Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:46, реферат
Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали те данные, которые характеризуют влияние семьи на успевающих школьников.
Психологические причины отставания в учении.
Немаловажное значение 
имеет и влияние семьи. В литературе 
посвященной причинам неуспеваемости, 
влияние семьи изучено довольно 
глубоко. Отмечаются такие частые причины 
неуспеваемости и отсева, как разлад 
в семье или ее распад, грубость 
отношении, алкоголизм антиобщественное 
поведение родителей. Вскрыты и 
такие причины, как равнодушие родителей 
к детям и к их образованию 
ошибки в воспитании, неумелая помощь 
детям. Нас особенно интересовали те 
данные, которые характеризуют влияние 
семьи на успевающих школьников. В 
этой связи представили определенную 
ценность данные некоторых зарубежных 
исследований. 
Так, в работе Уайзмена изучалось влияние 
среды на способных и неспособных учеников. 
Выяснилось, что окружение влияет на успешное 
развитие способных детей в большей степени, 
чем на успехи малоспособных. В ходе исследования 
изучались коррелирующие (связанные) факторы. 
Всего было изучено 4000 корреляций. Наибольшая 
значимость была найдена в корреляции 
«семья – среда 
– неуспеваемость». Было обнаружено также, 
что влияние среды тем большее, чем младше 
школьник
Больше всего, по данным Уайзмена, влияют следующие моменты членство ребенка в библиотеке, уровень чтения родителей, количество книг в доме выполнение домашних заданий, взгляды родителей на школьные успехи детей.
Выяснено, что для 
отстающих детей в отношении 
к ним родителей важна 
Имеющиеся в отечественной 
литературе данные также свидетельствуют 
о том, что влияние семьи в 
среднем школьном возрасте слабее, 
чем в младшем. 
Нельзя, однако, забывать, что влияние 
более широкой среды, в частности товарищей, 
в этом возрасте увеличивается.
Наблюдения за учащимися 
в школе, беседы с ними, учителями 
и родителями привели нас к 
выводу, что среди недостатков 
семейного воспитания, отрицательно 
влияющих на успешность учения школьников, 
неправильное стимулирование учения детей 
— немаловажный момент. Родители в 
большинстве случаев 
«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел 
на «пятерку» написать работу», 
«Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, 
не то, что другие дети» и т. п. 
Другие, поддерживая завышенную самооценку 
сына или дочери, всегда готовы согласиться 
с тем, что в школе его (её) не оценили по 
достоинству. Не разобрав сути дела, такие 
родители приходят в школу, только чтобы 
предъявить претензии учителям.
Однако имеются 
попытки тем или иным образом 
сгруппировать причины 
В качестве причин I категории отмечены: 
низкий уровень предшествующей подготовки 
ученика; неблагоприятные обстоятельства 
разного рода (физические дефекты, болезнь, 
плохие бытовые условия, отдаленность 
местожительства от школы, отсутствие 
заботы родителей); недостатки воспитанности 
ученика (лень, недисциплинированность), 
его слабое умственное развитие. 
Для II категории указаны: недоработка 
в предыдущих классах (отсутствие должной 
преемственности); недостаточный интерес 
ученика к изучаемому предмету, слабая 
воля к преодолению трудностей. 
Для III категории выявлены: недостатки 
преподавания, непрочность знаний, слабый 
текущий контроль;
неаккуратное посещение 
уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное 
выполнение домашних заданий. 
Мы видим в этой группировке типичное 
для практического подхода объединение 
разнопорядковых явлений: акты поведения 
учеников ставятся в один ряд с тем, что 
вызывает эти акты, непосредственное — 
с опосредующим, частное - с общим, явления 
внутреннего плана не отграничиваются 
от внешних.
Ближе всех к решению 
задачи описания системы причинно-следственных 
связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим 
требованиям, подошел Ю. К. 
Бабанский. Он изучает учебные возможности 
школьников, объединяя в этом понятии 
два основных фактора успеваемости. Учебные 
возможности, в понимании 
Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал 
личности в учебной деятельности и представляют 
синтез особенностей самой личности и 
ее взаимодействий с внешними влияниями.
Школьная неуспеваемость
Ольга Данилова.
Психологические методы решения проблемы. Комплексное развитие психических свойств ребенка
Сегодня учеников жалеют — 
и нагрузка у них не по годам, и 
социальное неравенство в классах, 
и учителя, обозленные на весь мир 
из-за своей мизерной зарплаты. При 
этом многие забывают о том, что именно 
в детстве у человека самые 
высокие способности 
Сензитивный возраст
Согласно этому понятию, в жизни человека есть особые периоды, в которых он может развивать то или иное свойство или способность гораздо быстрее и легче, чем в другие. Эти периоды и называются сензитивным возрастом. Известно, например, что ребенка до трех лет легче научить говорить на иностранных языках, плавать, кататься на коньках. Сензитивные периоды для развития речи, памяти, мышления, внимания тоже проходят в детстве.
Мы не случайно ведем в первый класс ребенка 7 или 8 лет. Возраст готовности к школе является сензитивным для волевых процессов, а значит, и для развития произвольности в других психических свойствах. У детей в этом возрасте неограниченные возможности для принятия и усвоения информации. Поэтому, если ребенок жалуется на утомляемость или усталость, причиной этому будет не сам материал, а его изложение, степень заинтересованности им ребенка.
Внутренние и внешние причины неуспеваемости
Опытный школьный психолог всегда разделяет две группы причин неуспеваемости — внешние и внутриличностные. К внешним причинам относятся те помехи и препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.
