1 до 4. В процессе выполнения задания фиксировались анекдоты, ранее знакомые испытуемому, а также его смеховые реакции при чтении анекдотов, которые оценивались по пятибалльной шкале: 0 – нет реакции, 1 – улыбка, 2 – усмешка, 3 – смех, 4 – хохот. Кроме того, испытуемого просили выбрать по 2 самых неудачных и самых удачных анекдота, которые затем обсуждались. В ходе обсуждения испытуемого спрашивали о том, с точки зрения какого персонажа он воспринимал эти анекдоты. 

Для оценки интеллектуальных и эмоциональных нарушений у  пациентов в исследовании использовался  набор дополнительных методик: «10 слов», «пиктограмма», «исключение предметов», «предметная классификация» опросник депрессии Бека, рисунок несуществующего животного. 

Результаты Нарушение  узнавания юмора С помощью  критерия Стьюдента был проведён анализ того, какие фразы оценивались  испытуемыми как юмористические, неюмористические и неоднозначные.

Таким образом, во всех группах, кроме группы больных  приступообразно-прогредиентной шизофренией, фразы оценивались одинаково  с высокой значимостью. Поэтому  был сделан вывод о том, что  для этих больных характерно нарушение  узнавания юмора. Данное нарушение  может проявляться как в неспособности  определить наличие юмора, так и  в наделении шутливым смыслом  неюмористического текста.

Интересно, что  отклонение оценок у испытуемых с  единичными соскальзываниями небольшое, в то время как отклонение оценок у испытуемых с выраженным искажением процессов обобщения существенное. Таким образом, различия в оценках  фраз между больными приступообразно-прогредиентной шизофренией и остальными группами объясняется выраженностью у  них нарушений мышления. 

Как и ожидалось, значимой связи между депрессивным синдромом и отклонением оценок фраз от нормы обнаружено не было. Это  согласуется с клиническими наблюдениями. У депрессивных пациентов нет  настроения шутить, но при отсутствии когнитивных нарушений они легко  узнают юмор и могут засмеяться в  ответ.

Больные приступообразно-прогредиентной шизофренией предпочитают анекдоты, дискриминирующие противоположный  пол. Возможно, этот юмор наиболее примитивен. 

Только при  выраженных нарушениях мышления больные  шизофренией предпочитают юмор, основанный на разрешении противоречия, что формирует  особое шизотипическое чувство юмора, наблюдаемое клиницистами. То, что  больные приступообразно-прогредиентной шизофренией предпочитают анекдоты, основанные на разрешении противоречия, хорошо соотносится со снижением  у них способности к узнаванию  юмора среди неюмористической информации. Известно, что эти больные плохо  понимают контекст интеракции. Другими  словами, они не чувствуют, шутит  ли собеседник, или говорит серьёзно. Поэтому при узнавании юмора  они могут опираться лишь на когнитивную  его составляющую – разрешение противоречия. Однако разрешение противоречия не всегда связано с комизмом. Этот нюанс  больные приступообразно-прогредиентной шизофренией не чувствуют, поэтому  многие из них приняли за юмор остроумный, но серьёзный философский афоризм. 

Предпочтения  анекдотов при вялотекущей шизофренией  формируются в зависимости от преобладания у больного соответствующих  эмоциональных или когнитивных  нарушений. Чем больше выраженность аффективного компонента, тем вероятнее  предпочтение больным цинично-пессимистического  юмора и неприятие неприличных  анекдотов. При нарастании интеллектуального  дефекта пациент, скорее, предпочтёт анекдоты, основанные на разрешении противоречия и дискриминирующие противоположный  пол. Таким образом, настоящее исследование позволяет оценивать структуру  дефекта и является первым шагом  в разработке соответствующих диагностических  методик. 

               Заключение.

Подводя итог данной работы можно сказать, что произошло  достаточно полное ознакомление с теоретическим  материалом по механизмам психологической  защиты. Были рассмотрены  различные  виды данных механизмов, и представлено их краткое описание.

Также был определен  юмор, как разновидность психологической  защиты. В частности юмор был показан  как вид сублимации и копинг-стратегии ( защитное совладание). Юмор – защита человеческого Я, поскольку позволяет сохранить самообладание, достоинство и самоконтроль в исключительных (экстремальных) ситуациях. Также юмор является именно зрелой психологической защитой, т.к. носитель подлинного чувства юмора не может не иметь некоего нравственного стержня, не может не опираться на нравственные идеалы, так как в противном случае шутки и остроты перерождаются в циничные оскорбления, пошлые высказывания, унизительные издевки.  

В том числе  были рассмотрены проявления юмора  в различных областях, в частности: различие чувства юмора у мужчин и женщин, юмор в лидерстве и нарушение чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах.

Было выявлено, что юмор лидером в группе может  использоваться как средство снятия различных ситуаций межличностной напряженности в условиях выполнения групповой задачи. Но с другой стороны юмор должен быть преподнесен так, чтобы быть понятым окружающими, и не был воспринят ими негативно.

Также можно  сказать, что юмор у больных шизофренией  соответствует имеющимся эмоциональным  и когнитивным расстройствам. А  у людей с депрессивным синдромом  без когнитивных нарушений присутствует узнавание юмора.

Таким образом, юмор выступает в качестве защитного  механизма и становится одной  из форм самоутверждения личности, юмор помогает в установлении  контакта в группе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Иванова Е.М., Ениколопов С.Н. Исследования чувства юмора в психологии (обзор) // Вопросы психологии, 2006. № 4.
  2. Интернет-ресурс: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/default.stm
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г (ред.) Краткий психологический словарь, Политиздат, Москва, 1985
  4. Интернет-ресурс: статья «Юмор – это серьёзно» Иванова Татьяна Вениаминовна.
  5. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара, Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000
  6. Интернет-ресурс: статья «Психологические защиты: «синтез» по модели «А». Соционика, ментология и психология личности». Шлаина В.М. 2006.
  7. Интернет-ресурс: статья «Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика» Романова Е., Гребенников Л.
  8. Интернет-ресурс: статья «Способы психологической защиты»  Морозов А.В.
  9. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005.
  10. Азбука социального психолога-практика. Авторы Кондратьев М. Ю., Ильин В. А., ПЕР СЭ, Москва, 2007
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

Введение ……………………………………………………………….1

Глава 1 Теоретические исследования.

1.1 механизмы  психологической защиты...………………………….4

1.2 юмор, как психологическая защита…………………………...….6

Глава 2 Обзорное исследование юмора в различных областях.

2.1 различие чувства юмора у мужчин и женщин.…………………11

2.2 юмор в лидерстве…………………………..……………………..13

2.3 нарушение  чувства юмора при шизофрении  и аффективных расстройствах…………………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………...…...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Юмор как зрелый механизм психологической защиты