Юридическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

В начале 70-х годов в области судебной экспертизы возникло новое направление, основывавшееся на достижениях и исследованиях психиатрии и психологии – комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ).

Сегодня такая экспертиза имеет огромное значение для юриспруденции. Она сочетает в себе использование научных и методических возможностей судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз, результаты исследований проблем человека и, таким образом, является одной из наиболее эффективных форм экспертного исследования.

КСППЭ – это наиболее эффективная процессуальная форма реализации общенаучного комплексного подхода к экспертному исследованию имеющих значение для дела сторон, свойств и функциональных особенностей психической деятельности определенного лица (подэкспертного).

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа юридической психологии.doc

— 66.00 Кб (Скачать)
  1. Судебная  комплексная психолого-психиатрическая  экспертиза

     В начале 70-х годов в области  судебной экспертизы возникло новое  направление, основывавшееся на достижениях  и исследованиях психиатрии и  психологии – комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ).

     Сегодня такая экспертиза имеет огромное значение для юриспруденции. Она  сочетает в себе использование научных  и методических возможностей судебно-психиатрической  и судебно-психологической экспертиз, результаты исследований проблем человека и, таким образом, является одной из наиболее эффективных форм экспертного исследования.

     КСППЭ – это наиболее эффективная процессуальная форма реализации общенаучного комплексного подхода к экспертному исследованию имеющих значение для дела сторон, свойств и функциональных особенностей психической деятельности определенного лица (подэкспертного).

     КСППЭ обладает основными достоинствами  каждой из базовых экспертиз. Как  и при судебно-психиатрической  экспертизе, при КСППЭ эксперты компетентны  оценивать нозологическую природу и степень выраженности психических отклонений, распознавать их патологический или неболезненный характер. Однако, в отличие от судебно-психиатрической экспертизы, устанавливающей лишь наличие или отсутствие принципиальной способности лица к волеизъявлению, рефлексии и правильному психическому отражению, КСППЭ позволяет более дифференцированно определять конкретную меру проявления этой способности у лиц с болезненными «пограничными» психическими отклонениями в зависимости от актуального созревания личности, ее структурно-динамических и содержательных особенностей, наличия ситуационных эмоциональных сдвигов (реакций).

     Но  КСППЭ не просто суммирует возможности  судебно-психиатрической и судебно-психологической  экспертиз. В отличие от каждой из них в отдельности она позволяет установить системные свойства изучаемого объекта: выявить результаты взаимодействия комплекса психологических и психопаталогических факторов, раскрыть их системные связи, взаимозависимость и взаимообусловленность.

     Специфику предмета КСППЭ образует направленность экспертного исследования на установление эффекта взаимодействия болезненных и не болезненных психических факторов и определение на основе учета этого системного качества наиболее точной и полной меры их влияния на характер психического отражения, рефлексии и регуляции поведения данного лица в интересующий следователя момент.

     КСППЭ необходима для надежной оценки результатов  влияния возрастного, эмоционального и личностного факторов на психическое  отражение и регуляцию у лиц с «пограничными» вариантами психического здоровья, так как вопрос о системном взаимодействии предпатологического фона и перечисленных психологических причин остается актуальным и в этих случаях.

     Назначение  любой судебной экспертизы является потребность в специальных познаниях при решении вопросов, имеющих значение для дела. Поэтому первое условие обоснованного выбора КСППЭ – правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психиатра и медицинского психолога в каждом конкретном случае.

     Второе  условие – установление необходимости  применения специальных знаний психолога  и психиатра именно в форме  экспертизы.

     Третье  условие обоснованного назначения КСППЭ – адекватное решение вопроса  о необходимости одновременного совместного обсуждения и интегративной оценки результатов применения специальных психологических и психиатрических знаний. При отсутствии такой необходимости по делу назначаются последовательно проводимые судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы, т.е. используется комплекс экспертиз, а не КСППЭ.

     При решении вопроса о назначении КСППЭ, кроме перечисленных содержательных признаков, должны быть приняты во внимание также степень сложности решаемых задач, их общая правовая значимость. Другими словами, должно быть учтено наличие дополнительных обстоятельств, делающих необходимым проведение максимально полных, всесторонних исследований. Именно такими преимуществами обладает комплексная экспертиза.

     Четвертое условие – обязательность исключения вопросов, требующих сугубо правовых оценок, например наличие в действиях лица умысла, в мерах наказания с учетом особенностей его личности, нравственном облике, мотивах, целях инкриминируемых деяний.

     И, наконец, пятое условие обоснованности назначения КСППЭ – постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции эксперта, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту КСППЭ. На современном этапе развития КСППЭ к этому кругу вопросов относятся следующие:

     1. Установление индивидуально-психологических особенностей личности подэкспертных, перенесших нервно-психические вредности и имеющих признаки пограничной психической патологии, выяснение их влияния на поведение в интересующий следователя и суд момент.

     2. Установление у лиц с признаками  психической патологии или перенесших нервно-психические вредности вида из глубины эмоциональных реакций в интересующий следователя и суд момент.

     Необходимость в назначении КСППЭ эмоциональных  состояний может возникнуть тогда, когда у следователя и суда возникает предположение, что эти состояния могли повлиять на способность субъекта преступления в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими.

     3. Установление способности несовершеннолетних  обвиняемых, имеющих признаки отставания  в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий и определение, в какой мере они способны руководить ими. Основанием для назначения экспертизы в этих случаях являются симптомы замедленного психического развития несовершеннолетнего.

