Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме. 
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос  о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение.                                                                                                           3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста.                                               5-6
1.2. Концепции девиации.                                                                                6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение                   
       подростков.                                                                                                9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности 
       правонарушителя.                                                                                    17-21
1.5.  Мотивы подростковых преступлений.                                                  21-29
Выводы по главе.                                                                                             29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений  несовершеннолетних. 
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.                                                                                     31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.                                                                                      36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь.                                                       38-44
Выводы по главе.                                                                                              44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей.                                                    46-92
Выводы по главе.                                                                                             92-93
Заключение.                                                                                                      94-96
Список использованной литературы.                                                             97-100
Н0: уровень доминантности экспериментальной группы не превышает уровень доминантности контрольной группы.
Н1: уровень доминантности экспериментальной группы превышает уровень доминантности контрольной группы.
Qэмп = S1 + S2
S1= 9
                              
Qэмп = 9 + 2 = 11
Qкр = 7 (р < 0,05)
                              
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень доминантности 
экспериментальной группы превышает 
уровень доминантности 
Подсчёт значений 
уровня силы «Сверх-Я» по выборкам учащихся 
контрольной и 
Критерий Розенбаума (фактор G).
| Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
| Мурат С. | 19 | ||
| Иван Л. | 18 | ||
| Костя К. | 17 | ||
| Назым С. | 16 | ||
| Арман Е. | 16 | ||
| Михаил А. | 15 | ||
| Емельян И. | 14 | ||
| Саша Без. | 13 | 13 | Карен П. | 
| Игорь М. | 13 | 13 | Антон А. | 
| Андрей Р. | 13 | ||
| Талгат Н. | 12 | ||
| Мунира Ш. | 12 | ||
| Айжан М. | 12 | ||
| Сергей И. | 12 | ||
| Асхат У. | 12 | ||
| Ерлан И. | 12 | ||
| 11 | Еркебулан С. | ||
| 11 | Чингиз А. | ||
| 10 | Руслан Т. | ||
| 10 | Еркебулан У. | ||
| 10 | Николай Б. | ||
| 10 | Василий М. | ||
| 10 | Асет К. | ||
| 9 | Олег К. | ||
| 9 | Александр Б. | ||
| 9 | Владислав М. | ||
| 9 | Алексей С. | ||
| 9 | Татьяна В. | ||
| 7 | Марина Д. | ||
| 7 | Акжан Т. | ||
Н0: уровень силы «Сверх-Я» контрольной группы не превышает уровень силы «Сверх-Я» экспериментальной группы.
Н1: уровень силы «Сверх-Я» контрольной группы превышает уровень силы «Сверх-Я» экспериментальной группы.
Qэмп = S1 + S2
S1= 7
                              
Qэмп = 7+14 = 21
Qкр = 7 (р < 0,05)
                              
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень силы «Сверх-Я» контрольной группы превышает уровень силы «Сверх-Я» экспериментальной группы.
Подсчёт индивидуальных значений уровня
самоконтроля желаний по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Критерий Розенбаума (фактор Q3).
| Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||
| Саша Без. | 17 | |||
| Михаил А. | 17 | |||
| Сергей И | 16 | |||
| Игорь М | 16 | |||
| Емельян И. | 16 | |||
| Мунира Ш. | 15 | |||
| Айжан М. | 15 | |||
| Мурат С | 15 | |||
| Костя К. | 15 | |||
| Асхат У. | 15 | |||
| Назым С. | 14 | |||
| Арман Е. | 14 | |||
| Андрей Р. | 13 | 13 | Александр Б. | |
| Иван Л. | 12 | 12 | Еркебулан С. | |
| Ерлан И. | 12 | |||
| 11 | Антон А. | |||
| 11 | Николай Б. | |||
| 11 | Чингиз А. | |||
| Талгат Н. | 10 | 10 | Карен П. | |
| 10 | Еркебулан У. | |||
| 10 | Владислав М. | |||
| 10 | Василий М. | |||
| 10 | Асет К. | |||
| 10 | Алексей С. | |||
| 10 | Татьяна В. | |||
| 10 | Акжан Т. | |||
| 9 | Марина Д. | |||
| 8 | Руслан Т. | |||
| 6 | Олег К. | |||
Н0: уровень самоконтроля желаний контрольной группы не превышает уровень самоконтроля желаний экспериментальной группы.
Н1: уровень самоконтроля желаний контрольной группы превышает уровень самоконтроля желаний экс-периментальной группы.
Qэмп = S1 + S2
S1= 13
                              
