Юридическая психология. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:10, курс лекций

Описание работы

Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей и вообще в связи с проблемами судопроизводства, поэтому в начале этого столетия стали именоваться «судебной психологией». Только в 60-х гг. профессором А.Р. Ратиновым было предложено новое название «юридическая психология», официально включенное в 1969 г. в перечень научных специальностей. Новое название означало новое понимание сущности и возможностей психологии в юридической практике, ее применение во всех областях юридической деятельности, а не только в рамках судопроизводства. Сразу следует оговориться о том, что впервые термин «юридическая психология» ввел швейцарский психолог Эдуард Клапаред в 1906 г.

Содержание

1) Актуальность и место юридической психологии.
2) Предмет, задачи и структура юридической психологии. Междисциплинарные связи.
3) Методология и методы юридической психологии.
4) История юридической психологии.
5) Правовая психология и правосознание.
6) Психология юридического труда. Психология следователя. Профессиональная деформация.
7) Основы общей психологии. Отдельные психологические вопросы: агрессивность, психологические защиты.
8) Основы социальной психологии.
13) Криминальная психология: причины преступности, психология личности преступника.
14) Криминальная психология: типологии личности преступников.
15) Криминальная психология: психология преступного деяния, феномен преступных групп, психология несовершеннолетних преступников.
16) Психология предварительного следствия: психология расследования преступлений, психология обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.
17) Психология следственных действий: психология допроса (коммуникативный контакт, приемы правомерного психологического воздействия, основные стадии, психологический анализ результатов).
18) Психология следственных действий: психология осмотра места происшествия, очной ставки, следственного эксперимента, обыска и опознания.
19) Судебно-психологическая экспертиза, ее отдельные виды (примеры).
20) Психология судебного процесса.
21) Исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология.

Работа содержит 1 файл

157267.rtf

— 1.14 Мб (Скачать)

      По существу, весь дошкольный возраст характеризуется двумя важнейшими особенностями (по Пиаже): эгоцентризмом и связанным с ним явлением центризма. Под эгоцентризмом подразумевается то, что ребенок полагает, будто мир организован и создан для него, он не способен видеть вещи с точки зрения другого человека, неспособен "думать о своих мыслях". Центрация выражается в обращении внимания на единственные, бросающиеся в глаза признаки, что оставляет мышление дологическим.

      При работе с детьми данной категории важно иметь в виду следующее. Прежде всего необходимо произвести первичную семейную диагностику и правильно сориентироваться в индивидуально-психологических особенностях ребенка (темперамент, черты характера).

      Во-вторых, в силу образности мышления ребенку трудно решать задачу в отвлеченном виде. Поэтому отдельные следственные действия с ребенком-дошкольником рекомендуется проводить непосредственно в той обстановке, в которой находился ребенок (на месте происшествия). Это будет способствовать активизации мыслительной деятельности в процессе допроса или других следственных действий.

      В-третьих, конечно, как и указанное ранее - требование создания положительного настроя в процессе допроса. Для этого рекомендуется предложить ребенку посмотреть какую-нибудь привлекательную игрушку, интересную книжку, загадочный предмет. Большой ошибкой является использование следователем в качестве поощрения конфет и других сладостей. Помимо того, что такой подход антипедагогичен, следует знать, что для ребенка дошкольного возраста слово, похвала, положительная оценка взрослого являются более эмоционально значимым фактором, чем угощение.

      Приведу вам один интересный пример для иллюстрации сказанного (с. 14, Мамайчук, "Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних").

      Младший школьный возраст (6-10 лет). Как считает Божович Л.И., кризис 7 лет - это период рождения социального "я" ребенка. Происходит дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка. Ему свойственно стремление получать обратную связь от взрослого в виде оценки его действий, разбора и анализа полученного результата (чрезвычайно важно понять "как" сделать). В этом возрасте ребенок активно учится навыкам социального поведения. Учебная деятельность выходит на первое место (игра - на задний план) и становится определяющей развитие ребенка, которое все больше вплетается в социальный контекст. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников (мотивация достижения, мотивация избегания неудач, престижная и компенсаторная мотивация). Мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, становится доминирующей функцией. Это центральное новообразование этого периода, а также развитие чувства компетентности (или полноценности в противоположность комплексу неполноценности).

      У детей в младшем школьном возрасте активно развивается целенаправленность восприятия, но недостаточная дифференцированность и поверхностность по-прежнему остаются характерными особенностями, хотя и в меньшей степени. Характерной чертой восприятия младшего школьника является также неточность отражения сходных объектов (н дети при опознании нередко ориентируются на одежду, усы, шнурки ботинок и пр., и в результате затрудняются узнать преступника, особенно если он в другой одежде). Поэтому можно использовать фотографии, предложить нарисовать рисунок, спросить на кого из близких он похож и пр. Учитывая также недостаточный объем внимания, рекомендуется спросить ребенка о необычном, красивом, новом у преступника.

