Обучаемость. Её соотношение с умственным развитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Обучаемость — система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр.
Обучаемость – один из показателей умственного развития (наряду с уровнем усвоения знаний, темпом усвоения и др.). Как общие умственные способности к усвоению знаний, обучаемость изучалась на материале обучения различным учебным предметам в средней школе. Анализ индивидуальных различий в усвоении и применении знаний школьниками дал возможность определить интеллектуальные свойства личности, необходимые для быстрого и лёгкого усвоения учебного материала.

Содержание

Обучаемость. Её соотношение с умственным развитием………… 3
Критерии разделения школьников в зависимости от обучаемости.. 5
Успеваемость как учебное достояние школьника…………………… 8
Психологические особенности неуспевающих учащихся……………10
Типы неуспевающих школьников…………………………………… 12
Причины неуспеваемости школьников……………………………… 15
Список используемых источников…………………………………

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 44.32 Кб (Скачать)

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

Проблемы, связанные с неуспеваемостью, в начальных классах становятся центральными по своей значимости и наиболее тяжёлыми с точки зрения перспективы развития ребёнка. Отставание в учении, начинающееся с первого класса, принято называть ранней неуспеваемостью. Отметим сразу же, что значительно реже встречается поздняя неуспеваемость, возникающая при переходе в средние классы.

Предполагается, что первопричиной и ранней и поздней неуспеваемости становятся неблагополучные условия обучения и воспитания детей, приводящие в первом случае к неадекватному развитию интеллекта и личности, во  втором – главным образом, к неадекватному развитию личности ребёнка.

По таблице проследим, какие причины неуспеваемости могут стать доминирующими в начальных классах.

 

Причины неуспеваемости в начальных классах

 

 

Доминирующая причина

Проявления (по данным Н.А. Менчинской,

Л.С. Славиной, А.Л. Венгера и др.)

  1. Недостатки развития мотивационной сферы и сферы произвольности:

- несформированность широких социальных мотивов учения;

- слабые познавательные интересы;

- неразвитая мотивация достижения  успеха;

- низкий уровень произвольности.

Отсутствие чувства долга, коллективизма, любви к своей  школе.

Отсутствие интересов, утрата интереса в процессе обучения или «однобокие» интересы.

Отсутствие удовлетворения от преодоления трудностей, получения нужного результата.

Неразвитые волевые качества, неумение трудиться, нарушения дисциплины.

  1. Отклонения в развитии познавательной сферы.

Трудности в усвоении учебного материала, низкая обучаемость (способность к усвоению знаний), интеллектуальная пассивность, задержка психического развития.

  1. Несформированность способов учебной работы:

- как результат педагогической  запущенности (пробелы из-за специфики  семейного воспитания, неподготовленности  к школе);

- из-за недостатков школьного  обучения.

«Неумение учиться», использование нерациональных способов, отсутствие переноса усвоенного способа на другой материал, неверная общая организация работы и др.

  1. Особенности психофизиологического развития.

Нарушения анализаторных систем (плохое зрение, слух), соматическая ослабленность, свойства высшей нервной деятельности (гиперактивность, медлительность) и личности (высокая тревожность, демонстративность), затрудняющие учебную работу.


 

Таким образом, школьная успеваемость может приводить к серьёзным последствиям и в профессиональном (поскольку неуспевающий ученик не получает полноценного образования), и в личностном плане. Выявление первичной и вторичных причин неуспеваемости, т.е. своевременная диагностика, определяет пути коррекции и тем самым способствует эффективности корреционно-развивающей работы с детьми, в частности, сглаживанию отклонений в личностном развитии. [4, с. 66 - 76]

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться [Текст] / К.В. Бардин. - М.: Знание, 1980. - с. 24-25
  2. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др - М.: Просвещение, 1984.—256с.
  3. Педагогическая психология: хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412с.
  4. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 408 с.
  5. Интернет-ссылка: htt//www.libma.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Обучаемость. Её соотношение с умственным развитием