Qэмп = 13+3 = 16
Qкр = 7 (р < 0,05)
                              
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень самоконтроля желаний контрольной группы превышает уровень самоконтроля желаний эксперименталь-ной группы
Подсчёт значений 
уровня фрустрированности по выборкам 
учащихся контрольной и 
| Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
| Акжан Т. | 14 | |||
| Марина Д. | 13 | |||
| Асет К. | 13 | |||
| Татьяна В. | 13 | |||
| Еркебулан С. | 12 | |||
| Руслан Т. | 12 | |||
| Еркебулан У. | 12 | |||
| Василий М | 12 | |||
| Чингиз А. | 12 | |||
| Алексей С. | 12 | |||
| Карен П. | 11 | |||
| Владислав М. | 11 | |||
| 10 | Талгат Н. | |||
| 10 | Айжан М. | |||
| 10 | Костя К. | |||
| 10 | Асхат У. | |||
| Антон А. | 9 | 9 | Мунира Ш. | |
| 9 | Сергей И | |||
| 9 | Иван Л. | |||
| Александр Б | 8 | 8 | Назым С. | |
| Олег К. | 8 | 8 | Ерлан И. | |
| 7 | Саша Без. | |||
| 7 | Михаил А. | |||
| 7 | Арман Е. | |||
| Николай Б. | 6 | 6 | Мурат С | |
| 6 | Емельян И. | |||
| 5 | Игорь М | |||
| 4 | Андрей Р. | |||
Н0: уровень фрустрированности экспериментальной группы не превышает уровень фрустрированности контрольной группы.
Н1: уровень фрустрированности экспериментальной группы превышает уровень фрустрированности контрольной группы.
Qэмп = S1 + S2
S1= 12
                              
Qэмп = 12 + 2 = 14
Qкр = 7 (р < 0,05)
                              
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень фрустрированности 
экспериментальной группы превышает 
уровень фрустрированности 
 
Качественный анализ результатов по опроснику Кеттелла.
1. По показателю интеллектуального развития контрольная группа превосходит экспериментальную группу на 1,6. Низкий уровень интеллекта показали 69% испытуемых экспериментальной группы. Это свидетельствует о низком интеллекте и дезорганизации мышления.
2. Уровень эмоциональной 
устойчивости контрольной 
3. Для девиантных подростков характерна повышенная импульсивность и сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. У них наблюдается постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Они плохо владеют собой, по незначительному поводу у таких подростков возникают бурные эмоциональные реакции, их поведение сильно зависит от наличного состояния. Повышенный уровень импульсивности показало 75% испытуемых экспериментальной группы.
4. По уровню доминантности 
экспериментальная группа 
5. Среди испытуемых 
экспериментальной группы 
6.По критерию Q3 - самоконтроль поведения, 87,5% испытуемых экспериментальной группы показали низкий уровень. Полученные результаты свидетельствуют о плохом самоконтроле. Они сначала сделают, а потом начинают задумываться о том, что совершили, пасуют перед трудностями, не привыкли доводить начатое дело до конца. Склонны давать обещания, которые не в состоянии выполнить. Такие подростки слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать её. Они не умеют организовывать своё время и порядок выполнения дел.
7. У испытуемых экспериментальной группы преобладает напряжённость (75%), в то время как у испытуемых контрольной группы преобладает расслабленность (100%). Высокие оценки по данному фактору свидетельствуют о том, что у 75% испытуемых выражен классический невроз тревожности. Девиантные подростки постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаивают себя, чувствуют себя разбитыми и усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для них характерна эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.
Процентное соотношение показателей по шкалам: В – индивидуальные значения интеллекта; С – уровень эмоциональной устойчивости; D – подвижность нервной системы; E – поведение в группе; G – уровень ответственности; Q3 - самоконтроль поведения; Q4 – уровень фрустрированности.
 