Представьте, каково, например, отвечать на уроке ребенку, над которым в это время смеется весь класс, в котором он является изгоем. Одним словом, если результаты диагностики способностей у отстающего ребенка соответствуют норме, значит, что-то мешает ему пользоваться этими способностями.
Внутриличностные причины школьной неуспеваемости — это какие-либо нарушения или отклонения психических процессов, их неразвитость.
Очень важно понять истинную причину неуспеваемости. Рассмотрим простой пример: учителя и родители жалуются на плохое запоминание ребенком пройденного материала. Психолог в результате психодиагностики свойств памяти действительно обнаруживает некоторые особенности, мешающие запоминанию, и начинает коррекцию этого психического процесса. Проведя различные игры и задания, улучшающие память и запоминание, психолог вновь тестирует ребенка и выявляет значительные улучшения памяти. Однако на уроке ребенок почему-то не показывает этих улучшений, по-прежнему отставая от своих одноклассников.
В чем же проблема?
В поверхностном рассмотрении психических свойств. Видеть в плохом запоминании неразвитость процессов памяти — однобокий подход. Ребенок не может применить полученные приемы и мнемотехники, поскольку не ассоциирует предметные задачи с теми, которые ему давал психолог. Для этого нужно параллельно развивать абстрактно-логическое мышление.
В основном, конечно, в подборе 
методик для диагностики причин 
школьной неуспеваемости делается акцент 
на тестах интеллекта, задачах на внимание, 
память, восприятие информации. Методики 
на мышление и другие психические 
процессы разумно подбирать 
Многочисленные современные исследования показывают, что повышение успеваемости ученика — комплексная цель, требующая целостного рассмотрения детской психики. Сегодня школьные психологи не говорят отдельно о развитии какой-либо психической характеристики, а ставят цель общего психического развития личности ребенка.
Недавнее исследование российских ученых из Психологического института РАО показало эффективность применения программы целостного психического развития учеников. В результате проведения уроков психологического развития в начальной школе 99% учеников продвинулись в своем интеллектуальном развитии, у многих наблюдалось повышение мотивации к обучению, интерес к знаниям.
Программа, разработанная в Психологическом институте, включает воздействие на когнитивные структуры психики ребенка, такие как синтез, анализ, обобщение, индукция и дедукция. Оказалось, что предметы начальной школы (русский язык, чтение, математика) требуют участия этих когнитивных структур для понимания и усвоения материала. Уроки психологического развития продолжительностью 40-45 минут включали различные методы тренировки мышления, логики с их переносом непосредственно на практические задачи.
Комплексная задача психолога
Следовательно, задача психолога — обучать ребенка мыслить. С правильно построенной системой мышления правильно развиваются и память, и внимание, и речь. Кстати, для развития абстрактно-логического мышления сензитивный возраст приходится именно на начальную школу.
Правильная организация мышления требует произвольности основных психических процессов, попросту — участия воли. Волевые процессы у ребенка 7 — 8 лет также находятся в сензитивном периоде.
Возможно, что кроме работы 
непосредственно с психическими 
свойствами, психологу придется иметь 
дело с психологическими защитами ребенка, 
возникшими в результате учительского 
или родительского воздействия. 
У детей младшего школьного возраста 
самой распространенной защитой 
является регрессия — переход 
к уже известным формам поведения, 
которые свойственны 
Защита срабатывает в ответ на фрустрацию. Так, если ребенок чего-то не добился, а его поругали, да еще и не объяснили детально, за что именно, то он применяет защиту — может начать сосать палец, лечь на пол и свернуться клубочком, может проявлять агрессию, закатывать истерику. Все это — формы поведения, свойственные предыдущему — дошкольному — этапу его жизни. С психологическими защитами работает психотерапевт. Однако многие психологи видят в ней рефлекс, который угасает без стимула. Соответственно, если исчезнет проблема неуспеваемости, угаснет и защита.
Психологическая работа с 
неуспеваемостью учащихся — тема 
очень популярная и актуальная, ей 
посвящаются многочисленные исследования, 
разрабатываются новые 
Список литературы
Для подготовки данной работы 
были использованы материалы с сайта http://www.
XXVIII Краевой конкурс 
социально-гуманитарных наук
Департамент образования г. Перми
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32» г. Перми
Обществознание
«Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения»
Морозова Александра,
МОУ «СОШ №32»,
10 класс
Малинина С.В.,
МОУ «СОШ №32»,
учитель обществознания
Пермь, 2008
 
Содержание работы
Введение
Глава №1. Понятие школьной неуспеваемости
Глава №2. Психологические особенности неуспевающих
Глава №3. Причины неуспеваемости
Глава №4. Пути устранения неуспеваемости
Глава №5. Общественный опрос
Заключение
Список литературы
 
Введение
Целью данного реферата ставилось изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею. Многие учащиеся испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих проблем невозможна эффективная работа по их преодолению.
Актуальность предложенной темы заключается 
в том, что стойкие трудности 
усвоения программного материала в 
массовой школе являются одной из 
самых больных проблем для 
педагогов, родителей, психологов и 
самих неуспевающих детей. А так 
же эта тема затрагивает и меня, 
так как я являюсь 
Объектом данного исследования являются ученики 5-9 классов, так как по последним данным 2007 года, именно в этих классах больше всего преобладает неуспеваемость.
В основу реферата легли труды выдающихся отечественных психологов, основанные на многолетнем опыте работы с данной категорией детей.
Для достижения данной цели мне потребовалось решить следующие задачи:
Информация о работе Причины школьной неуспеваемости и пути их устранения