      Важно учитывать, что дети знают только те временные отношения, с которыми они познакомились в своей жизни. В связи с этим необходимо уточнять время по (привычным) действиям ребенка или его родителей.

      Развитие пространственных восприятий у детей младшего школьного возраста также тесно связано с их опытом. Поэтому следственные действия рекомендуется проводить на месте происшествия или в ходе допроса постоянно моделировать ситуацию (например, предложить детям нарисовать план комнаты).

      Дети этого возраста хорошо усваивают все новое, яркое, конкретное. Легко запоминается то, что ребенка интересует, что близко его касается. Сходства ребенок запоминает лучше, чем различия. То, что ребенок начинает не только воспринимать ситуацию, но и осмысливать, значительно повышает эффективность свидетельских показаний в сравнении с дошкольником.

      Характер внимания ребенка зависит не только от значимости объекта для него, но он и с большой готовностью старается удержать внимание на том, на что указывает взрослый. Эти особенности необходимо учитывать в следственной практике. В связи с этим можно привести такой пример (с. 22-23, Мамайчук, "Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних").

      Нередко дети при описании ситуации прибегают к фантазированию. Склонность к фантазированию зависит от нескольких причин. Достаточно часто это связано с тем, что непонимание внутренней сути ситуации, недостаточность логической аргументации затрудняет переработку образов действительности в воссоздающем воображении и ребенок переходит к фантазированию, т.е. к описанию того, чего на самом деле не было.

      В целом, в процессе допроса и других следственных действий с младшими школьниками очень важен психологический контакт следователя с ребенком. Не следует прерывать естественное простодушное проявление чувств. Нельзя брать с детей обещаний и клятв о том, чтобы они говорили только правду - это иногда запугивает детей, снижает эффективность и доверительность беседы.

      Подростковый возраст (11-14 лет). Строго говоря, человек является подростком от 13 до 19 лет, с чем согласны большинство исследователей. Такие широкие рамки, а также отличие в обозначении начала этого периода (в нашей таблице с 11 лет) связаны прежде всего со значительными индивидуальными колебаниями в развитии конкретного ребенка, в том числе обусловленных половыми различиями (девочки раньше вступают в подростковый возраст 11-12 лет) и явлениями акселерации.

      Еще в прошлом веке понятий "подросток", "подростковый возраст" просто не существовало (истоки первых исследований относятся к 1890 г.). Девочка, вступившая в пору полового созревания, была маленькой женщиной, ее одевали как маленькую женщину, с ней обращались как с маленькой женщиной. С мальчиками дело обстояло лучше - понятие "отрок" в какой-то мере отражало сущность того, что мы сегодня понимаем под словом "подросток".

      Почему же подросток в современной жизни привлекает столько внимания самых различных специалистов? Как метко заметила Франсуаза Дольто (известный французский аналитик), подростковый возраст - это мутационная фаза. Глубина этой точной фразы и является ответом на вопрос. Если посмотреть на подростковый возраст с точки зрения правовой сферы, то, как замечает Миньковский, личность несовершеннолетнего преступника является "кристализационным центром" проблемы преступности. Преступность несовершеннолетних является источником преступности взрослых людей (по некоторым данным, около 85 % рецидивистов свое первое преступление совершили в возрасте до 18 лет).

      Некоторые исследователи в связи с подростковым возрастом вводят понятие "подростковый криз". Подростковое развитие имеет два важных аспекта, определяющих и направляющих его течение. Это личностная нестабильность, о которой очень хорошо написала в свое время Анна Фрейд (с.143-144, Кулагина, "Возрастная психология"). Другой аспект - чувство взрослости как центральное новообразование этого периода. Потенциально, но не реально, в социальном смысле, подросток - это уже взрослый человек, он не считает себя ребенком и ожидает равных отношений со взрослым, с позиции "личность - личность", а не "ребенок - взрослый". Депривация возможностей проявлений своей взрослости, утверждения своего "я", противоречие с реальной зависимостью подростка и составляет сущность кризиса этого периода. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение, появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Универсальная цель отрочества - избавление от родительской опеки.

      В общении с подростком взрослому важно соблюдать его личные границы (будь то его внутренний мир или двери его комнаты). Для подростка важно, чтобы взрослый был взрослым, а не ребенком, чтобы он оставался компетентным примером при всех попытках развенчания его авторитета. Социальная же незрелость подростка проявляется, например, в жажде идолов или кумиров (музыканты, спортсмены и т.д.)

      Можно обозначить три вектора проблем подросткового возраста: проблемы телесного уровня, связанные с перестройкой организма и половым созреванием критичность к своей внешности и вообще повышенный интерес к ней, стеснительность вплоть до дисморфофобии; интеллектуальные проблемы, связанные с тем, что дети интуитивно ощущают возможности своего ума, появляется склонность к задаванию вопросов, прослеживанию логики рассуждения, кроме того, характерна диалектичность мышления (черно/белое); и, наконец, личностные проблемы, связанные с развитием самосознания, своего внутреннего "я", это то, что мы уже обозначили как соблюдение личных границ подростка.

      С последними двумя типами проблем связано построение и переоценка системы ценностей - основной процесс морального развития в подростково-юношеском возрасте. Переоценка ценностей ведет к переоценке риска, в связи с чем некоторые молодые люди участвуют во многих рискованных затеях. Многие исследователи считают, что подростки недооценивают вероятность печального исхода, другими словами они считают себя неуязвимыми (персональный миф). Они сосредотачивают внимание, в основном, на преимуществах рискованных форм поведения - возможности вырасти в глазах сверстников или пьянящего чувства свободы от запретов. Рискованное поведение может быть следствием когнитивного экспериментирования или - диаметрально противоположного ему - стремления к примитивному наслаждению. Подростковый риск нередко выражается в делинквентном поведении (см. таблицу).

      К слову говоря, многие авторы, в основном зарубежные, говорят об особой предрасположенности к совершению правонарушений в подростковом возрасте, т.е. о существовании антиобщественной фазы развития молодого человека (!). Но большинство отечественных авторов, исходя из значительного экспериментального материала, считают, что антиобщественное поведение нельзя объяснить общими для всего контингента подростков особенностями. Большинство подростков совершают правонарушения преднамеренно, хотя эта преднамеренность не всегда в полной мере осознается.

      Обобщая основные характеристики подростка, нельзя не сделать поправку на современность. Очевидно, что подростки, которых мы знаем сегодня, совсем не те, которые были лет 10-20 назад. Да и сами мы, оглядываясь назад, не без оснований считаем, что были другими. На развитие подростков в значительной степени влияет общество, в котором они растут. Формирование личностей подростков, их роль и будущее во многом зависят от общества, в котором они живут. Что для них характерно сегодня, в условиях нестабильности нашего общества? В условиях пропаганды на киноэкранах насилия и жестокости, рекламы, формирующей марионеточного потребителя? В условиях переосмысления ценностей? Без наличия должной социальной защищенности и элементарного внимания к досугу и формированию подростков? Это духовный вакуум, меркантильность, отчужденность от общественных интересов. Это значительные трудности в поисках и формировании социальной идентичности.

      В жизни подростка значительную роль играет группа, и как известно, для несовершеннолетних характерно совершение преступлений в группе. Королев ("Психические отклонения у подростков-правонарушителей") выделяет следующие виды деятельности неформальных подростковых групп:

      iтрудовая деятельность (2.1 %; цель - случайный, эпизодический заработок)

      iразвлекательная деятельность (58.9 %; кинотеатры, поездки за город и т.п.)

      iалкоголизация (61.2 %; тесно связана с праздностью и антиобщественной деятельностью)

      iпраздное времяпровождение (63 %; длительное совместное пребывание в подъездах, подвалах, с ведением малосодержательных разговоров, бесцельных прогулках, посещениях знакомых)

      iантиобщественная деятельность (65.4 %; порча и уничтожение имущества, драки, задевание прохожих и т.д.)

      Относительно устоявшийся, постоянный состав неформальной группы образуют обычно 3-6 человек. Они поддерживают тесные, дружеские отношения, имеют общие интересы и занятия. К ним примыкают непостоянные, меняющиеся участники, число которых варьирует в широких пределах.

      Пирожков в "Криминальной психологии" акцентирует внимание больше на одной форме совместного подросткового времяпровождения - "тусовке". Он пишет, что "…"тусовка" играет большую роль в психологической подготовке подростков и юношей к криминальной деятельности и криминальному образу жизни: она становится копилкой криминального опыта". В формировании группового противоправного поведения несовершеннолетних возрастает роль профтехучилищ, в которых скапливается значительный контингент трудных и педагогически запущенных подростков. Взять все тусовки под свой контроль, не дать тусовочной группе перерасти в криминальные - важнейшая задача профилактической работы.

Информация о работе Юридическая психология. Лекции