Математическая обработка.
     Внизу приводится 
математическая обработка и 
Результаты по опроснику Леонгарда-Шмишека.
| Контрольная группа | Г | З | Эм | П | Т | Ц | Де | В | Ди | Эк | Эксперименталь-ная группа | ||||||||||
| К | Э | К | Э | К | Э | К | Э | К | Э | К | Э | К | Э | К | Э | К | Э | К | Э | ||
| 1.Талгат Н. | 9 | 24 | 14 | 16 | 9 | 21 | 16 | 4 | 15 | 0 | 6 | 21 | 14 | 20 | 15 | 18 | 9 | 3 | 12 | 24 | 1.Олег К. | 
| 2. Мунира Ш. | 15 | 21 | 4 | 12 | 15 | 24 | 8 | 18 | 18 | 18 | 15 | 21 | 8 | 14 | 15 | 15 | 12 | 12 | 6 | 18 | 2.Еркебулан С. | 
| 3. Айжан М. | 18 | 21 | 8 | 10 | 18 | 12 | 4 | 6 | 12 | 9 | 18 | 15 | 14 | 6 | 9 | 9 | 9 | 12 | 6 | 24 | 3.Александр Б. | 
| 4. Саша Без. | 15 | 21 | 0 | 16 | 9 | 18 | 14 | 14 | 6 | 3 | 15 | 21 | 12 | 12 | 12 | 18 | 12 | 12 | 12 | 24 | 4.Карен П. | 
| 5. Назым С. | 18 | 21 | 8 | 10 | 15 | 15 | 4 | 8 | 15 | 3 | 18 | 12 | 12 | 14 | 12 | 9 | 9 | 9 | 6 | 18 | 5.Марина Д. | 
| 6. Мурат С. | 6 | 21 | 6 | 10 | 9 | 15 | 12 | 12 | 15 | 3 | 12 | 15 | 10 | 8 | 15 | 9 | 18 | 12 | 18 | 12 | 6.Антон А. | 
| 7. Сергей И. | 12 | 18 | 8 | 16 | 12 | 15 | 10 | 16 | 15 | 12 | 18 | 18 | 12 | 20 | 15 | 12 | 12 | 18 | 12 | 18 | 7.Руслан Т. | 
| 8. Константин К. | 12 | 21 | 14 | 16 | 15 | 15 | 12 | 16 | 9 | 6 | 12 | 6 | 14 | 6 | 15 | 12 | 18 | 6 | 6 | 12 | 8.Еркебулан У. | 
| 9. Игорь М. | 6 | 15 | 8 | 14 | 15 | 21 | 10 | 10 | 12 | 15 | 18 | 15 | 10 | 18 | 15 | 18 | 12 | 18 | 6 | 12 | 9.Владислав М | 
| 10. Михаил А. | 15 | 24 | 6 | 10 | 18 | 18 | 6 | 14 | 9 | 12 | 12 | 18 | 12 | 16 | 9 | 15 | 8 | 15 | 10 | 24 | 10.Николай Б. | 
| 11. Иван Л. | 9 | 15 | 16 | 12 | 9 | 18 | 14 | 12 | 9 | 18 | 12 | 21 | 4 | 12 | 9 | 9 | 3 | 12 | 0 | 24 | 11.Василий М. | 
| 12. Асхат У. | 15 | 21 | 4 | 16 | 18 | 15 | 6 | 12 | 9 | 0 | 15 | 9 | 12 | 16 | 12 | 6 | 15 | 6 | 18 | 12 | 12.Асет К. | 
| 13. Емельян И. | 9 | 18 | 2 | 14 | 18 | 24 | 0 | 14 | 9 | 9 | 15 | 18 | 8 | 10 | 12 | 12 | 9 | 9 | 12 | 18 | 13.Чингиз А. | 
| 14. Андрей Р. | 6 | 24 | 12 | 16 | 9 | 15 | 8 | 16 | 15 | 12 | 18 | 12 | 12 | 14 | 9 | 15 | 9 | 18 | 18 | 24 | 14.Алексей С. | 
| 15. Арман Е. | 15 | 21 | 0 | 10 | 15 | 12 | 2 | 18 | 3 | 18 | 12 | 15 | 14 | 18 | 9 | 18 | 9 | 15 | 12 | 12 | 15.Татьяна В. | 
| 16. Ерлан И. | 18 | 18 | 8 | 12 | 18 | 21 | 4 | 10 | 12 | 15 | 18 | 18 | 14 | 12 | 9 | 12 | 9 | 12 | 6 | 18 | 16.Акжан Т. | 
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей