Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:46, реферат
С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш-выигрыш».
Желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный и поэтому является нежелательной и вредной, приводящей конфликт в тупик.
Конформистская модель поведения способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Такая модель может играть и положительную роль. Когда противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому затуханию и разрешению конфликта.
В любом 
конфликте каждый участник оценивает 
и соотносит свои интересы и интересы 
соперника, задавая себе вопросы: «Что 
я выиграю...?», «Что потеряю...?», «Какое 
значение имеет предмет спора 
для моего соперника...?» и т.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации
Выделяют пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях:
 1. Приспособление 
(изменений своей позиции, 
 2. Компромисс (урегулирование 
разногласий через взаимные 
 3. Сотрудничество 
(совместная выработка решения,
 4. Игнорирование, 
уклонение от конфликта (
5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).
 Ваш стиль 
поведения в конкретном 
 Существуют 
рекомендации по 
1. Приспособление:
 - наиболее важной 
задачей является 
 - предмет разногласия 
более существенен для 
- открывается вероятность появления более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас;
 - необходимо 
признать собственную 
- отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;
- вас не особо волнует случившееся;
 - вы хотите 
сохранить мир и добрые 
- вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
- вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.
2. Компромисс:
 - у сторон 
одинаково убедительные 
 - необходимо 
время для урегулирования 
- необходимо принять срочное решение при дефиците времени;
 - сотрудничество 
и директивное утверждение 
 - обе стороны 
обладают одинаковой властью 
и имеют взаимоисключающие 
- вас может устроить временное решение;
 - удовлетворение 
вашего желания имеет для вас 
не слишком большое значение, 
и вы можете несколько 
 - компромисс 
позволит вам сохранить 
3. Сотрудничество:
 - необходимо 
найти общее решение, если 
 - основной целью 
обсуждения является 
 - необходимы 
интеграции точек зрения и 
сближение мнений сотрудников; 
 - представляется 
важным усиление личностной 
- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
 - у вас есть 
время поработать над 
 - вы и ваш 
оппонент хотите поставить на 
обсуждение некоторые идеи и 
потрудиться над выработкой 
4. Игнорирование:
- источник разногласий не существенен по сравнению с более важными задачами;
 - необходимо 
время, чтобы восстановить 
 - изучении ситуации 
и поиск более предпочтительны,
- предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьёзных проблем;
 - подчинённые 
могут сами успешно 
 - напряжённость 
слишком велика, и вы ощущаете 
необходимость ослабления 
- вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
 - у вас мало 
власти для решения проблемы 
или для её решения 
 - пытаться немедленно 
решить проблему опасно, поскольку 
открытое обсуждение конфликта 
может только ухудшить 
5. Соперничество:
- требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
 - актуальное 
решение глобальных проблем, 
- идёт взаимодействие с подчинёнными, предпочитающими авторитарный стиль;
 - исход очень 
важен для вас, и вы делаете 
большую ставку на своё 
 - вы обладаете 
достаточным авторитетом для 
принятия решения, и 
 - вы чувствуете, 
что у вас нет иного выбора 
и что вам нечего терять; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Разрешения конфликтов. Посредничество в конфликте 3-его лица.
Посредническая 
деятельность по разрешению конфликтов 
- новая психологическая 
Медиаторство - 
содействие внешнего третьего двум сторонам 
конфликта, который выполняет 
Способ досудебного решения конфликтов альтернативным путем:
- переговоры
- содействие (модерация) - организаторство (не влияние)
- медиация (совместная выработка возможных решений).
Медиаторство предполагает наличие одновременно 6 признаков:
1. Наличие медиатора 
(посредника, внешнего третьего, т.е. 
не задействованного в 
2. Равноудаленность в отношении всех сторон
3. Собственная 
ответственность каждого 
4. Специфичность, 
ориентация на конкретный 
5. Открытость результатов
6. Вовлечение всех конфликтующих сторон
В процессе работы модератор применяет методы:
- кооперативные, 
сотрудничающие техники 
- техники формулирования вопросов
- технику перефразирования
- технику «я-послания»(1) 
констатация факта; 2) описание отношения 
к этому факту; 3) формулирование 
пожелания на будущее) и «я-
- техники креативности: 
мозговой штурм, 
Переживание конфликта:
- позволяет увидеть 
свою ответственность в данном 
вопросе, а как следствие 
- помогает найти альтернативные решения
- возможно приводит на путь инновации
- повышение солидарности, сплоченности внутри группы
- ведет к сознательному 
выигрышу в виде опыта и 
навыков, в том числе, 
Использование психологического посредничества основано на хорошо известном специалистам факте: участие в переговорном процессе третьих, нейтральных, лиц положительно сказывается на его эффективности. В отечественной практике - из-за отсутствия у нас соответствующих организационных оформлений и специально подготовленных работников - к “естественным” посредникам могут быть отнесены люди, которые в силу своей должностной позиции или профессиональной деятельности периодически вынуждены в той или иной форме брать на себя функции регулирования отношений между людьми. В первую очередь это руководители и учителя, а также социологи и психологи, занятые практической деятельностью.
Сущность посредничества в конфликтах состоит, как известно, в организации процесса урегулирования взаимоотношений, разрешения сложной ситуации между сторонами.
Опыт работы 
с руководителями показывает, что 
типичной моделью, используемой ими 
при разрешении конфликтов, является 
модель арбитража, при которой руководитель 
выступает в роли третейского 
судьи: выслушивает стороны, собирает 
необходимую информацию, а затем 
либо признает правоту одной из сторон, 
либо принимает “третье” решение. 
Такая стратегия типична для 
процесса принятия организационных 
или технических решений: формулируется 
проблема, ищутся варианты решения 
и выбирается “правильное”, лучшее 
из них. Ту же логику руководители используют 
и при решении проблем