     4. Установление способности обвиняемых, свидетелей и потерпевших, перенесших те или иные нервно-психические вредности и обнаруживающих признаки психической патологии, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Здесь основанием для экспертизы может быть наличие внешних условий, затрудняющих восприятие и осмысление определенных событий.

     5. Установление способности малолетних  и несовершеннолетних и иных  потерпевших по делам об изнасиловании,  обнаруживающих признаки психических отклонений или перенесших нервно-психические вредности, правильно понимать характер и значение действий виновного и оказывать сопротивление.

     Основанием  для назначения экспертизы является пассивное поведение потерпевшей  в период изнасилования, неадекватное ее отношение к случившемуся, заявление о применении обвиняемым средств психологического давления, о наступившем изменении состояния, лишавшем возможности оказывать сопротивление.

     6. Установление наличия у лица, предположительно покончившего  жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и возможных причин возникновения этого состояния. Назначением экспертизы является наличие фактических данных о конфликтной обстановке или, наоборот, внешней безмотивности суицидального поступка, признаков изменения поведения суицидента, о проявлениях у него накануне содеянного и в прошлом подавленности, отчаяния, замкнутости и внутренней растерянности.

  1. Выявите психологические особенности взаимодействия присяжных заседателей

     За  время судебного следствия, которое  может длиться неделями, присяжные, ранее не знавшие друг друга, постепенно знакомятся. Постоянное общение, наличие  общей цели и воздействие незнакомой, официальной атмосферы суда приводят к возникновению групповой идентичности, росту сплоченности группы. Относительно небольшой размер коллегии способствует сохранению этой идентичности до конца судебного процесса.

     Наблюдение  за коллегией присяжных позволяет  выделить два направления общения между ее членами: возникающее в ходе обсуждения рассматриваемого дела (деловое общение) и касающееся личных интересов каждого члена группы (межличностное общение). Знакомство присяжных часто начинается с обсуждения проблем, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Таким образом, межличностное общение является основой для возникновения делового. Совпадение взглядов некоторых присяжных по вопросам, не связанным с судебным процессом, является основой для образования подгрупп, сохраняющихся и при обсуждении вердикта.

     Одним из основных феноменов, возникающих  в ходе работы коллегии присяжных, является лидерство. Как правило, в коллегии присяжных неформальный, спонтанно выдвинутый лидер существует одновременно с официально выбранным руководителем (старшиной).

     Роль старшины подразумевает выполнение ее носителем функции организации группового обсуждения вердикта. В частности, в обязанности старшины входит зачитывание вопросного листа и организация процедуры голосования в совещательной комнате. Старшина может оказывать большое влияние на решение присяжных, затрагивая при обсуждении правовые или организационные вопросы.

     Функции неформального лидера более разнообразны. В частности, он:

     • является человеком, вокруг которого объединяются другие члены подгруппы или коллегии в целом;

     • организует процесс общения членов коллегии вне совещательной комнаты (эмоциональный лидер);

     • организует процесс делового общения, активно участвует в обсуждении вердикта (деловой лидер);

     • оказывает активное давление на своих  оппонентов.

     В некоторых случаях один и тот  же человек принимает на себя роль старшины и неофициального делового лидера. В этом случае он активно участвует в дискуссии, отстаивая свою точку зрения и оказывая давление на оппонентов. Однако в других случаях старшина ограничивается выполнением официальных обязанностей, высказывает свою точку зрения последним наравне с остальными участниками.

     По  мнению американских специалистов, выбор  старшины происходит следующим образом. Сначала кто-нибудь из присяжных задает своим коллегам вопрос о том, выполнял ли кто-нибудь из них эту роль раньше. Человек, который обладает опытом старшины, становится главным претендентом. Затем группа оценивает то положение, которое ее члены занимают в социуме: старшиной скорее станет тот, кто является руководителем вне стен суда. Иногда старшиной избирается первый названный человек, поскольку присяжные редко претендуют на выполнение этой роли.

     При обсуждении вердикта давление на оппонентов оказывает не только лидер, но и целые  подгруппы, члены которых придерживаются одного мнения относительно происшедшего в момент совершения преступления. Воздействие, осуществляемое членами подгрупп, получило название влияния большинства и меньшинства.

     Один  из наиболее известных эффектов, возникающих  в ходе групповой дискуссии, — это групповая поляризация. Он заключается в том, что решение, которое принимает группа, более экстремальное по сравнению с индивидуальными решениями ее членов. Составными частями групповой поляризации являются эффекты «сдвига к риску» и «сдвига к осторожности».

     Эффект  «сдвига к риску» в судебном контексте заключается в том, что вердикт коллегии, вынесенный после совместного обсуждения, предусматривает обвинение подсудимого по более серьезной статье или более серьезное его наказание, по сравнению с индивидуальными решениями, принимаемыми присяжными по данному делу.

     Эффект  «сдвига к осторожности» заключается в том, что вердикт коллегии предусматривает обвинение подсудимого по менее серьезной статье (его оправдание) или менее серьезное его наказание, по сравнению с индивидуальными решениями присяжных. Некоторые авторы полагают, что «сдвиг к осторожности» в коллегии присяжных более вероятен, чем «сдвиг к риску».

     Форма проявления эффекта групповой поляризации  в судебном контексте («сдвиг к риску» или «сдвиг к осторожности») зависит от ряда факторов, среди которых:

Информация о работе Юридическая психология